Кучинская Т.И., ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ИГРЫ

УДК 373.2

Кучинская Татьяна Игоревна

УО «Гродненский государственный университет имени Я. Купалы», г. Гродно

Научный руководитель – Е. А. Ковалева, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии детства ГрГУ им. Янки Купалы

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ИГРЫ

Формирование личности есть важнейший этап в жизни каждого человека. От его качества зависит восприятие нашего мира, поведение человека и его отношение к людям. Это очень длительный и многоуровневый процесс. Ведь необходимо заинтересовать ребенка всеми возможными способами, методами. А потом уже постепенно взращивать те самые прекрасные качества.

Выдающийся русский драматург А.П. Чехов сказал: «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и мысли, и одежда, и душа». Если взглянуть на это высказывание с точки зрения педагогики, то подобное состояние всеобъемлющей красоты и есть результат успешного эстетического воспитания.

Главная цель эстетического воспитания заключается в том, чтобы взрастить в маленьком человечке эстетическую культуру. Средствами приобщения могут быть: литература, музыка, архитектура, хореография, театр.

Театр является коллективным видом искусства, благодаря которому ребенок дошкольного возраста приучается к совместной, продуктивной и творческой деятельности. А обучение актерскому мастерству обеспечивает равномерное физическое, интеллектуальное и духовное развитие.

У детей младшего дошкольного возраста появляется потребность в игре. Драматизация жизненных впечатлений, любовь и «превращение себя в других» доставляют ребенку радость и привлекают его очень рано.

Театральное творчество близко ребенку по 2 причинам: во-первых, этот вид творческой деятельности основан на действии, совершенном самим ребенком. Во-вторых, драматизация связана с игрой. Именно, по мнению Л. С. Выготского, игру можно рассматривать как первичную драматичную форму в творчестве детей. В игре ребенок привыкает действовать в предлагаемых обстоятельствах. Формирует способность к внутреннему действию. Конечно же способность к обобщению.  Как раз в процессе игры ребенку приходится постоянно выделять наиболее типичные признаки явлений и предметов, обобщать их [1, с. 67]. Ведь ребенок не играет в конкретный образ шофера или доктора, а в созданный в воображении обобщенный образ представителя этой профессии. Также, в процессе театрализованной игры развивается воображение, т.к. ребенку дошкольного возраста необходимо создавать игровую ситуацию и в последующем придавать ей смысл.

Особую чуткость в отношении детей к театру ощущал К.С. Станиславский. Константин Сергеевич считал, что именно в процессе театрального восприятия у детей вскрываются «тайники» их творческой силы [5, с. 12].

Во все времена театр использовался как мощнейшее средство психологической реабилитации и коррекции при работе с проблемными детьми. Таким образом, привлекая детей к театральному движению,  решается одна из социальных проблем. Театральная работа требует максимальной отдачи и времени. И тем самым исключает возможность находиться ребенку «на улице», а, следовательно, является профилактикой антисоциального поведения.

А.С. Макаренко писал: «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре. И вся история отдельного человека как деятеля и работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе ее в работу…» [4, с. 34].

Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией – сюжетом игры. Несложно увидеть особенность театрализованных игр: они имеют готовый сюжет, а значит, деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения. Возникает вопрос: в чем же заключается творчество ребенка в этих играх? Настоящая театрализованная игра представляет собой богатейшее поле для творчества детей. Прежде всего, текст произведения для детей — только канва, в которую они вплетают новые сюжетные линии, вводят дополнительные роли, меняют концовку и т.д. Творческое разыгрывание ролей в театрализованной игре значительно отличается от творчества в сюжетно-ролевой игре. В сюжетно-ролевой игре ребенок свободен в передаче изображении особенностей ролевого поведения. В театрализованной игре образ героя, его основные черты, действия, переживания определены содержанием произведения. Творчество ребенка проявляется в правдивом изображении персонажа. Чтобы это осуществить, надо понять, каков персонаж, почему так поступает, представить себе его состояние, чувства, т. е. проникнуть в его внутренний мир. И сделать это следует в процессе слушания произведения [2, с. 301].

Надо сказать, что современный ребенок, в жизнь которого рано и прочно входят аудиовизуальные средства информации, привыкает к облегченному восприятию художественных произведений. Облегченному, потому что ему преподносится готовый образ в отличие от образа, который складывается на основе представлений, работы воображения в процессе слушания книги и самостоятельного чтения. Поэтому, хотя психологи и уверяют, что любовь к актерству, театрализованным играм присуща всем детям без исключения, эти игры не столь распространены, как это должно быть, учитывая их особое влияние на развитие личности ребенка

Полноценное участие детей в игре требует особой подготовленности, которая проявляется в способности к эстетическому восприятию искусства художественного слова, умении вслушиваться в текст, улавливать интонации, особенности речевых оборотов. Чтобы понять, каков герой, надо научиться элементарно анализировать его поступки, оценивать их, понимать мораль произведения. Умение представить героя произведения, его переживания, конкретную обстановку, в которой развиваются события, во многом зависит от личного опыта ребенка: чем разнообразнее его впечатления об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства, способность мыслить. Для исполнения роли ребенок должен владеть разнообразными изобразительными средствами: мимикой, телодвижениями, жестами, выразительной по лексике и интонации речью [2, с. 302].

В самой природе театрализованной игры заложены ее связи с сюжетно-ролевой игрой: необходимы зрители, значит, надо соединить ее с игрой в театр. Такое соединение будет успешным при условии, что дети представляют себе, что такое театр, кто там служит, какие выполняет обязанности. Конечно, педагог может рассказать о театре, показать иллюстрации, однако впечатления детей вряд ли будут столь яркими, чтобы возникло желание играть в театр. Иное дело, если дети узнают театр «изнутри», побывав зрителями. На помощь могут прийти родители, которые, откликнувшись на просьбы, советы педагога, сводят ребенка в театр. Целесообразно устроить так называемый театральный день в дошкольном учреждении: силами педагогического и обслуживающего персонала с привлечением родителей подготовить спектакль, оформив соответствующим образом зрительный зал и т.д.

Соединение театрализованной игры (показ спектакля) с сюжетно-ролевой (игра в театр) дает возможность объединить детей общей идеей, переживаниями, сплотить на основе интересной деятельности, позволяющей каждому ребенку проявить свою активность, индивидуальность, творчество [2. с. 303].

Для того, чтобы начать процесс эстетического воспитания посредством театрализованной игры, необходимо определить уровень воображения воспитанников. С этой целью мы использовали игру-методику «Где чье место?» Кравцовой Е.Е. Ее психологический смысл состоит в том, чтобы посмотреть, насколько ребенок сумеет проявить свое воображение в жестко заданной предметной ситуации. Для проведения этой методики-игры использовался рисунок с различными кружками-вставками [4, с.52].

В ходе игры предлагалось внимательно рассмотреть рисунок и поставить кружочки-вставки в «необычные» места, после чего каждый ребенок должен был объяснить, почему именно это место он посчитал «необычным. Игра оценивалась по трем уровням развития воображения у детей дошкольного возраста [6, с. 20].

Дети, имеющие первый уровень воображения испытывали трудности, выполняя задание. Они, как правило, ставили фигурки на их «законные» места, а все объяснения сводят к следующему: собака в конуре потому, что она должна быть там. Если же взрослый сам ставил кружочки на «чужие» места, то малыш весело смеялся, но объяснить, почему они там оказались, все равно не мог. Если все же удавалось добиться от ребенка каких-то объяснений, то они были шаблонные и стереотипные: «Кошка на клумбе потому, что она спряталась», «Собака в пруду потому, что она спряталась» и т.п.

При проявлении второго уровня, дети не испытывали особых проблем при выполнении задания. Они легко ставили кружочки с персонажами на «чужие» места, однако объяснение все равно вызывало некоторые трудности. А некоторые начинали ставить фигурки на их места, как только экспериментатор просил рассказать, почему тот или иной персонаж очутился на неподходящем месте. Рассказы дошкольников этим уровнем развития воображения, как правило, имеют под собой реальную почву, по крайней мере малыши стараются это доказать.

Показателем третьего уровня являлась способность детей без труда расставить кружочки на «чужие» места и объясняют свои шаги. Важной особенностью в объяснениях детей с высоким уровнем развития воображения то, что они связывали в своем рассказе отдельные эпизоды, предметы и части картинки в единый целостный сюжет. Другая особенность в том, что им легче давались объяснения тогда, когда они ставили предметы сами, чем, когда их просили рассказать о предметах, размещенных кем-то другим. Это, вероятно, объясняется тем, что эти дети в своих действиях руководствуются с самого начала замыслом, он ими управляет. Когда же им надо пояснить «чужое», то они должны проникнуть в «чужой» замысел, а этого дети в дошкольном возрасте, как правило, делать еще не умеют. [6, с.21].

Каждый ребенок по-разному выполнял задание. Кто-то испытывал трудности в расстановке, кто-то в объяснении. Но всем игра доставила огромное удовольствие. Дети придумывали захватывающие истории,оживляли данную картинку. Результаты диагностики можно показать в следующем виде:

Для повышения уровня воображения целесообразна постоянная тренировка в игровой форме. Нами были использованы игры, которые позволят повысить уровень развития воображения дошкольников.

Так, например, игра, предназначенная для детей старшего дошкольного возраста «Превращение предмета». Целью игры является развитие чувства веры и правды, смелости, сообразительности, воображения и фантазии.

В ходе игры предмет кладется на стул в центре круга или передается по кругу от одного ребенка к другому. Каждый должен действовать с предметом по-своему, оправдывая его новое предназначение, чтобы была понятна суть превращения. Варианты превращения разных предметов:

а) карандаш или палочка — ключ, отвертка, вилка, ложка, шприц, градусник, зубная щетка, кисточка для рисования, дудочка, расческа и т.д.;

б) маленький мячик — яблоко, ракушка, снежок, картошка, камень, ежик, колобок, цыпленок и т.д.;

в) записная книжка — зеркальце, фонарик, мыло, шоколадка, обувная щетка, игра.

Можно превращать стул или деревянный куб, тогда дети должны оправдывать условное название предмета.

Например, большой деревянный куб может быть превращен в королевский трон, клумбу, памятник, костер и т.д.

Таким образом, благодаря театрализованной деятельности, организованной в Учреждениях дошкольного образования под руководством педагогов, тесно сотрудничающих с семьями воспитанников, происходит важный процесс в жизни каждого человека – формирование его творческих способностей, восприятия и воображения.

 

Библиографический список

  1. Антипина, А. Е. Театрализованная деятельность в детском саду / А. Е. Антипина. – М. : ТЦ Сфера, 2006. – 130 с.
  2. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений. 9-е изд. / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. – М. : Издательский центр «Академия», 2008. – 416 с.
  3. Кравцова, Е. Е. Разбуди в ребенке волшебника: Книга для воспитателей детского сада и родителей / Е. Е. Кравцова. – М. : Просвещение, 1996. – 160 с.
  4. Макаренко, А. С. О воспитании молодежи: сборник избр. пед. произведений / А. С. Макаренко. – М. : Трудрезервиздат, 1951. – 396 с.
  5. Михайлова, А. Я. Театр повышенной тревожности: Мастера театра для детей о театральном воспитании / А. Я. Михайлова. – М. : ВЦХТ («Я вхожу в мир искусств»), №12, 2004. – 15 с.
  6. Чурилова, Э. Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников / Э. Г. Чурилова. – М. : Владос, 2003. – 160 с.

 

 

 

Запись опубликована в рубрике Теория и практика дошкольного образования. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий