Жицкая О.И. Мультимедийные презентации как средство развития познавательной активности младших школьников

УДК 37.013.32

Научный руководитель – А.В. Крофто, кандидат филологических наук, доцент кафедры естественнонаучных и лингвистических дисциплин и методик их преподавания ГрГУ имени Янки Купалы.

Познавательная активность является социально значимым качеством личности и формируется у школьников в учебной деятельности.

Становление познавательной активности в младшем школьном возрасте положительно влияет на развитие личности. В силу этого необходима целенаправленная педагогическая деятельность по формированию познавательной активности младших школьников [1, c. 23].

Перечислим способы и условия, способствующие развитию познавательной активности младшего школьника.

  • Обеспечение внутреннего принятия детьми цели предстоящей работы, т. е. обеспечение понимания того, зачем надо это делать, на какой предполагаемый результат ориентироваться.
  • Исключение поверхностного оценивания итогов предыдущей работы и в момент актуализации знаний.
  • Комбинирование различных форм организации учебной работы, определение их места на каждом этапе занятия.
  • Обсуждение результатов деятельности и применение придуманных самими детьми упражнений и заданий.
  • Обучение младших школьников рациональным способам умственной работы.
  • Эмоциональная насыщенность занятия, «взволнованность» самого педагога. Создание доброжелательного эмоционального фона в работе педагога и учеников.
  • На каждом занятии ребенку должна быть предоставлена возможность выразить свое отношение к происходящему (развитие рефлексии) для осознания значимости достигнутого результата деятельности.
  • Организация домашнего задания по принципу самостоятельности и возможности использования полученных знаний в общении со сверстниками [5, с.123].

Достижению этих условий на уроке способствует применение мультимедийных презентаций, которые являются одной из современных форм представления учебного материала в школьном образовании.

Мультимедийная презентация может быть оформлена в виде электронной звуковой книжки с красивыми картинками и стать отличным пособием учителям для рассказа младшим школьникам об окружающем мире [2, c.12].

Презентация несет в себе образный тип информации, понятный младшим школьникам, формирует у них познавательную активность, интерес к обучению. Младшему школьнику с его наглядно-образным мышлением понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать или оценить действие объекта.

Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей. За счёт высокой динамики эффективно проходит усвоение материала, тренируется память, развивается познавательная активность, воображение и творческие способности [7, c. 163].

Кроме того, фрагменты уроков, на которых используются презентации, отражают один из главных принципов создания современного урока – принцип фасциации (принцип привлекательности). Благодаря презентациям, дети, которые обычно не отличаются высокой активностью на уроках, становятся более активными, высказывают свое мнение, рассуждают.

Наиболее эффективные приемы применения мультимедийных пособий на уроках:

  • При изучении нового материала. Позволяет иллюстрировать разнообразными наглядными средствами.
  • При закреплении изученной темы. Для проверки знаний компьютерное тестирование – это самопроверка и самореализация, это хороший стимул для обучения, это способ деятельности и выражения себя. Для учителя – это средство качественного контроля знаний, программированный способ накопления оценок.
  • Для углубления знаний, как дополнительный материал к урокам. При проверке фронтальных самостоятельных работ. Обеспечивает наряду с устным визуальный контроль результатов.
  • Средство эмоциональной разгрузки. Во время проведения уроков стоит включить видеозаставки или мультфильмы. При этом у учеников исчезает усталость, появляется заинтересованность, они ищут ответы, обращаются к учителю с вопросами, заряжаются новой энергией.
  • Как средство для изготовления раздаточного дидактического материала. Персональный компьютер в руках учителя, в дополнении со сканером и принтером – это минитипография педагога [7, с. 163].

Чтобы повысить познавательную активность младших школьников, развить их интерес и сделать урок оптимально продуктивным, учителями начальных классов широко используются мультимедийные средства в процессе обучения.

Так, например, на уроках русского языка во 2 классе для объяснения написания букв хорошо использовать анимированный плакат «Письменные буквы». Подобные анимированные тренажеры эффективно использовать на уроках русского языка при изучении различных орфограмм, знакомстве с частями речи. Неоценимую роль играют мультимедийные презентации на уроках развития речи при написании изложений и сочинений. На экране перед детьми всегда предстают репродукции картин, набор сюжетных иллюстраций. Всё это повышает интерес учащихся к уроку, благодаря чему повышается результативность занятия.

На уроках литературного чтения особой привлекательностью для детей являются анимированные диафильмы к изучаемым произведениям. Во время их просмотра учащиеся развивают навыки выразительного чтения, опираясь на звучащий эталон. Благодаря иллюстрациям, сопровождающим текст, развивается осознанность чтения, умение выделять главных героев, тему и основную мысль произведения.

На уроках математики с помощью мультимедийных презентаций может осуществляться демонстрация примеров, задач, цепочек для устного счета, могут быть организованы математические разминки и самопроверка.

Особое место в курсе отведено проектно-исследовательской деятельности, которая способствует развитию самостоятельных исследовательских умений, творческих способностей и логического мышления.

Таким образом, на смену традиционным технологиям обучения приходят новые информационные развивающие педагогические технологии. С их помощью на уроках реализуются такие педагогические ситуации, в которых деятельность учителя и учащихся основана на использовании современных информационных технологий и носит исследовательский, эвристический характер. Для успешного внедрения этих технологий учитель должен иметь навыки пользователя ПК, владеть умениями планировать структуру действий для достижения цели исходя из фиксированного набора средств; описывать объекты и явления путем построения информационных структур; проводить и организовывать поиск электронной информации; четко и однозначно формулировать проблемы, цели и задачи урока.

Список использованных источников

  1. Босова, Л. Л. Компьютерные уроки в начальной школе / Л. Л. Босова // Информатика и образование. – 2002. – № 1. – С. 22.
  2. Бурлакова, А. А. Компьютер на уроках в начальных классах // Начальная школа плюс до и после. – 2007. – № 7. –С. 35.
  3. Красновский, Э. А. Показатели в образовании / Э. А. Красновский // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2002. – № 5. – С. 53-57.
  4. Леонтьев, А. Н. Лекции по общей психологии / А. Н. Леонтьев. – М. : Смысл, 2001. – 511 с.
  5. Маловичко, Д. А. Познавательная активность как компонент творческого саморазвития школьника / Д. А. Маловичко // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3 : Педагогика и психология. – 2010. – Вып. № 1. – С. 125-129.
  6. Марцинковская, Т. Д. История детской психологии : учебник для студентов пед. вузов / Т. Д. Марцинковская. – М. : ВЛАДОС, 1998. – 272 с.
  7. Морозова, И. С. Познавательная активность младших школьников / И.С. Морозова, И. С. Штепина // Теория и практика общественного развития. – 2012. – № 12. – С. 162–165.
Запись опубликована в рубрике Актуальные вопросы общей педагогики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий