Полуян А.А., СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ «СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ» В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВНОСТИ ПЕДАГОГОВ

УДК 378.144/146

Полуян Анастасия Александровна

УО «Гродненский государственный университет имени Я. Купалы», г. Гродно

Научный руководитель – Е. В. Чекина, заведующий кафедрой педагогики и психологии детства ГрГУ им. Я. Купалы, кандидат педагогических наук, доцент

СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ «СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ» В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВНОСТИ ПЕДАГОГОВ

 

Рост числа исследований по проблеме формирования профессиональной инициативности выпускника вуза, будущего педагога, отражает необходимость учета постоянно меняющегося социально-экономического, функционально-содержательного и ценностно-смыслового контекста профессиональной реализации человека. Несмотря на неоднозначную трактовку учёными понятия «инициативность» и разнообразие аспектов исследования процесса развития инициативности, объединяющим является признание факта повышения уровня проявления инициативности при помощи различных видов деятельности. Однако изменения среды профессионального развития меняют требования к специалисту, нуждаясь в новых и гибких технологиях адаптивного включения специалиста в профессиональную деятельность. Для успешной реализации данного направления необходимо создание оптимальных условий.

Внедрение в образовательный процесс новых форм и методов, соответствующих содержательному наполнению образования, является наиболее эффективным механизмом повышения качества образовательного процесса и, как следствие, уровня подготовки выпускников [1, с. 16]. В системе образования назрела необходимость интеграции формальной и неформальной составляющих образовательной деятельности.

Перед учреждениями высшего образования открываются возможности формирования профессиональной инициативности будущих педагогов в условиях использования потенциала дошкольных и средних учебных заведений посредством организации сетевого взаимодействия.

В последние годы появился ряд публикаций по этой тематике, в которых акцентируются разнообразные аспекты сетевого взаимодействия : взаимосвязь участников сети, механизмы и принципы сотрудничества высших учебных заведений с дошкольными и средними учреждениями образования. При этом сетевая форма сотрудничества рассматривается как одно из направлений модернизации высшего образования, позволяющее расширить возможности образовательных учреждений и повысить уровень подготовки студентов.

Во многих исследованиях потенциал сетевого взаимодействия рассматривается в повышении качества образования на разных его ступенях
(А. И. Адамский, К. Г. Митрофанов, А. А. Пинский, А. О. Зоткин,
А. Ф. Мазник, И. Ю. Малкова, А. Н. Томазова), расширении перечня образовательных услуг (И. Г. Захарова, Е. С. Полат), обосновано воздействие сетевого взаимодействия на становление профессиональной компетенции будущих и практикующих педагогов, отмечается значение в развитии исследовательского потенциала и профессионализма (Н. С. Бугрова,
С. В. Тарасов, М. М. Чучкевич) [4, с. 92].

Термин «сетевой» вошёл в обиход в 70-80-м годах прошлого века. Тогда метод сетевого планирования был заимствован из экономической науки и перенесен в педагогическую практику (Ю. П. Болтышев, А. А. Овчинников, и др.). В конце 1990-х годов его описал Ю. А. Конаржевский, тогда же в научно-педагогической литературе появился термин «сетевое взаимодействие».

Сегодня под сетевым взаимодействием понимается система горизонтальных и вертикальных связей, обеспечивающая доступность качественного образования, вариативность образования, открытость организаций образования, повышение профессиональной компетентности педагогов и использование современных ИКТ-технологий. Сетевое взаимодействие актуально и востребовано в силу многих внутренних и внешних факторов.

Сетевое взаимодействие рассматривается как совместная и продуктивная деятельность учреждений образования, направленная на повышение качества учебного и воспитательного процесса и заключающаяся в обмене опытом, совместной разработке и использовании инновационных, творческих, методических наработок [2, с. 20].

Содержание сетевого взаимодействия представляет собой согласованное действие субъектов сети для достижения общих целей в образовательном процессе. Осуществляется в формах совместной, продуктивной деятельности, через совместное методическое проектирование, обмен опытом и результатами инновационного развития, взаимное предоставление услуг и взаимообучение.

Одним из важнейших направлений является подготовка и формирование принципиально новой культуры педагогического труда; подготовка педагогов, обладающих высокой информационной культурой с тем, чтобы они были готовы и способны применять информационно-коммуникационные технологии в процессе обучения и управления образованием [5, с. 134].

Использование сетевого взаимодействия для инновационного развития учреждений образования позволяет преодолеть случайный характер и ограниченность взаимодействия личными связями, отдельными проблемными вопросами педагогической практики, приводит к появлению новых форм взаимодействия, которое может быть осуществлено через ресурсный центр образовательной сети [3, с. 14].

Сетевое взаимодействие в системе высшего образования – это такая форма структурированных связей между отдельными педагогами, образовательными учреждениями, процессами, действиями и явлениями, осуществляемая на основе добровольного объединения ресурсов, взаимной ответственности и обязательств, открытости для достижения общей цели развития профессиональных компетенций педагогов в условиях информационного общества.

Таким образом, в ходе изучения педагогического опыта в области реализации сетевого взаимодействия, мы выяснили, что данная форма взаимодействия учреждений образования в полной мере не используется, а исследования в этой области сравнительно недавно начали проводиться. В связи с этим теория и практика этого нового вида коммуникативных исследований требует более комплексного изучения, так как перед учреждениями образования  открываются возможности формирования профессиональной инициативности будущих и практикующих педагогов в условиях сетевого взаимодействия.

 

Библиографический список

  1. Бархерит, Я. Г. Инновационные подходы в образовательном процессе (из опыта работы учреждения среднего специального образования) / ТехноОБРАЗ’ 2017 : Инновации в образовании : сборник научных статей участников ХI Междунар. науч. конф. (Гродно, 14-15 марта 2017 г.) / редкол. : В. П. Тарантей (отв. ред.) [и др.]. – Гродно, 2017. – 568 с.
  2. Бугрова, Н. С. Сетевое взаимодействие в системе повышения квалификации педагогических кадров : автореф… канд. пед. наук /
    Н. С. Бугрова. – Омск, 2007. – С. 18–22.
  3. Гончарова, Н. Ю. Сетевое взаимодействие педагогов как средство формирования информационно-комуникационной компетентности учителя в системе повышения квалификации : автореф.. канд. пед. наук /
    Н. Ю. Гончарова. – Новокузнецк, 2010. – С. 14.
  4. Коннова, Н. М. Инновационная направленность развития педагогического процесса в учреждениях дополнительного образования детей в условиях взаимодействия с высшими учебными заведениями (из опыта работы) / Н. М. Коннова // Казанский педагогический журнал. – 2010.– № 2. – С. 88–95.
  5. Мезинов, В. Н. Формирование конкурентоспособности будущего учителя в образовательном процессе университета : дис… докт. пед. наук /
    В. Н. Мезинов. – Елец, 2009. – 317 с.
Запись опубликована в рубрике Актуальные проблемы педагогики и психологии образования. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий