Раева А.К. РАЗВИТИЕ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

УДК 373.2:81’233-056.264

Научный руководитель — Корнейчук Светлана Петровна, магистр педагогических наук, старший преподаватель кафедры теории методики специального образования ГрГУ им. Янки Купалы
Развитие лексики обусловлено развитием представлений ребенка об окружающей действительности. По мере того как ребенок знакомится с новыми предметами, явлениями, признаками предметов и действий, обогащается его словарь. Освоение окружающего мира ребенком происходит в процессе неречевой и речевой деятельности при непосредственном взаимодействии с реальными объектами и явлениями, а также через общение со взрослыми.
Термин общего недоразвития речи, подразумевает расстройства различной степени тяжести, при которых у детей наблюдается нарушение всех компонентов речевой системы (смысловой и звуковой стороны) при наличии нормального слуха и интеллекта [1, с. 20].
Согласно анализу специализированной научной литературы, выявляются следующие статистические данные: на данный момент только лишь 14% детей совершенно здоровы, у остальных детей выявляются различные речевые нарушения (25% детей дошкольного возраста имеют нарушения речи, а 35% детей, страдают хроническими заболеваниями) [2, с. 11].
Большинство  речевых нарушений у детей связано с общим недоразвитием речи – ОНР [3, с. 9].
На данный момент особо частым случаем речевых нарушений является общее недоразвитие речи в отношении проблем с развитостью её лексической стороны. Именно исходя из этой причины, выявляется общая актуальность рассмотрения вопросов детских речевых нарушений в отношении ОНР.
При нарушении формирования лексики у детей с ОНР проявляются ограниченность словарного запаса, резкое расхождение объема активного и пассивного словаря, неточном употреблении слов, многочисленных вербальных парафазиях, не сформированности семантических полей, трудности актуализации словаря [4, с. 615].
Лексический строй речи – это компонент языка, который включает в себя активный и пассивный словарный запас, умение пользоваться им в конкретной ситуации. В структуру лексического строя речи входит: номинативный, предикативный и атрибутивный словари, а также словари служебных частей речи (наречия, местоимения и т.д).
Одной из выраженных особенностей речи детей с ОНР является более значительное, чем в норме, расхождение в объеме пассивного и активного словаря. Дошкольники с ОНР понимают значение многих слов: объем их пассивного словаря близок к норме. Однако употребление слов в экспрессивной речи, актуализация словаря вызывают большие затруднения.
Неполноценная речевая деятельность оказывает негативное влияние на все сферы личности ребенка: затрудняется развитие его познавательной деятельности, снижается продуктивность запоминания, нарушается логическая и смысловая память, дети с трудом овладевают мыслительными операциями, нарушаются все формы общения и межличностного взаимодействия, существенно тормозится развитие игровой деятельности. Поэтому его развитие необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению [1, с.148].
 В работах А. М. Бородич были выделены направления работы по развитию лексического компонента речи у дошкольников: обогащение словаря;  уточнение словаря (эта задача понимается, прежде всего, как помощь ребенку в освоении обобщающего значения слов, а также в их запоминании); активизация словаря, т. е. перенесение как можно большего числа слов из пассивного в активный словарь, включение слов в предложения, словосочетания; устранение нелитературных слов, перевод их в пассивный словарь [5, с.21].
Вместе с тем В. И. Логинова в своих исследованиях выделяет направления логопедической работы по развитию лексического строя речи: расширение словаря на основе ознакомления с постепенно увеличивающимся кругом предметов и явлений; усвоение слов на основе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира; введение слов, обозначающих элементарные понятия на основе различения и обобщения предметов по существенным признаками [6, с.49]. На основе выделенных направлений В. И. Логиновой была разработана система занятий, направленных на создание лексической основы речи. Данные занятия направлены на первичное ознакомление с предметами и явлениями, с особенностями предметов, введение элементарных понятий о предметах и явлениях [6, с.57].
Логопедическая работа по развитию лексического строя речи включает в себя упражнения, обеспечивающие обогащения словаря и содержательной стороны отдельных слов: составления предложений с отдельным словом, со словами синонимического ряда, объяснения значения слов, замена слов более удачными выражениями с точки зрения условий контекста.

Таким образом, овладение лексическим строем речи является важным условием умственного развития, поскольку содержание исторического опыта, присваиваемого ребенком в онтогенезе, обобщено и отражено в речевой форме и, прежде всего, в значениях слов.

Литература

1. Лалаева, Р. И. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. – СПб. : Союз, 2001. – 160 с.

  1. Выготский, Л. С. Мышление и речь. Психологические исследования /
  2. Л. С. Выготский; под ред. В. Колбанского. – М., 1934. – 352 с.
  3. Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте : метод. пособие / И. Ю. Кондратенко. – М. : Айрис-пресс, 2005. – 224 с.
  4. Валгина, Н. С. Современный русский язык : учеб. пособие для вузов / Н. С.Валгина [и др.] ; под общ. ред. Н. С.  Валгиной. – 6-е изд., перераб. и доп. – М. : Логос, 2001. – 528 с.
  5. Бородич, А. М. Методика развития речи детей : учеб. пособие для вузов. – М. : Просвещение, 1981. – 256 с.
  6. Громова, О. Е. Методика формирования начального детского лексикона / О. Е. Громова. – М. : Сфера, 2003. – 176 с.
Запись опубликована в рубрике Аспекты коррекционно-развивающей педагогики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий