Гуринович В.В., РЕКЛАМА НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА

УДК

Гуринович Вера Владимировна

ГУО «Средняя школа № 22 г.Гродно»

РЕКЛАМА НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА

 

В современном мире трудно найти предмет или вид деятельности, который бы не рекламировался. Реклама является  неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Особенно большое влияние оказывает реклама на детей и подростков. Рекламные слоганы дети запоминают очень хорошо и быстро, независимо от того, на каком языке воспроизводится реклама. Немаловажным фактором является также то, что в рекламе чаще всего используют  фразы  из разговорной речи, а не из литературной формы языка.  Рекламные предприятия используют все средства информации — печать, радио, телевидение.

Важным является и тот факт, что реклама носит аутентичный характер. Поэтому работа с рекламой  может внести не только мотивационную нотку в занятие по иностранному языку, но и дать возможность учащимися ближе познакомиться с повседневными реалиями страны изучаемого языка. Разрабатывая задания с использованием рекламы, я обратила внимание на тот факт, что в ней часто присутствуют слова и обороты, нетипичные для классического немецкого языка. Это связано с тем, что в немецкий язык проникают высказывания с других языков. Слоганы из рекламы  присутствуют в повседневном общении немецкоязычного населения, но в классических учебниках их встретить маловероятно. Благодаря рекламе можно проследить процессы, которые происходят сегодня в стране изучаемого языка. Она обладает большой возможностью познакомить учащихся со страноведческой информацией. Поэтому нужно давать возможность учащимся познакомиться с «аутентичным языком рекламы».

Реклама является одним из самых «педагогически адаптированных» и доступных любому преподавателю иностранного языка видом аутентичного материала с ярко выраженной социокультурной составляющей.

Существуют различные виды рекламы, но если ее рассматривать в качестве учебного материала наиболее важным является учет возможностей усваивания учащимися полученной информации через органы чувств (зрение, слух и т.д.). Но важным остается то, что предлагаемый материал должен соответствовать возрасту учащихся, их языковым навыкам и требованиям программы.

Для использования на уроках можно применять три основных вида рекламы:  аудиореклама  (радиоролики, микротексты); визуальная реклама  (рекламные буклеты, всевозможные плакаты, коллажи и т.д.); видеореклама (телевизионные ролики).

Визуальная реклама.

Все виды могут эффективно применяться на уроках иностранного языка, но проще всего использовать визуальную рекламу, так как для ее использования не нужны дополнительные технические устройства. Но минусом является то, что визуальная реклама воздействует в основном на зрительный канал детей.

Например, учащимся можно предложить при изучении темы «Путешествие» создать свой рекламный проспект. Работа над данным буклетом проводится в течение нескольких уроков. Вначале можно объявить конкурс на лучшее название турфирмы. Затем учащиеся должны вспомнить, как правильно писать адрес по-немецки. Далее этапы можно варьировать в зависимости от уровня подготовленности детей, с которыми вы проводите данную работу. Мы в данном проспекте выбирали наиболее популярные туристические маршруты и пытались кратко их описывать. Следующим этапом работы было повторение  темы «Числительное», так как нужно было непросто написать цены к каждой предлагаемой услуге, но и правильно их назвать в конкретной  ситуации. Подготовка своего рекламного буклета может являться незаметной для учащихся формой контроля пройденной темы. Следующей формой работы с данными буклетами может быть ролевая игра, в которой дети делятся  на продавцов и покупателей конкретных предлагаемых услуг. Дети настолько увлекаются покупкой и продажей конкретного тура, что теряют страх перед изложением своих мыслей на иностранном языке.

Одним из самых частых  видов работы с рекламой, которые я использую на уроке, является  создание своей рекламной продукции. Чаще всего мы создаем социальную рекламу.

Например, при изучении темы «Здоровый образ жизни» можно предложить учащимся  сделать  коллаж  по теме. Каждый ученик  (в качестве домашнего задания) должен найти подходящую картинку с очень кратким описанием того, что должен делать человек, чтобы сберечь свое здоровье. Данное описание должно быть четким и лаконичным. В основном при таком виде работы используется повелительное наклонение. Таким образом, можно повторить  грамматику в конкретной речевой ситуации.

Далее можно изготовить коллаж, используя картинки с надписями. А второй коллаж сделать только из картинок. Эти коллажи можно использовать для устного высказывания. Ученик выбирает коллаж, с помощью которого он воспроизведет устное высказывание. Более подготовленный ученик будет брать себе в помощь коллаж, на котором будут только картинки. Слабый ученик обычно использует коллаж с текстовой информацией.

Таким образом, ученик с разным уровнем знаний по предмету сможет составить устное высказывание.

Аудиореклама.

Большим недостатком данного вида работы с рекламой является тот факт, что она оказывает влияние только на слуховой канал ребенка. Поэтому я попробовала немного видоизменить и усложнить этот этап, чтобы работа с рекламой не сводилась просто к аудированию.

Я предложила детям разбиться на команды  и создать свою устную рекламную продукцию. А поскольку многие из учащихся хотели бы попробовать себя в роли  известной личности, рекламирующей определенный продукт или услугу, они с удовольствием брались за предложенное задание. Для того, чтобы дети могли составить устную рекламу, необходимо провести подготовительную работу.  В первую очередь необходимо повторить степени сравнения прилагательных, так как в рекламе часто используются такие слова как  лучший, качественный, дешевый и т. д. Далее  необходимо составить список ключевых слов по теме. Если класс имеет хотя бы средний уровень языковой компетенции, этого достаточно для составления своего рекламного продукта. Затем представитель от команды выходит к доске и представляет результаты работы своей группы. Учителю необходимо оценивать не только грамматическую правильность представленного продукта, но и способ подачи материала (мимику, жесты и т.д.). Нельзя прерывать выступающего ученика. Ошибки исправлять только после выступления. Дети с удовольствием слушают выступающего и предлагают свои варианты улучшения уже созданного рекламного продукта.

Необходимо учитывать и то, что при данном виде работы в классе чаще всего бывает очень шумно.

В программе  по немецкому языку в 10 классе есть тема «Реклама: за и против». У каждого ребенка в старших классах уже есть своя сформированная позиция по отношению к рекламе.  Но нельзя не рассмотреть разные позиции по данному вопросу. Чтобы урок по этой теме прошел интересно, я предлагаю использовать следующую форму работы. Класс нужно разделить на команды по жребию. Одна команда будет представлять рекламное агентство, которое имеет доход от производства рекламы, и, соответственно, должна найти всевозможные аргументы для привлечения клиента. Вторая команда ищет негативные факторы влияния рекламы на человека. В помощь детям необходимо изготовить карточки с понятиями по теме.

Большая аудитория Дорого производить рекламу
Рекламная картинка долго остается в памяти Часто плохо влияет на детей и молодежь
Развитие конкуренции Люди тратят больше денег
Помогает покупателю сделать выбор Плохое качество
Информация о новых продуктах Растет цена товара

Самой эффективной формой работы я считаю работу с видеорекламой. При данной форме работы задействованы как слуховой, так и зрительный каналы восприятия. Рекламный видеоролик  в сжатой форме показывает ежедневные реалии страны изучаемого языка.

На этапе постановки цели урока можно предложить детям просмотр рекламы, из которой они могут догадаться о теме урока. Например, реклама немецкого супермаркета в течении нескольких минут может не только помочь ввести ученика в иноязычную среду, но и познакомить с буднями жителей страны изучаемого языка.

Ученики с удовольствием сами создают видеоролики. Часто они выполняют не столько функцию изучения языка, сколько функцию повышения мотивации к изучению иностранного языка. К неделе иностранного языка можно предложить учащимся старших классов сделать видеорекламу своей школы. Мы проводили работу по следующему плану.

1.Учитель предлагает учащимся прорекламировать свою школу.

2.Ученики подбирают фонограмму к своему ролику.

3.Учитель проверяет этическую возможность использования данной песни.

  1. Дети снимают ролики и озвучивают их.
  2. Учитель исправляет ошибки.
  3. Реклама школы представляется на конкурс.

Таким образом, ученики  сами создают продукт на иностранном языке, используя современные гаджеты. Учитель может использовать увлечение детей современной техникой для повышения мотивации к изучению иностранного языка.

Какие бы формы работы с рекламой не использовал учитель, необходимо придерживаться следующих правил:

  1. Предлагаемый материал должен соответствовать возрастным особенностям детей и их языковой подготовке.
  2. Используемые задания не должны выходить за рамки, изучаемой по программе темы.
  3. Должны соблюдаться этические нормы.

 

Запись опубликована в рубрике Проблемы методики преподавания лингвистических дисциплин. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *