Галабурда Ю.А. ФОРМИРОВАНИЕ ЭМПИРИЧЕСКИХ ГРАММАТИЧЕСКИХ ОБОБЩЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ НА РАЗЛИЧНЫХ МОДЕЛЯХ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ

УДК 376.36

Учреждение образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы», г. Гродно
Научный руководитель – С. П. Корнейчук, старший преподаватель кафедры теории и методики специального образования ГрГУ им. Янки Купалы, магистр педагогических наук

Словообразование – раздел науки о языке, в котором изучаются состав слов и способ их образования.

Словообразование – особый путь развития словаря, одно из основных средств пополнения словарного состава языка; составная часть морфологической системы языка, так как словообразование происходит путем соединения, комбинирования морфем.

Остается нерешенной проблемой изучения состояния и развития словообразования у детей с общим недоразвитием речи; влияния словообразования на развитие устной и письменной речи детей; разработки научно обоснованных методов формирования навыков словообразования у детей с общим недоразвитием речи дошкольного возраста. Общее недоразвитие речи – это различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте [1].

В процессе формирования словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи необходимо уделять основное внимание организации системы продуктивных словообразовательных моделей. Для формирования и закрепления этих моделей уточняется связь между значением морфемы и ее знаковой формой (звучанием). Закрепление этой связи осуществляется на основе сравнения слов с одинаковой морфемой, определения общего, сходного значения слов с общей морфемой, выделения этой общей морфемы, уточнения ее значения.

Логопедическая работа направлена на формирование словообразования существительных, прилагательных, глаголов. При этом развитие словообразования различных частей речи происходит последовательно – параллельно [2, с. 66].

Возрастные границы становления системы словообразования у детей с нормальным речевым развитием впервые обозначил А. Н. Гвоздев [3, с. 34]. По данным автора, уже в промежуток между 1 годом 10 месяцем – 2 года 2 месяцами в самостоятельной речи ребенка появляются первые существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Это свидетельствует о уже начавшемся овладении самыми элементарными словообразовательными процессами.

По данным А. Н. Гвоздева [3, с. 34], можно сделать вывод, что в период до 3 лет ребенок осваивает употребление суффиксов уменьшительности, ласкательности, уничижительности и увеличительности. Суффиксы для обозначения предметов по действию, качеству употребляются лишь в единичных случаях. Усвоение всех остальных суффиксов происходит после 3 лет и растягивается на весь дошкольный возраст. В связи с этим исследователь отмечал, что «усвоение словообразования происходит в более позднем возрасте, чем усвоение тех морфологических элементов, посредством которых обозначаются разнообразные синтаксические отношения. Это свидетельствует об относительно большей трудности усвоения словообразования».

Многочисленные исследования доказали, что овладение словообразованием детьми в процессе онтогенетического развития определяется степенью усвоения предметных отношений и их связей с языковыми явлениями. Пик этого овладения приходится на дошкольный возраст. При специальном обучении ребенок способен «подняться» до полного усвоения морфем и осознанного отношения к словообразованию достаточно рано. Ускорить процесс осознания ребенком значения морфемы становится возможным, если выявит и сделать явной для ребенка ее связь с изменением в предметной действительности. Однако эти выводы относятся к словообразовательной деятельности детей с нормальным речевым развитием. У детей с общим недоразвитием речи будут наблюдаться значительное отставание и своеобразие в протекании словообразовательных процессов.

В логопедической практике, в рамках изучения речевых проблем, в первую очередь исследуются вопросы коммуникативной функции речи, формирования лексических и грамматических значений, что имеет отношение к проблеме изучения и формирования языковой основы познавательных способностей детей.

Дети с нормальным речевым развитием на протяжении дошкольного возраста усваивают необходимый для учения в школе словарный запас и языковые грамматические формы, подготавливаются к овладению звуковым и морфологическим анализом слов. Однако у детей с различными формами речевых нарушений эти процессы замедляются. Поэтому дети с различными нарушениями речи в условиях общеобразовательной школы обычно оказываются не в состоянии овладеть навыками письма и чтения в полном объеме. Многие нарушения речи препятствуют также успешному обучению детей.

Представлениями о симптоматике и структуре речевого нарушения при общем недоразвитии речи занимались Г. И. Жаренкова [4], Р. Е. Левина [1], Т. В. Туманова [5]. Отмечается вторичность недоразвития словообразования у детей с общим недоразвитием речи. С точки зрения уровня несформированности словообразования категория детей с общим недоразвитием речи характеризуется неоднородностью, вариативностью симптоматики: от незначительной задержки формирования словообразовательной системы языка до выраженных аграмматизмов в экспрессивной речи. Основным механизмом несформированности словообразования у детей с общим недоразвитием речи является нарушение дифференциации фонем, что вызывает трудности различения словообразовательных форм из-за нечеткости слухового и кинестетического образа слов.

Выявление характера сформированности словообразовательных операций у дошкольников с общим недоразвитием речи необходимо для разработки теоретического обоснования включения в логопедическую работу новых разделов, направленных на развитие осознанных навыков и умений использования новых слов. Овладение закономерностями словообразования на практическом уровне, возможность выделять, дифференцировать и синтезировать морфемы, определять необходимые условия пополнения словарного запаса за счет производных слов, овладения грамматической системой языка, создания предпосылок орфографически правильного письма, важнейшим принципом которого всегда был морфологический.

Нарушение процессов словообразования является стойким проявлением в структуре такого сложного нарушения, как общее недоразвитие речи. Вследствие этого недостатки словообразовательных операций отмечаются у дошкольников с общим недоразвитием речи на разных этапах восприятия и порождения речевого высказывания.

Р. Е. Левина [1, c. 17], указывая на различные речевые возможности детей с общим недоразвитием речи, отмечала полную недоступность словообразовательных действий детям с первым и вторым уровнями речевого развития.

Т. Б. Филичева [6, с. 11], выделяя дополнительный, четвертый, уровень общего недоразвития речи, отмечает у этих детей существенные затруднения при образовании сложных слов, прилагательных с суффиксами, характеризующими эмоционально-волевое состояние живых объектов, при образовании существительных со значением единичности.

Для речевого развития детей с общим недоразвитием речи характерна несформированность всех компонентов речи: фонетико-фонематического, лексического и грамматического. Что проявляется в ее несформированности и в нарушении оперирования элементами речи на практическом уровне. Это ограничивает возможности перехода к более высокому, теоретическому уровню овладения речью, на котором ребенок осознает элементы структуры слова, предложения, закономерности их сочетания и оперирования ими. Одним из основных проявлений общего недоразвития речи является недоразвитие словообразования. Это недоразвитие наблюдается как в импрессивной речи, так и в экспрессивной, и может проявляться в различной степени: от единичных ошибок в понимании и употреблении грамматических форм, до глубокого нарушения процесса словообразования. У детей данной категории недостаточно развита способность различать значения, которые заключены в лексико-грамматических формах родного языка. Дети не видят разницы между словами. Нарушение словообразования у детей с общим недоразвитием ведет к обеднению словарного запаса, трудностям в работе над морфологическим составом слова и в овладении связной речью.

В процессе обучения и воспитания детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи особое внимание нужно уделять работе по формированию словообразования.

С целью углубления данных о состоянии лексико-грамматических средств языка у дошкольников с общим недоразвитие речи проводилось исследование уровней проводилось исследование уровней сформированности эмпирических грамматических обобщений у дошкольников с общим недоразвитием речи на различных моделях словообразования. Экспериментальной базой явился ГУО «Специальный детский сад №19 г. Гродно». В исследовании приняли участие 10 детей. По заключению ПМПК 5 детей с общим недоразвитием речи 3 уровня речевого развития, 3 ребенка с общим недоразвитием речи 2 уровня речевого развития и 2 ребенка с общим недоразвитием речи 2 уровня речевого развития, осложненное стертой дизартрией, которые составили экспериментальную группу. Также 10 детей с нормальным речевым развитием, которые составили контрольную группу. Средний возраст на момент исследования составил от 5 лет до 6 лет.

Исследование проводилось в индивидуальной форме и включало 3 серии заданий: задания на выявление уровня сформированности словообразования существительных; задания на выявление уровня сформированности словообразования прилагательных; задания на выявление уровня сформированности словообразования глаголов.

Анализ результатов показал, что уровень сформированности словообразования детей с общим недоразвитием речи значительно ниже, чем их сверстников с нормальным речевым развитием.

По результатам словообразования имен существительных у дошкольников с общим недоразвитием речи был выявлен средний балл, который составил 2,32 балла, что является средним уровнем (58 %). У детей наибольшие трудности возникали при словообразовании имен существительных, обозначающих вместилище чего-нибудь и словообразования существительных со значением единичности.

Результаты словообразования имен существительных у детей с нормальным речевым развитием показали, что средний балл составил 3,54, что является высоким уровнем (88,5 %).

По результатам словообразования имен прилагательных у дошкольников с общим недоразвитием речи был выявлен средний балл, который составил 2,25 балла, что является средним уровнем (56,3 %). Наибольшие трудности у детей речи возникали при образовании качественных и притяжательных прилагательных, дети испытывали трудности понимания инструкции.

Результаты словообразования имен прилагательных у детей с нормальным речевым развитием показали, что средний балл составил 3,28, что является высоким уровнем (82 %).

По результатам словообразования глаголов у дошкольников с общим недоразвитием речи был выявлен средний балл, который составил 2,04 балла, что является средним уровнем (51 %). У детей наибольшие трудности возникали при образовании глаголов со значением приближения к чему-либо, удаления от чего-либо, со значением конца действия, обусловленные недостаточностью словарного запаса и малым употреблением этих форм слов.

Результаты словообразования глаголы у детей с нормальным речевым развитием показали, что средний балл составил 3,4, что является высоким уровнем (85%).

Средний балл экспериментальной группы детей с общим недоразвитием речи дошкольного возраста по словообразованию существительных, прилагательных, глаголов составил 2,2 (55 %). Можно сделать вывод о том, что у дошкольников с общим недоразвитием речи средний уровень сформированности словообразования. Существенные трудности возникают при образовании глаголов, меньше всего трудностей испытывают дети при словообразовании существительных. У детей отмечались трудности сосредоточения внимания и понимания инструкций, недостаточная сформированность лексического и грамматического строя речи, что и обуславливает ошибки в заданиях.

Средний балл контрольной группы детей с нормальным речевым развитием дошкольного возраста по словообразованию существительных, прилагательных, глаголов составил 3,41 (85,25 %). Можно сделать вывод о том, что у дошкольников с нормальным речевым развитием уровень сформированности словообразования выше среднего.

Можно сделать вывод о том, что у дошкольников с общим недоразвитием речи средний уровень сформированности словообразования.

На основе проведенного исследования были разработаны методические рекомендации по формированию эмпирических грамматических обобщений у дошкольников с общим недоразвитием речи на различных моделях словообразования.

Логопедическая работа направлена на формирование словообразования существительных, прилагательных, глаголов. При этом развитие словообразования различных частей речи происходит последовательно – параллельно.

Работа ведется по формированию словообразования существительных, прилагательных и глаголов.

Можно выделить 3 этапа логопедической работы по формированию словообразования.

I этап. Закрепление наиболее продуктивных словообразовательных моделей.

II этап. Работа над словообразованием менее продуктивных моделей.

III этап. Уточнение значения и звучания непродуктивных словообразовательных моделей [2].

Овладение процессами словообразования является важнейшей частью при дальнейшем обучении ребенка. Осознанное овладение знаниями о словообразовательном составе слова в норме становиться доступным в школьном возрасте. В дошкольном возрасте у детей формируется словообразование, на котором происходит усвоение норм и правил словообразования, самоконтроля, формирование критического отношения к речи, сопровождающееся снижением интенсивности словотворчества.

Результаты исследования показали, что у детей с общим недоразвитием речи дошкольного возраста средний уровень сформированности процесса словообразования. У детей отмечаются трудности сосредоточения внимания и понимания инструкций, недостаточная сформированность лексического и грамматического строя речи. Существенные трудности возникают при образовании глаголов, меньше всего трудностей возникает при словообразовании существительных.

Таким образом, проблема изучения состояния и развития словообразования у детей с общим недоразвитием речи остается нерешенной. В связи с этим необходимо формировать эмпирические грамматические обобщения у дошкольников с общим недоразвитием речи на различных моделях словообразования.

Список использованных источников

  1. Левина, Р. Е. Характеристика общего недоразвития речи у детей / Р. Е. Левина // Основы теории и практики логопедии. – М. : Просвещение, 1968. – 173 с.
  2. Лалаева, Р. И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) // Р. И Лалаева, Н. В. Серебрякова. – Спб. : Союз, 1999. – 160 с.
  3. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. – М. : Педагогика, 1961. – 470 с.
  4. Жаренкова, Г. Н. К вопросу об активной и пассивной речи моторных алаликов / Г. Н. Жаренкова // Труды II научной сессии по дефектологии. – М. : Издательство АПН ЭСФСР, 1953. – 256 с.
  5. Туманова, Т. В. Методы изучения процессов словообразования у дошкольников с речевой патологией / Т. В. Туманова // Дети с проблемами в развитии. – 2005. – № 2. – С. 4–7.
  6. Филичева, Т. Е. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста / Т. Е. Филичева – М. : Альфа, 1999. – 314 с.
Запись опубликована в рубрике Аспекты коррекционно-развивающей педагогики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.