Якимчик Н.И., Семчук Н.М. НЕСТАНДАРТНЫЕ ПРИЕМЫ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

УДК 373:811.111

ГУО «Средняя школа № 7 г. Гродно»

Учиться можно только весело…
Чтобы переваривать знания,
надо поглощать их с аппетитом.
А. Франс.

Урок – это основная организационная форма обучения в школе. Он разнообразен по своему содержанию и выбору форм и методов обучения. Каждый  учитель в своей работе  задумывается над тем, как оживить урок, сделать его непохожим на другие, более полезным, качественным и в тоже время увлекательным для учащихся. Новые образовательные стандарты требуют использования нестандартных подходов к обучению учащихся. Существует необходимость в поиске новых приемов и форм организации учебного процесса и процесса воспитания. Поэтому важное место в школе занимают такие формы проведения уроков, которые дают возможность принять активное участие в уроке каждому ученику, повышают  уровень знаний и индивидуальную ответственность учащихся за результаты своей деятельности. Учащийся должен быть мотивирован на постоянное продолжение обучения на протяжении всей жизни. И, педагогам необходимо так организовать учебную деятельность, чтобы у ученика был заинтересован. В этом учителю могут помочь активные приемы обучения.

Нестандартные приемы, формы работы на уроке помогают побудить учащихся к активной мыслительной и практической деятельности во время учебного процесса, но и способствуют формированию положительной учебной мотивации, с большей эффективностью помогают усваивать учебный материал. Нестандартные формы и подходы предоставляют каждому учащемуся возможность достичь определенного уровня знаний, умений и навыков, проявить себя и раскрыть свои творческие способности.

Нестандартный приемы используется для того, чтобы мотивировать, оживить, увлечь творчеством и заинтересовать учащихся, а интерес — это двигатель учебной деятельности. Это и является основной  целью проведения  уроков.

При выборе нестандартного приема на уроке следует учитывать возраст учащихся, особенности класса и  уровень подготовленности, поэтому учитель может использовать то, что считает возможным и нужным.

Итак, рассмотрим несколько нестандартных приёмов.

Ледокол (Ice Breaker). Для установления контакта, создания доброжелательной атмосферы целесообразно использовать упражнение «Ice Breaker». «Ice Breakers»-это задания, которые обеспечивают активное включение учащихся в учебный процесс; способствуют созданию определенной  языковой  среды; формируют  учебную группу таким образом, чтобы все принимали активное участие в разговорной  речи и в уроке в целом. Например, учащиеся могут рассказать о себе в парах, группах используя следующий «Ice breaker»:

Badge about me. Учитель раздает ученикам небольшие листки бумаги и просит их нарисовать в левом верхнем углу любимое блюдо, в правом верхнем углу написать или нарисовать хобби, в левом нижнем углу нарисовать свою мечту, в правом нижнем углу написать имя важного для вас человека. После того, как все готовы, листочки прикрепляются к одежде, ученики встают и двигаются по классу, обсуждают свои бейджи, угадывают, что означают картинки.

Ролевая игра (Role play). Ролевая игра является одной из наиболее распространенных разновидностей нестандартных приемов на уроках английского языка. Она относится к группе активных способов обучения, помогает активизировать речемыслительную деятельность школьников, формирует у них умение самостоятельно выражать свои мысли, а значит, более качественно решать практические задачи обучения [1].

Приведем пример ролевой игры в виде моделирования ситуации в 4 классе «Поход к ветеринару» (совет, как ухаживать за питомцем). Учащимся предлагается сначала прочитать по ролям, затем инсценировать диалог, используя опоры. В качестве опор можно использовать следующие выражения What’s the matter?/Can you help my…/ My…is ill./My pet is… (sad, sleepy, naughty, lazy,)/My pet doesn’t eat (drink, play)/Give your pet water, vitamins, milk, walk your pet, play with your pet, your pet (needs exercise, sleeps in winter).  Детям предлагается выбрать питомца, это можно сделать как по желанию, так и с помощью случайного выбора. После этого учащиеся приступают к импровизации на примере этого диалога с использованием необходимых опор.

Таким же образом можно  организовать ролевые игры по следующим ситуациям «В магазине» (покупка одежды, продуктов питания), «В кафе» (заказ еды), «Поход к врачу», «В туристическом агентстве», «Интервью со звездой» и др.

В старших классах могут использоваться ролевые игры, основанные на реальных проблемных ситуациях. Так, при изучении темы «Семья» и ситуации «Отношения родителей и детей» в 11 классе предлагается обсудить ролевую ситуацию в группах по 3 человека, распределяются роли: отец, мать и сын/дочь. Каждой мини-группе предлагается ситуация. Например, ваш ребенок учится в 9 классе. Вас вызвали в школу. Классный руководитель вашего сына (дочери) сообщила вам, что он (она) уже неоднократно прогуливает уроки. Выслушав учителя, вы идете домой. Задача – разыграть диалог, выяснить причину прогулов сына (дочери).

При изучении темы «Семья» можно использовать такую ситуацию: «Вы находитесь в США в американской семье, являясь участником программы обмена студентами. Члены американской семьи хотели бы узнать побольше о вашей семье. Какие вопросы они могли бы задать? Что бы вы ответили на них?»

Эта ролевая игра проводится в подгруппе. На подготовительном этапе повторяются различные типы вопросов: общий, специальный, альтернативный, разделительный, естественно, необходимая лексика по теме, проводится работа над страноведческим текстом, в котором идет речь о том, какие вопросы можно задавать человеку при знакомстве, какие вопросы нетактичны.

Четыре угла (Four corners). Прием «Four corners»- способ организации дискуссии на уроке. При изучении темы «Типы домов» и подтемы «Жизнь в городе или деревне» в 10 классе   можно использовать этот прием. Класс делится на 4 группы, в одном углу группа “I’m for living in the city”, втором — “I’m for living in the country”, третьем — “I’m for living in the city, but…”, четвертом — “I’m for living in the country, but…”. Учащиеся высказываются и приводят аргументы.

Ролевая игра наиболее точно воссоздает атмосферу общения. За ее участниками закрепляется определенный характер, они находятся в определенных отношениях в рамках какой-либо конкретной ситуации, что предполагает разнообразную речевую реакцию, включая эмоциональную [2].

При применении ролевой игры происходит активное речевое общение, усвоение и закрепление нового материала, развитие творческих способностей учащихся. Следует отметить, что после использования ролевой игры, учащиеся становятся более коммуникабельными, легче идут на откровенный разговор, более самостоятельными в принятии решений. Поэтому применение ролевых игр на уроках повышает эффективность учебного процесса, помогает сохранить интерес учащихся к изучаемому предмету на всех этапах обучения.

Викторина (Quiz). Викторина достаточно часто используется на уроках английского языка для разных возрастных групп с целью обобщения и контроля знаний по изученной теме. Традиционная викторина — это игра, состоящая из вопросов разного уровня сложности. Сегодня викториной никого не удивишь, но разнообразить ее можно. Для того, чтобы сделать викторину не такой традиционной, можно использовать технологии Web 2.0.

Если вы хотите  привлечь детей к сотрудничеству, что может быть более эффективным инструментом, чем телефон? Гаджеты — это не только захватывающие игры, но и неограниченные возможности для совершенствования знаний учащихся. Поэтому учителя не должны упускать возможность и использовать телефон на уроках с пользой для обучения.

При изучении темы «Великобритания» в 8 классе учащимся можно предложить поиграть [3]. Kahoot — программа, которая позволяет проводить тестирование в формате викторины, т.е. игры с ограничением по времени. Чем быстрее ученик отвечает на поставленный вопрос, тем больше баллов он зарабатывает. Выигрывает тот, кто заработал больше баллов. При работе с программой Kahoot ученики используют свои мобильные устройства, подключенные к интернету. Викторину можно создать свою или воспользоваться уже существующей. Преимущества использования программы Kahoot!:

  • заинтересованность проявляется даже у не очень мотивированных учащихся;
  • возможность одновременно вовлечь всю группу;
  • возможность выявить слабые места у учащихся по теме;
  • играя, учащиеся обучаются.

Рисунок 1 – Игра в Kahoot

Использование викторин способствует обучению в сотрудничестве учителя с учащимися, улучшается атмосфера на уроке, повышается уровень сформированности навыков основных видов речевой деятельности по изучению английскому языку.

Метод проектов

Достаточно часто на уроках английского языка применяется метод проектов, который помогает  развивать активное самостоятельное мышление ребенка, учить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает ему школа, но и  применять их на практике. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве [5].

Так, в 6 классе в рамках темы «Республика Беларусь и страны изучаемого языка»  и подтемы «Мы гордимся своей страной» можно использовать метод проектов. Учащиеся делятся на группы, при этом в каждой группе есть сильный, средний и слабый ученики, далее распределяются роли: координатор (организовывает работу в группе), секретарь (записывает результаты работы), оратор (представляет работу), хранитель времени (следит за временем выполнения задания), художник (рисует, оформляет работу), критик (ищет слабые стороны, критикует). На следующем уроке одна группа представляет проект о географическом положении Беларуси, вторая — о национальных символах, а третья — о Мирском и Несвижском замках. В течение урока можно дополнить эти проекты информацией о Беловежской пуще и озере Нарочь. Учащиеся вытягивают картинки о Беловежской пуще и озере Нарочь и таким образом делятся на группы с распределением в них ролей. В результате  составляется памятка для туристов на английском языке «Добро пожаловать в Беларусь». Главным результатом работы над проектом является активизация имеющихся, приобретение новых знаний, умений и навыков и их творческое  применение на практике. В процессе работы над проектом происходит развитие всех видов речевой деятельности [6].

Примером группового проекта может быть работа над созданием видео-письма для зарубежных школьников. Первый этап — мозговой штурм, выдвижение идей, о чем стоит рассказать. Recorder (секретарь) записывает идеи, затем путем группового обсуждения отбираются 3 основные темы. Далее каждый участник проекта продумывает, что он хотел бы сказать в рамках выбранных тем. Time-keeper (хранитель времени) следит за временем и сообщает, сколько минут потрачено и сколько остается. Facilitator (координатор) организует видеосъёмку, определяет, в какой очередности будут высказываться участники. Оператор снимает высказывания участников, и его же задача — редактировать видео. Этот проект может занять несколько уроков, или может быть использован  в качестве внеклассной работы по предмету.

Нетрадиционные приемы играют большую роль в повышении качества обучения. Следует отметить и то, что они требуют более тщательной подготовки и продуманности, чем традиционные. Не следует проводить их слишком часто, так как они могут стать такими же традиционными и потерять интерес для учащихся.

Таким образом, чтобы урок был удачным, необходимы: разнообразие нестандартных приемов и форм, четкая продуманность процесса обучения, положительный к нему интерес, творческая мыслительная деятельность и  совместная подготовка.

Залогом успешной речевой активности учащихся является  использование нетрадиционных приемов на уроках английского языка, в ходе которых учащиеся приобщаются к культуре стран изучаемого языка, а также расширяют знания о культурном наследии родной страны, что позволяет учащимся принимать активное участие в диалоге культур.

Список использованной литературы

  1. Жилкина, Д.Н. Ролевые игры на уроках английского языка / Иностранные языки в школе – 2010 – №1. – C. 34 – 38.
  2. Лейзингер Ф. Элементы преподавания новых языков // Вопросы методики обучения иностранным языкам за рубежом. — М.: Просвещение, 1978. — 164 c.
  3. https://play.kahoot.it/#/?quizId=9f96233d-f5ac-49b2-8030-4cabebccaedc.- Дата доступа: 08.04.2018
  4. Что такое мобильный опрос [Электронный ресурс] //Евзикова О./ Режимдоступа:http://teachtech.ru/mobilnye-ustrojstva/chto-takoe-mobilnyj-opros-kak-ego-sozdat-i-ispolzovat-v-obuchenii.html.- Дата доступа: 09.04.2018
  5. Ефанова З. А. Нестандартные уроки английского языка. – Волгоград: Корифей, 2006. – 128с.
  6. Мартьянова Т.М. Использование проектных заданий на уроках английского языка // Иностранные языки в школе,1999, №4, с.21-22.

Запись опубликована в рубрике Проблемы методики преподавания лингвистических дисциплин. Добавьте в закладки постоянную ссылку.