Куприян Н.М. РАЗНООБРАЗИЕ ГЛАГОЛОВ РЕЧЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ И ИХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ В ПРОЗЕ АННЫ МАТВЕЕВОЙ, ТАТЬЯНЫ ТОЛСТОЙ, ВИКТОРИИ ТОКАРЕВОЙ

УДК 37.01

Научный руководитель – З.З. Сидорович, кандидат филологических наук, доцент кафедры русской филологии ГрГУ имени Янки Купалы

Текст как речевое произведение человека стал объектом изучения и рассмотрения в языкознании, литературоведении, философии языка, этике, культуре, эстетике, логике, психологии и в других областях гуманитарного знания. Интерес к исследованию текста не ослабевает и сегодня, по-прежнему одной из центральных актуальных проблем остается проблема исследования его аспектов и его составляющих.

Функциональный подход исследования текста и его составляющих (в частности, лексем) как коммуникативного произведения дает возможность рассматривать лексическую систему языка через призму восприятия её человеком. Кроме того, исследование функциональной направленности употребляемого глагола позволяет представить в новом ракурсе, исследовать словарный состав с точки зрения антропоцентричности, систематизировать лексику с опорой на речевую деятельность человека, выявить языковую картину мира адресанта.

Функциональное назначение языковых единиц – один из актуальных аспектов исследования текста, поскольку подобный анализ способствует выявлению семантических процессов, в которых раскрываются существенные закономерности, обусловленные сложной природой языка как средства общения.

Изучение языковых единиц с точки зрения функциональности даёт более объективное описание материала по сравнению с традиционным, так как является многоаспектным и охватывает весь обширный материал, накопленный в лингвистике.

Глаголы речевого поведения давно привлекают внимание учёных. Ещё с середины ХХ века глаголы речи изучались в диахронии, в историко-сопоставительном аспекте на материале старославянского, древнерусского и родственных языков (например, Ю.Д. Апресян, И.П. Бондарь, В.Г. Забродченко, С.Д. Кацнельсон, В.И. Кодухов, Е.П. Таргонская, А.А. Уфимцева, Н.Ю. Шведова, Д.Н. Шмелёв и др.). Не меньший интерес вызывает эта группа у исследователей современного русского литературного языка, которые ставят разнообразные задачи, анализируя глагольную лексику со значением речи (С.М. Антонова, В.П. Бахтина, Л.М. Васильев, Ф.Р. Имамутдинова, И.А. Крылова, Е.С. Кубрякова, М.В. Никитин, Е.М. Соколовская, И.А. Стернин, В.Н. Телия, Н.Л. Туманова и др.).

Ведущая роль в осуществлении речевой деятельности принадлежит глаголам речи. В этом отношении важным становится изучение главного инструмента общения – глаголов речи, т.к. речевые действия являются основой коммуникативных намерений говорящих.

Глаголы говорения представляют собою одну из самых древних, продуктивных, объёмных и активно функционирующих подсистем лексико-семантической системы русского языка. Но до сих пор остаются неочерченными чёткие границы данной группы, особенно в условиях развития новой научной парадигмы, где является необходимой составляющей исследования учёт функционального аспекта рассмотрения языковых единиц.

Цель исследования – выявить лексико-семантическое разнообразие и особенности функционирования глаголов речевого поведения на материале рассказов А.Матвеевой, В.Токаревой, Т.Толстой.

В ходе выполнения исследования были поставлены и выполнены следующие задачи:

  1. Выявить все глаголы говорения в рассказах указанных авторов и составить их список-картотеку.
  2. Проанализировать особенности функционирования ЛСГ глаголов говорения в художественном тексте.
  3. Сформулировать и обосновать теоретические предпосылки исследования ЛСГ речи в функциональном аспекте.
  4. Классифицировать глаголы речи и дать описание каждой из обозначенных групп.

Объект исследования – глаголы речи в современном русском языке на материале Анны Матвеевой, Татьяны Толстой, Виктории Токаревой. Всего проанализировано 75 рассказов.

Предметом анализа является функциональный потенциал глаголов речи, который раскрывается в конкретном тексте и представляет художественную картину мира А. Матвеевой, Т.Толстой, В.Токаревой.

В результате проведенного исследования в анализируемых текстах было выявлено 871 лексема глаголов (без учета повторяемости лексем) говорения в 1915 словоупотреблении.

Автор Количество лексем глаголов Количество словоупотреблений
Т.Толстая 287 591
А.Матвеева 410 861
В.Токарева 174 463
Всего 871 1915

При определении семантики глагола, его принадлежности к той или иной ЛСГ использовались данные «Толкового словаря русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой [1]. Анализ групп лексики, употребленных в рассказах А. Матвеевой, позволяет выявить «материальную основу» описываемых коммуникативных ситуаций. В данном исследовании используется классификация ЛСГ глаголов речи, представленная в работе С.М. Антоновой [2], с учётом классификации Л.М. Васильева [3].

Лексико-семантическое пространство исследуемых рассказов образуют 6 подгрупп глаголов речи, каждая из которых имеет свои особенности употребления и сочетаемостные возможности.

В статье рассматриваются следующие группы глаголов говорения в рассказах Т.Толстой, В.Токаревой и А.Матвеевой:

Лексико-семантическая группа Рассказы Т.Толстой, лексемы (словоформы) Рассказы В.Токаревой, лексемы (словоформы) Рассказы А.Матвеевой, лексемы (словоформы)
глаголы, характеризующие акустически-физиологическую и графическую сторону речи (нейтральные варианты) 47 (138) 55 (129) 38 (131)
глаголы, характеризующие содержание мысли, выражаемые посредством устной речи 90 (157) 42 (145) 113 (235)
глаголы, характеризующие коммуникативную сторону устной речи. Глаголы со значением речевого взаимодействия и контакта 31 (53) 35 (94) 82 (162)
глаголы со значением побуждения, выраженные посредством устной речи 24 (48) 24 (46) 23 (46)
глаголы со значением эмоционального отношения и оценки, выражаемых посредством устной речи (эмоциональные варианты) 90 (177) 24 (66) 150 (271)
глаголы со значением мышления 5 (18) 18 (29) 4 (16)

Первая – наиболее частотная – группа представлена глаголами со значением эмоционального отношения и оценки, выражаемых посредством устной речи (эмоциональные варианты): ахать (6), болтать (11), баюкать (8), блеять (4), бормотать (7) и т.д. Например, – Извините, – бормотала Е.С., прощаясь с хозяевами (А.Матвеева). Он навизжал – на правах младшего, но преуспевшего брата – на Ленечкиного отца, указав ему на чёрт знает какое воспитание, данное детям (Т.Толстая). Чаще всего встречаются глаголы кричать, орать, плакать, возмущаться, вздыхать, наименее частотны – блеять, выпаливать, выть,  стонать, бухтеть, залопотать. Например, – Меня Арина обидела, – выпаливает вдруг девочка.

Вторая группа – глаголы, характеризующие содержание мысли, выражаемые посредством устной речи – в исследуемых текстах представлена 255 лексемами. Самыми частотными лексемами в этой группе являются следующие глаголы: просить (13), попросить (13), предлагать (9), предсказывать (9), признаться (8), единично употребляются глаголы процитировать (1), резюмировать (1), свидетельствовать (1), отчитать (1), оценить (1) и т.д.

Чаще всего глаголы рассматриваемой группы указывают на отношение говорящего к ситуации (обвинять (5), заступаться (3), испугаться (3)), на отношение говорящего к человеку (потешаться (2)), на речевую характеристику героя (вторить), а также на отношение автора к герою рассказа (оправдать (4), одобрить (3)). В группу входят как нейтральные с точки зрения стилистики глаголы (предлагать (12), объявить (11)), так и книжные элементы (ведать (5), молвить (2)). Например, Бабка поджала губы и негромко молвила: — А эту? Что же, мне ее выкинуть что ли? (А.Матвеева).

Третья группа – глаголы, характеризующие коммуникативную сторону устной речи. Глаголы со значением речевого взаимодействия и контакта – состоит из 148 лексем (319 словоупотреблений). Самыми частотными глаголами в данной группе являются объяснять (26), спрашивать (24), жаловаться (19), спросить (15), единичные глаголы – беседовать (1), внушать (1), гадать (1), обругать (1), перешептываться (1) и др. Глагольные единицы данной группы характеризуют акт говорения между двумя людьми: договориться (8) (например, Вскоре Лангепас перешел к ним в фирму, и они довольно быстро договорились, что не станут больше встречаться на чужих квартирах); делиться (2) (К счастью (ли?), Лена поделилась проблемой с ушлой Маринкой, которая согласилась прикрыть подругу, сочинив семейный праздник, на который Лену пригласила Маринкина мать (А.Матвеева)), их отношение друг к другу (напрашиваться (1) (Он не приглашал, а я не напрашивалась (В.Токарева)).

В диалоге фиксируются разнообразные типы ситуаций, характеризующих как общий процесс говорения, так и взаимодействие коммуникантов, в частности, их отношение к ситуации, теме разговора и друг другу. Так, обозначение согласия / несогласия с мнением собеседника осуществляется преимущественно с помощью глаголов возражать (2), возразить (1), доказывать (1). В процессе речевого действия одного из участников акта коммуникации возможно объединение нескольких высказываний, прерывание речи, включение собеседника в речевой акт и др. Эта ситуация выражена глаголами уточнить (1), уточнять (2), вмешаться (1), вставить (1).

Четвертая группа, нейтральная в передаче сообщения, – глаголы, характеризующие акустически-физиологическую и графическую стороны речи. В рассказах выявлено 140 лексем (398 словоупотреблений). Например, сказать (26), рассказать (18), произносить (12), повторять (11), петь (6) и т.д. Самыми частотными из глаголов являются: говорить (36), сообщать (15), читать (11). Частота их употребления указывает на объём сообщаемой информации и на источник этой информации. К примеру, – Моя мама не против, – сообщает Таня, но все остальные нервничают (А.Матвеева).

Единично употребляются глаголы воспроизводить (1), излагать (1), пересказать (1), умолкать (1) и т.д. (Сейчас можно бы отплатить Вась-Васю за мучительные минуты, когда он, прижав меня к стене, излагал сновидения – будто я не работник галереи, а какой-нибудь Зигмунд Фрейд (А.Матвеева)).

Глаголы данной группы участвуют не только в создании акта речепередачи, но и указывают на продолжительность процесса говорения (замолкать (4), заговорить (3), замолчать(3), запеть (2) и т.д.), могут использоваться для характеристики человека (излагать (1), проговариваться (1)).

В пятую группу отнесены глаголы со значением побуждения, выраженные посредством устной речи. Самыми частотными являются глаголы позвать (19), заставлять (12), командовать (9), наименее частотны: требовать (3), разрешить (3), отозваться (3) и т.д., единичные в употреблении глаголы заклеймить (1), распоряжаться (1): Услышать голос ее старинной подруги, после долгого отсутствия заявившейся в город и требующей позвать к телефону Светлану; Именно она придумала ему псевдоним «Марк Платонов», а себя велела звать Руфью. Общее количество лексем в группе – 71, словоупотреблений – 140.

В рассказах А. Матвеевой встречаются глаголы с книжной стилистической окраской (велеть (1), взывать (1)), что свидетельствует о желании автора максимально точно передать читателю черты характера героя и его отношение к ситуации.

Глаголы шестой группы со значением мышления в функции речевого выражения встречаются не часто. Всего в рассказах были обнаружены 27 лексем: думать (8), подумать (6), надумывать (1), додуматься (1). Например: – Я даже не знаю, что думать, – говорит Ростропович, интеллигентно затягиваясь. – Мы совсем недавно узнали, что Ирочка тоже танцует хип-хоп. Можно предположить, что автор использует глаголы мышления в своих произведениях в меньшей степени по причине желания выразить внешнюю сторону явлений и жизненных коллизий героев, а не их мыслительную деятельность.

Разнообразие употребляемых глаголов речи говорит о том, что «глагол является не только центром образования предложения, организующим элементом предложения, синтаксического целого и текста, но и способом описания окружающей действительности, отношением автора к героям, речевой характеристикой героя и отражением языка эпохи» [4, с. 107].

В рассказах Т.Толстой чаще всего употребляются глаголы, характеризующие содержание мысли, выражаемые посредством устной речи и глаголы со значением эмоционального отношения и оценки, выражаемых посредством устной речи (эмоциональные варианты). Частота употребления говорит о том, что автор предоставляет герою свободу выбора в действиях, разговорах и т.д., дистанцируясь от него. Создается видимости не-ведения героя, а его полного самостоятельного действия. Реже Т.Толстая употребляет нейтральные варианты, которые только называют действие или отношение своих героев. Глаголы со значением речевого контакта и эмоциональные варианты, глаголы со значением пробуждения – необходимость вовлечения героя – читателя – автора в диалог и «подключение» читателя в поле деятельности.

Для стиля А.Матвеевой характерно использование большого количества глаголов со значением эмоционального отношения и оценки, выражаемых посредством устной речи и глаголов, характеризующих содержание мысли, выражаемые посредством устной речи. Это обусловлено спецификой рассказа как жанра, желанием автора в точности передать речемыслительную деятельность героев и отчасти объяснить их поведение в канве рассказа. Автор использует глаголы, характеризующие коммуникативную сторону устной речи и глаголы, характеризующие содержание мысли, выражаемые посредством устной речи для описания внутреннего мира героя и его отношения к миру окружающему, в том числе и к собеседнику. Менее всего представлена группа глаголов со значением мышления, что объясняется дистанцированностью автора от героя.

Рассказы В.Токаревой отличаются обилием использования глаголов, которые характеризуют акустически-физиологическую и графическую сторону речи (нейтральные варианты). Глаголы, характеризующие содержание мысли, выражаемые посредством устной речи, встречаются чуть реже. Именно эти глаголы подчеркивают самостоятельность действий и принятия решений героев, характеризуют коммуникативную сторону устной речи. Глаголы со значением речевого взаимодействия и контакта указывают на необходимость взаимодействия героев и автора, автора и читателя, героя и читателя. Реже всего в произведениях автора встречаются глаголы мышления, говорящие о подконтрольности автору героев.

Список используемых источников

  1. Антонова, С.М. Глаголы говорения динамическая модель языковой картины мира: опыт когнитивной интерпретации / С.М. Антонова; УО «Гродненский гос. ун-т им. Я.Купалы». – Гродно : ГрГУ, 2003. – 519 с.
  2. Богданов, В.В. Речевое общение: прагматические и семантические аспекты/ В.В. Богданов. – Л. : Изд-во Ленин. гос. унта, 1990. – 88 с.
  3. Васильев, Л.М. Семантические классы глаголов чувства, мысли и речи / Л.М. Васильев // Очерки по семантике русского глагола : сб. науч. тр. – Уфа, 1971. – С. 213–266.
  4. Васильев, Л.М. Семантические классы глаголов чувства, мысли и речи / Л.М. Васильев // Очерки по семантике русского глагола. – Уфа, 1971. – С. 213–266.
  5. Кубрякова, Е.С. Обеспечение речевой деятельности и проблема внутреннего лексикона / Е.С. Кубрякова // Человеческий фактор в языке: Язык и порождение речи. – М., 1991.
  6. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка : 80 000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова ; Российская академия наук. Ин-т рус. яз. им. В.В. Виноградова. – 4-е изд., доп. – М. : ООО «Издательство ЭЛПИС», 2003. – 944 с.
  7. Сидорович, З. З. Модель анализа художественного нарратива на основе функционирования глагольного слова в аспекте текстовых категорий / З.З. Сидорович // Современное гуманитарное научное знание: мультидисциплинарный подход : материалы Междунар. науч.-практ. конф. – Барнаул : Изд-во АлтГТУ, 2012 . – С. 104–107.
Запись опубликована в рубрике Проблемы методики преподавания лингвистических дисциплин. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий