Королько Д.Г., ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В ВУЗЕ

УДК 378

Королько Дмитрий Геннадьевич

УО «Гродненский государственный университет имени Я. Купалы», г. Гродно

Научный руководитель – О. Г. Буденис, старший преподаватель кафедры английской филологии ГрГУ им. Янки Купалы

 

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В ВУЗЕ

Активное развитие компьютерных технологий и цифровизация общества позволили реализовать такую форму обучения, как дистанционная. Под термином дистанционное обучение понимается процесс взаимодействия между преподавателем и студентом, при котором участники находятся на расстоянии друг от друга, в результате которого у студента формируются определенные знания, умения, навыки [2].

Дистанционное обучение в виде заочного обучения зародилось еще в начале XX века. Сегодня заочно можно получить не только высшее образование, но и изучить иностранный язык, подготовиться к поступлению в вуз и т.д. Однако в связи с недостаточным взаимодействием между преподавателями и студентами и отсутствием контроля над учебной деятельностью студентов-заочников в периоды между экзаменационными сессиями качество подобного обучения оказывается хуже того, что можно получить при очном обучении.

Современные компьютерные телекоммуникации способны обеспечить передачу знаний и доступ к разнообразной учебной информации наравне, а иногда и гораздо эффективнее, чем традиционные средства обучения. Эксперименты подтвердили, что качество и структура учебных курсов, равно как и качество преподавания при дистанционном обучении, зачастую намного лучше, чем при традиционных формах обучения. Новые электронные технологии, такие как интерактивные диски, электронные доски объявлений, мультимедийный гипертекст, доступные через глобальную сеть Интернет, не только могут обеспечить активное вовлечение студента в учебный процесс, но и позволяют управлять этим процессом в отличие от большинства традиционных учебных сред. Интеграция звука, движения, образа и текста создает новую, необыкновенно богатую по своим возможностям учебную среду, с развитием которой увеличится и степень вовлечения студента в процесс обучения. Интерактивные возможности программ и систем доставки информации, используемые в системе дистанционного обучения, позволяют наладить и даже стимулировать обратную связь, обеспечить диалог и постоянную поддержку, которые невозможны в большинстве традиционных систем обучения [2, с. 57-58].

Основной характеристикой дистанционного образования является то, что студент не отделен от преподавателя в пространстве или во времени, поскольку имеет возможность осуществлять диалог с преподавателем с помощью средств телекоммуникации. Дистанционное обучение позволяет учиться жителям регионов, где нет иных возможностей для профессиональной подготовки или получения качественного высшего образования, нет университета нужного профиля или преподавателей требуемого уровня квалификации.

Такая форма образования, безусловно, имеет как положительные, так и отрицательные стороны. К плюсам можно отнести следующее:

— обучение в индивидуальном темпе – скорость изучения устанавливается самим учащимся в зависимости от его личных обстоятельств и потребностей;

— доступность – независимость от географического и временного положения обучающегося и образовательного учреждения позволяет не ограничивать себя в образовательных потребностях;

— мобильность – эффективная реализация обратной связи между преподавателем и обучаемым является одним из основных требований и оснований успешности процесса обучения;

— технологичность – использование в образовательном процессе новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий;

— социальное равноправие – равные возможности получения образования независимо от места проживания, состояния здоровья, элитарности и материальной обеспеченности обучаемого;

— творчество – комфортные условия для творческого самовыражения обучаемого [1, 18].

Однако существуют и очевидные минусы:

— отсутствие очного общения между обучающимися и преподавателем. Исключается возможность индивидуального подхода к студенту.

— необходимость наличия целого ряда индивидуально-психологических условий. Для дистанционного обучения необходима жесткая самодисциплина, а его результат напрямую зависит от самостоятельности и сознательности студента;

— необходимость постоянного доступа к источникам информации. Нужна хорошая техническая оснащенность, но не все желающие учиться имеют компьютер и выход в Интернет;

— как правило, обучающиеся ощущают недостаток практических занятий;

Сегодня такая форма образования в чистом виде пока не применяется в белорусских вузах. Однако, учитывая ее плюсы и темпы развития сферы высоких технологий, можно ожидать ее скорое появление.

 

Библиографический список

  1. Водолад, С.Н. Дистанционное обучение в вузе / С. Н. Водолад, М. П. Зайковская, Т. В. Ковалева, Г. С.Савельева // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2010. – №1 (13). – С.15-21.
  2. Ибрагимов, И.М. Информационные технологии и средства дистанционного обучения / И.М. Ибрагимов. – М.: Академия, 2007. – 336 с.

 

Запись опубликована в рубрике Актуальные проблемы педагогики и психологии образования. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий