Головач А.И. КОММУНИКАЦИИ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОДВИЖЕНИЯ УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Понятия «рынок образовательных услуг», «привлечение потребителя», «конкуренция образовательных программ», «продажа образовательных услуг» все чаще звучат в академической среде. Рыночные технологии целенаправленного воздействия на потребителя, давно и успешно применяемые в бизнесе, стали сегодня актуальными и для учреждений образования [1, с. 150].
Социальные сети прочно вошли в жизнь современного общества. Благодаря их развитию трансформируется массовая коммуникация и появляются новые каналы, через которые можно транслировать различные сообщения на массовую аудиторию. Скорость распространения информации по таким интернет-каналам (социальным сетям, блогам, форумам, порталам и т.д.) гораздо выше, чем по традиционным каналам коммуникации; появляется перспектива четко дифференцировать целевую аудиторию и работать именно с ней, а также оперативно получать различные данные об особенностях поведения аудитории и, как следствие, корректировать контент или способы коммуникации.
Развитие различных площадок в пространстве Интернета и трансформация каналов коммуникации создает дополнительные возможности для специалистов по коммуникации. Особенно активно новые возможности коммуникации в социальных сетях на сегодняшний день используют специалисты по PR, маркетингу, продажам, продвижению – SMM (от англ. social media marketing).
Как показывает практика, в социальных сетях можно продавать не только товары, но и различные услуги. Сегодняшняя реальность такова, что в условиях жесткой конкуренции новыми каналами коммуникации вынуждены пользоваться даже университеты.
Работа в соцсетях, связанная с маркетингом, продвижением или PR, предполагает создание сообщества (бренд-платформы) и организацию в нем живого общения представителей целевой аудитории бренда [2, c. 26]. Через данную бренд-платформу осуществляется деятельность по позиционированию, продвижению и т.д.
Тенденция создания университетами групп в социальных сетях растет, однако стоит отметить, что существует проблема, связанная с незнанием механизмов маркетинга в социальных сетях модераторами, из-за чего группы в социальных сетях модерируются слабо, практически отсутствует пользовательская активность, появляется некачественный контент и т.д. Группы оказываются невостребованными, о чем можно судить по их низкой посещаемости [3, c. 97].
Рассмотрим коммуникационную деятельность в социальных сетях на примере трех университетов: Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена (г. Санкт-Петербург, Россия), Белорусского государственного университета (г. Минск) и Гродненского государственного университета имени Янки Купалы. Выбор вузов обусловлен тем, что РГПУ является одним из первых вузов на постсоветском пространстве, который стал использовать маркетинговые технологии в работе с целевыми аудиториями, БГУ является ведущим белорусским вузом и рассматривается нашим университетом в качестве главного конкурента. Данные приводятся по состоянию на апрель 2015 года.
Анализ коммуникации проводился по следующим критериям: количество социальных сетей, в которых представлен университет; количество подписчиков в сообществах; наполненность групп контентом (частота обновления); принадлежность контента (собственный / чужой); активность подписчиков (количество лайков / репостов, наличие дискуссий и т.д.); качество коммуникации (описание группы).
Критерий: РГПУ БГУ ГрГУ
Количество социальных сетей Facebook, Twitter, Youtube, Вконтакте,

«Дневник.ру» (5)

Facebook, Twitter, Youtube, Вконтакте, Instagram (5) Twitter, Youtube,Вконтакте, Instagram (4)
Количество подписчиков в сообществах

(человек)

Facebook 1191, twitter 347,

Youtube 27,

«вконтакте» 3392

Facebook 974, twitter 1226,

Youtube 34,

«вконтакте» 18343, Instagram 318

Twitter 727, «вконтакте» 1885,

Youtube 34,

Instagram 116

Наполненность групп контентом
(частота обновлений)
Facebook– отсутствуют;

Twitter – ежедневные;

Youtube – редкие;

«вконтакте» – ежедневные

 

Facebook– ежедневные;

Twitter – ежедневные;

Youtube – редкие;

«вконтакте» – ежедневные;

Instagram –редкие

Twitter – ежедневные; youtube – 2-3 раза в неделю;

«вконтакте» – ежедневные;

Instagram – редкие

Принадлежность контента Facebook– собственный;

Twitter – собственный;

Youtube – собственный контент;

«вконтакте» – собственный + чужой;

 

Facebook– собственный;

Twitter – собственный;

Youtube – собственный;

«вконтакте» – собственный + чужой;

Instagram – собственный

Twitter – собственный; youtube – собственный

«вконтакте» – собственный + чужой;

Instagram – собственный

Активность подписчиков (количество лайков/ просмотров) Facebook– 0;

Twitter– 0;

Youtube – 40-50;

«вконтакте» –0-10

 

Facebook – 0-5;

Twitter – 0-2;

Youtube – 9-1300;

«вконтакте»–0-10;

Instagram –10 -60

Twitter – 0-2;

Youtube – 4-20 «вконтакте» – 0-200;

Instagram –20 -30

Качество коммуникации – описание группы «вконтакте» КОНКУРС ИСТОРИЙ

«Как я поступил в Герценовский университет»

<…>

 

Группа студентов, выпускников и людей, которых что-либо связывает с Белорусским государственным университетом.

Следите за нами в <…>

Прагматичный

«Официальная группа университета вконтакте.

ГрГУ – лучший региональный вуз по рейтингу Министерства образования Республики Беларусь. <…>

Прагматичный, нет обращения к аудитории.

Структура

Аккаунта

«Вконтакте»

Обсуждения

Отсутствует Понятная, подробная, выстроенная по приоритетам Понятная, нацеленная на студентов
На основании проведенного анализа можно сделать вывод о том, что коммуникация в социальных сетях ведут все университеты. Однако наиболее налажена и активно ведется коммуникация с целевой аудиторией у БГУ.
У всех вузов качественно коммуникация ведется в социальной сети «вКонтакте», это обусловлено популярностью данного ресурса у целевой аудитории. На основании проведенного анализа коммуникации в социальных сетях можно выделить некоторые особенности. Все университеты имеют сразу несколько аккаунтов в различных социальных сетях, что обусловлено разрозненностью целевой аудитории. Несмотря на то, что коммуникация ведется на различных ресурсах, однако она теряет качество и эффективность связи с целевой аудиторией. Кроме того, отсутствует связь между всеми аккаунтами, например перекрестные ссылки и т.д. Для повышения эффективности коммуникации во всех социальных сетях, возможно, необходимо выделить стержневой аккаунт, который будет объединять остальные.
Кроме разрозненности аккаунтов в различных социальных сетях, можно также отметить подобное явление и в одной социальной сети. Например, в «вКонтакте» у РГПУ им. А.И. Герцена насчитывается более 400 сообществ. В то же время работа БГУ ведется в одной, основной, группе, а не разделяется на несколько групп, как у РГПУ им. А.И. Герцена. У Гродненского университета также раздробленная система аккаунтов, но среди них первым в ответе на поисковый запрос появляется закрытая группа, что, на наш взгляд, является отрицательным моментом в коммуникации.
«Одна из главных задач SMM – это объединение с аудиторией, которая не приемлет открытую рекламу и готова дать обратную связь» [4, с. 29].При этом особенностью коммуникации в социальных сетях у всех исследуемых университетов является отсутствие активной обратной связи от подписчиков сообществ во всех социальных сетях. Возможно, это обусловлено тем, что модераторы сообществ ориентированы только на информирование, а не на диалог с подписчиками. Кроме того, об этом говорит и тематика контента в сообществах. Чаще всего тематика контента касается учебного процесса и мероприятий, которые проходят в университете, но у ГрГУ, по сравнению с другими аккаунтами в «вКонтакте», гармонично сочетается контент собственный и заимствованный.
С точки зрения качества коммуникации в описании группы в «вКонтакте», наиболее качественной является коммуникация у БГУ, так как в тексте присутствует призыв и что очень важно на наш взгляд, размещены ссылки на аккаунты университета в других ресурсах.
Следующим важным моментом является структура аккаунта в «вКонтакте». У РГПУ такая структура вообще отсутствует, что существенно снижает качество коммуникации в группе. У БГУ и ГрГУ такая структура разработана, что облегчает ориентирование в группе и улучшает удобство коммуникации в группе.
Из данной работы видно, что работа по ведению коммуникации в социальных сетях ведется всеми университетами, однако, на сегодняшний день эффективной в полной мере эту работу еще нельзя назвать. Эта проблема требует детальной научной разработки, анализа методов и возможностей коммуникации в социальных сетях, инструментов работы с целевыми аудиториями, выбор оптимальной площадки для коммуникации.
Литература
  1. Пивоварчик, Т.А. Маркетинговые коммуникации как инструмент развития дополнительного образования взрослых / Т.А. Пивоварчик // Дополнительное образование взрослых: перспективы развития и инновации: материалы Республиканской научн.- практ. конф., Витебск, 22 ноября 2012 г. – Витебск: ВГУ им. П.М. Машерова, 2012 . – С.150–154.
  2. Электронная книга компании «INGATE». Простое и наглядное пособие по маркетинговым коммуникациям в социальных сетях. – М., 2013.– 48 с. – Режим доступа: http://smm.ingate.ru/smm-issledovaniya/. – Дата доступа: 12.03.2015.
  3. Медведева, Э.А. Оценка эффективности продвижения вуза в социальных сетях / Э.А. Медведева, Я.Р. Водатурская // Общество: политика, экономика, право. – 2013. – № 4. – С.96-101.
  4. Павлов, А.Ю. Особенности маркетинга в российском сегменте социальных сетей / А.Ю. Павлов // APRIORI. – Сер. Гуманитарные науки. – 2014. – № 4. – С. 25-31.
Запись опубликована в рубрике Внедрение образовательных технологий в учебный процесс школы и университета. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий