Петрачук В.С., ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ КРЕАТИВНОМУ ПИСЬМУ НА III СТУПЕНИ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ОТКРЫТЫХ ЭВРИСТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

372.881.111.22

Петрачук Виктория Сергеевна

УО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы», г. Гродно

Научный руководитель- Е.Н. Джух, старший преподаватель романо-германской кафедры ГрГУ им. Янки Купалы

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ КРЕАТИВНОМУ ПИСЬМУ НА III СТУПЕНИ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ОТКРЫТЫХ ЭВРИСТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

 

Ключевые слова: креативное письмо, эвристическое обучение

 

Эвристическое обучение является таким типом обучения, который ориентирован на то, что учащийся  будет самостоятельно конструировать свою цель, смысл и содержание образования. Этот тип обучения предполагает постоянное открытие чего-то нового.

Также целью эвристического обучение является создание учащимся своего собственного образовательного продукта, получение собственного опыта. Это значит, что этот тип обучения не предполагает передачу опыта из прошлого, так как это отрицательно влияет на творческий потенциал. Неотъемлемой частью эвристического обучения является помощь преподавателя в формулировке и создании смысла, целей и содержания образования учащегося.

Преподаватель не должен  ни в коем случае давать учащемуся готовые знания, он даёт лишь материал. Учащийся должен сам создать образовательный продукт. Это может быть идея, гипотеза, картина, план занятия. Итог такого обучения может быть совсем непредсказуем, ведь каждый учащийся придет к своему личному результату.

Все задания можно разделить на закрытые: с четко выделенным условием, имеющих цепочку формальных решений и операций, приводящих к единственно верному ответу; и открытые задачи, в которых условие размыто, неясно, как действовать, что использовать при решении.  Такие задачи имеют много путей решения и множество вариантов ответов.

Эвристические задания отличаются по типу, объему, времени их выполнения.  На наш взгляд, наибольшие результаты в развитии творческих способностей можно добиться  при использовании заданий креативного типа и его подтипов.

Одни работы выполняются детьми быстро и представляют собой элемент творчества в рамках изучаемой темы — это загадки, короткие стихотворения, сказки, считалки.           Другой вид работ — это текущие творческие работы учеников, выполненные ими не только в школе, но и дома в течение нескольких дней. Такие работы не требуют специального оформления и официальной защиты.

Исходя из этого можно сказать, что целью эвристического обучения является творческая самореализация учащегося, а не получение конкретных знаний.

Для творческой самореализации учащихся III ступени общего среднего образования отлично подходит такой вид речевой деятельности, как  креативное письмо.

Креативное письмо- это упражнения, которые имеют разную степень сложности, разнообразные по своей структуре и содержанию. Такие упражнения часто преподносятся в игровой форме, поэтому творческое письмо можно использовать уже с учащимися начальной школы. По мнению I. Boettcher, «знакомство с элементами креативного письма следует начинать как можно раньше в форме письменного выражения собственного мнения или других коротких текстов» [2, c. 87].

Американцы Натан и Темпль считают, что для эффективного письма необходимы следующие условия.

Во-первых, возможность регулярно писать. Регулярное обращение к письму дает возможность генерировать новые идеи, развивает основные компоненты творческого мышления, такие как образное мышление, воображение.

Во-вторых, нужна личная заинтересованность пишущего. Он должен затрагивать темы, которые интересуют его лично, пробуждают его любопытство.

В-третьих, писателю нужна читательская аудитория, подогревающая интерес тем, что только что заполнившие бумагу строки прочтут реальные читатели и сразу по горячим следам смогут поделиться впечатлениями.

В-четвертых, автору пригодится привычка править, поскольку важна не только сама идея, но и грамотное ее воплощение.

В-пятых, необходима помощь коллег.

Соблюдение этих условий благоприятно сказывается на итоговых результатах работы учащихся и на дальнейшей процессе обучения в общем.

Хотелось бы привести несколько интересных приёмов по организации креативного письма на уроках немецкого языка.

1.ABC– Geschichte.

Принцип данной методики заключается в том, что на каждую букву алфавита записывается либо слово, либо предложение на заданную лексическую тему. Например, тема «Deutschland».

Alle Menschen mögen Deutschland.

Bald fahre ich selbst dorthin.

Charakteristisch für Deutschland ist die Freundlichkeit.

Deutschland ist ein großes Land.

E…[4, с. 66]

2.Im Ausland

Сначала учитель спрашивает у  учащихся: “ Was assoziiert bei euch mit dem Land Deutschland?” Учащиеся записывают 5 слов. Далее им предлагается составить мини-рассказ, используя слова, которые они вписали, не меняя их местами.

  1. Meine Geschichte

Суть данного задания заключается в том, что учитель раздает несколько связанных между собой картинок, где прослеживается история по теме урока .Но история не имеет логического завершения. Учащиеся должны сначала описать, как они видят данную историю и дополнить ее.

Упражнения данного типа предполагают свободу творчества, провоцируют спонтанные ассоциации, которые приводят к реализации новых идей, мыслей на письме. Они способствуют иноязычному мышлению, формированию навыков во всех видах речевой деятельности благодаря данным методам, исчезают рутинные задания, что способствует повышению мотивации учащихся. Написание креативных текстов служит личностному развитию, расширению кругозора.

 

Библиографиеский список

  1. Житкова Е. В. Креативное письмо в процессе обучения иностранному языку в вузе // Вестн. Томского гос. ун-та. 2009. № 3. С. 101–105.
  2. Утёмов В. В., Зиновкина М. М., Горев П. М. Педагогика креативности: Прикладной курс научного творчества: Учебное пособие. – Киров: АНОО «Межрегиональный ЦИТО», 2013. – 212 с
  3. Boettcher I. Kreatives Schreiben. Grundlagen und Methoden; Beispiele fuer Faecher und Projekte; Schreibecke und Dokumentation. Berlin : Auflage, 2008.
  4. Wittschas, Dagmar. Kreatives Schreiben / Dagmar. Wittschas // 7-10 Jahrgangsstufe. Techniken. – PB-Verlag Puchheim, 1997. 18, 33.

 

 

 

 

Запись опубликована в рубрике Проблемы методики преподавания естественнонаучных дисциплин. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий