Вечкитова А.И. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ПО МАТЕМАТИКЕ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

УДК 37.091.26:51-053.5

УО «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», г. Минск
Научный руководитель – М. А. Урбан, доцент кафедры естественнонаучных дисциплин БГПУ имени Максима Танка, кандидат педагогически наук, доцент

Проблема проверки знаний учащихся является одной из наиболее актуальных в современной общеобразовательной школе. Еще в прошлом веке ученые поднимали вопрос о том, какими методами лучше проверить знания, умения и навыки у школьников. Значимость этой проблемы объясняется тем, что без понимания учителем достигнутых учащимися уровней обученности невозможно полноценно планировать дальнейшее обучение.

В научно-методической литературе различают понятия «формы контроля» и «методы контроля». Под формами контроля понимают организацию контроля учебной деятельностью учащихся [1]. В соответствии с формами обучения на практике выделяются следующие формы контроля: индивидуальная, групповая и фронтальная проверка, комбинированный (уплотненный) опрос, взаимоконтроль, самоконтроль, поурочный балл [2].

В научно-методической литературе разрабатывалась также проблема использования различных методов контроля – способов, с помощью которых определяется результативность учебно-познавательной деятельности учащихся и педагогической работы учителя [1]. Методы контроля по способу взаимодействия учителя и учащихся можно подразделить на следующие: устные, письменные, графические, практические, программированные, тесты. Такую классификацию предлагают И. И. Прокопьев и Н. В. Михалкович [3]. Часто методы проверки используются в комбинированном виде.

С целью изучения проблемы использования форм и методов проверки знаний, умений и навыков учащихся начальных классов на уроках было проведено анкетирование учителей начальных классов ГУО «СШ №175 г. Минска». В ходе исследования мы хотели получить информацию о предпочитаемых учителями в практике обучения формах и методах проверки знаний, умений и навыков, и выяснить причины этих предпочтений. В исследовании приняло участие 18 учителей начальных классов ГУО «СШ №175 г. Минска». Результаты анкетирования были обработаны и занесены в Таблицу 1 и Таблицу 2.

Таблица 1. Использование учителями начальных классов различных форм проверки знаний умений и навыков.

Таблица 2. Использование учителями начальных классов различных методов проверки знаний, умений и навыков.

После того, как учителя выполнили анкетирование, с ними была проведена беседа с целью выяснения причин их предпочтений одних методов и форм и игнорирования других методов и форм. По результатам анкетирования и беседы было выявлено, что наиболее часто учителя используют фронтальную форму организации, так как она позволяет опросить за короткий промежуток времени большое количество учащихся. Индивидуальную проверку указали не многие учителя в анкетировании, так как данная форма организации отнимает много времени. Групповую форму организации учителя используют еще реже, чем индивидуальную, так как эта форма предусматривает контроль целой группы учащихся. Самопроверка используется при проведении тематического контроля, когда учащимся предлагается проверить свою работу. Достаточно часто в 1-2 классе используется взаимопроверка и совершенно не используется комбинированный опрос.

Было также выявлено, что наиболее часто учителя используют устный метод проверки, так как он позволяет за короткий срок опросить большое количество учащихся и получить обратную связь. Письменные методы применяются на обучающих математических диктантах, при проведении самостоятельных работ. Практические методы используются учителями на каждом уроке, так как, по мнению учителей, без этих методов нельзя представить продуктивное обучение математике. Тесты как метод проверки знаний и умений по математике в начальной школе применяется достаточно редко. Совершенно не используются такие методы, как графические и программированные. Графические методы используются только в устной форме, когда нужно составить задачу или дополнить, изменить ее условие, но не в качестве средства для проверки знаний. Программированный контроль предусматривает использование технических средств обучения. По мнению учителей распространению этого метода препятствует проблема материально-технической оснащенности школ.

Таким образом, после анализа обработанных данных было выявлено, что учителя начальных классов не в полной мере используют различные варианты форм и методов контроля. В связи с этим, задачей дальнейшего исследования будет разработка методических рекомендаций по совершенствованию практики проверки знаний и умений.

Список использованных источников

  1. Подласый, И. П.Педагогика. Новый курс : Учеб. для студентов вузов, обучающихся по пед. спец.: В 2-х кн. Кн. 1 : Общие основы. Процесс обучения / И. П. Подласый. — М. : ВЛАДОС, 1999. — 576 с.
  2. Мойсеюк, Н. Содержание, виды, методы и формы контроля / Н. Мойсеюк // Педагогика [Электронный ресурс].– 2003. – Режим доступа: http://studbooks.net/32116/pedagogika/soderzhanie_vidy_metody_formy_kontrolya — Дата доступа: 01.04.2018
  3. Канашевич, Т. Н.Математика, 2 класс : пособие для учителей учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения / Т. Н. Канашевич ; Нац. ин-т образования. — Минск : Аверсэв, 2017. — 96 с. — (Контрольно-измерительные материалы).
  4. Белошистая, А. В.Методика обучения математике в начальной школе : курс лекций: учеб. пособие для студентов вузов / А. В. Белошистая. — М. : ВЛАДОС, 2007. — 456 с. — (Вузовское образование).
  5. Прокопьев, И. И.Педагогика : Учеб. пособие для студентов пед. специальностей вузов / И. И. Прокопьев, Н. В. Михалкович. — Мн. : ТетраСистемс, 2002. — 544 с.
  6. Истомина, Н. Б.Методика обучения математике в начальных классах : учеб. пособие для сред. и высш. пед. учеб. заведений / Н. Б. Истомина. — 5-е изд., стер. — М. : Академия, 2002. — 287 с. : ил. — (Педагогическое образование).

Запись опубликована в рубрике Проблемы методики преподавания естественнонаучных дисциплин. Добавьте в закладки постоянную ссылку.