Родик А.Д., СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ КАК ПОТЕНЦИАЛ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

УДК 373.2

Родик Анастасия Дмитриевна

УО «Гродненский государственный университет имени Я. Купалы», г.Гродно

Научный руководитель Т.А. Тюфанова, преподаватель кафедры педагогики и психологии детств ГрГУ им. Янки Купалы

 

СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ КАК ПОТЕНЦИАЛ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

 

Проблема в развитии социальной коммуникации связана с компьютеризацией общества. Именно это не дает людям в полной мере пользоваться возможностями своего социального интеллекта. Находясь большую часть времени в виртуальном мире, мы не замечаем, как наши способности к пониманию и коммуникации с людьми начинают ослабевать. Именно поэтому развитие социального интеллекта так важно для подрастающего поколения.

Развитие социального интеллекта детей дошкольного возраста в последнее время является весьма актуальной проблемой общества и личности в целом. Данная тематика исследуется совсем недавно. До начала XX века ни один из ученых не употреблял термин «социальный интеллект» в своих научных работах. Впервые Э. Торндайк обозначил термин социальный интеллект в 1920 году и определил его, как способность к мудрости и дальновидности в человеческих отношениях. Г. Оллпорт (1937) описывает социальный интеллект как особую способность верно судить о людях, прогнозировать их поведение и обеспечивать адекватное приспособление в межличностных взаимодействиях. По его словам, это дар, который позволяет людям бесконфликтно строить взаимоотношения [7].

Актуальность данной проблемы заключается в недостатке изученности ее в литературе психологической направленности. Социальный интеллект — многокомпонентная способность, проявляющаяся в реагировании на социальные ситуации, и необходимая способность для успешного личностно становления детей.

Факторы становления социального интеллекта у детей позволяют сделать выводы о том, что социальный интеллект играет более значимую роль в достижении ребенком успешности, чем академические способности. Несмотря на это социальный интеллект дошкольника можно обозначить как коммуникативно-личностный потенциал, обеспечивающий благополучность адаптации ребенка [4].

Ученые в педагогической сфере утверждают, что невозможно достичь высокого уровня развития социального интеллекта, не взяв во внимание предпосылки для его развития. Этими предпосылками являются: совершенствование социальной ситуации развития с переходом в новый возрастной период, социальный интеллект, необходимость коммуникации со взрослыми [7].

Структура социального интеллекта включает следующие компоненты: эмоциональный, когнитивный, коммуникативно-поведенческий. Эмоциональный компонент — это самооценка, эмпатия; когнитивный компонент включает в себя умственные способности, осознание себя и партнера в ходе коммуникации, предугадывание развития ситуации и реакции собеседника; коммуникативно-поведенческий компонент — это способы моделирования поведения, влияние на участника общения с целью преобразования его поведения [1].

В исследованиях некоторых психологов наблюдается связь перехода дошкольника на новый возрастной уровень и его взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Именно в таких ситуациях может пригодиться развитый социальный интеллект. Ребенок с высоким уровнем развития социального интеллекта лучше понимает модели поведения окружающих, умеет грамотно решать конфликты с другими людьми [8].

Руководствуясь тем, что каждому возрастному периоду характерен особый комплекс эмоциональных, познавательных, интеллектуальных, физических, мотивационных, свойств, можно построить модель развития социального интеллекта у дошкольников.

Составленная модель наглядно демонстрирует уровни (высокий, средний, ниже среднего) развития социального интеллекта дошкольников, которые тесно связаны с социализацией ребенка. Здесь социализация рассматривается и как процесс, и как результат получения ребёнком социального опыта, который в будущем станет его ценностями и установками [2].

В данную модель заложен потенциал развития социального интеллекта у детей дошкольного возраста. Это означает, что достижению высокого уровня исследуемого явления у ребенка старшего дошкольного возраста способствует ориентация на зону ближайшего развития [4].

Таким образом, социальный интеллект — это понятие разностороннее, включающее в себя целостную систему, которая анализирует, систематизирует и накапливает опыт людей, а также является потенциалом социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста. Изучение социального интеллекта с позиций возрастного подхода обладает большим потенциалом в области изучения и вероятностного проектирования эффективности его развития.

Для проведения исследования уровня социального интеллекта у детей дошкольного возраста нами была подобрана и использована экспресс-диагностика социального интеллекта детей дошкольного возраста под редакцией Н. В. Микляевой [9]. Для выявления уровня развития межличностных взаимоотношений между детьми в пределах одной группы была подобрана диагностика «Два домика» Е. О. Смирновой [6].

Диагностики по определению уровня социального интеллекта, как компонента социально-коммуникативного развития была проведена на базе «Дошкольного центра развития ребенка №11 г. Гродно» в средней группе (4-5 лет). В исследовании принимало участие 16 респондентов среднего дошкольного возраста, 7 девочек и 9 мальчиков.

Цель данного исследования — определение уровня сформированности социального интеллекта, как компонента социально-коммуникативного развития у детей среднего дошкольного возраста.

Методика определения уровня развития социального интеллекта состоит из трех рабочих тетрадей по диагностике социального интеллекта детей с условной нормой развития и ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста. В конкретно описанном исследовании нас интересовала диагностика социального интеллекта у детей младшего дошкольного возраста с условной нормой развития. В тесте выделяется четыре блока: первый блок определяет способность ребенка предположить последствия поведения человека в определенной ситуации и предсказать то, что произойдет в дальнейшем; второй блок выявляет способность ребенка понимать эмоции, выражать их самому, применять нужную эмоцию в определенной ситуации; третий блок исследует способность ребенка определять, что в данной ситуации принято говорить; четвертый блок помогает выяснить, понимает ли ребенок логику развития ситуации, взаимодействие и значение поведения людей в ней.

Оценка результатов диагностики проводится от нуля до двух баллов. 2 балла — ребенок самостоятельно отвечает на все вопросы, правильно понимает и описывает то, что изображено на картинках, адекватно аргументирует свою точку зрения. 1 балла — ребенок с помощью определяет то, что изображено на картинках либо самостоятельно, но с ошибками, неточностями; затрудняется объяснить изображенное. 0 баллов — ребенок испытывает значительные трудности, самостоятельно не может справиться с заданием; не понимает то, что изображено на картинках, не может аргументировать свой ответ [9].

Каждый блок оценивается отдельно, в зависимости от количества заданий, представленных в нем. Оценка результатов дошкольника является лишь субъективным мнением исследователя.

Методика для выявления уровня межличностных взаимоотношений между детьми в пределах одной группы «Два домика» Е. О. Смирновой проведена в границах социометрии.  Социометрия характеризуется тем, что дети относятся друг к другу совсем по-разному. С призванными лидерами имеют желание общаться многие, другие дети — менее предпочитаемые. Проблема лидерства является центральной в социальной психологии. Лидерство можно охарактеризовать, как умение воздействовать на других, способность к руководству. Степень популярности ребенка среди своих сверстников играет важную роль. Поэтому, в данной статье, для примера будут представлены результаты этой группы методов.

Для проведения методики необходимо подготовить наглядность: лист бумаги с двумя нарисованными домиками. Первый домик – красивый, большой и красного цвета, а другой – неприглядный, намного меньше первого, черного цвета. Исследователь показывает оба изображения и говорит: «Посмотри на домики. В красном домике много игрушек, весело, а в черном – ничего нет. Представь, что ты владелец красного домика, кого бы ты пригласил из своей группы в гости? А кого хочешь поселить в черный домик?» После проведения беседы разрешается спросить у детей, не хотят ли они поменять кому-нибудь домик, уверены ли они в окончательном ответе.

Интерпретация результатов этого теста достаточно проста: симпатии и антипатии ребенка прямо связаны с размещением сверстников в красном и черном домиках [6].

Апробируя результаты методики определения уровня социального интеллекта  у детей среднего дошкольного возраста можно сделать следующие выводы:

  • по первому блоку — выделено 50% детей с высоким уровнем социального интеллекта; 44% детей со средним уровнем и 6% — с низким. это говорит о том, что большинство детей могут предсказать поведение человека в определенной ситуации.
  • по второму блоку — выделено 12% детей с высоким уровнем социального интеллекта; 56% детей со средним уровнем и 31% — с низким. Из этого следует, что дети испытывают трудности в определении причин возникновения тех или иных эмоций человека.
  • по третьему блоку — выделено 62% детей с высоким уровнем социального интеллекта; 31% детей со средним уровнем и 6% — с низким. Это говорит о высокой способности детей определять, что именно необходимо говорить в той или иной жизненной ситуации.
  • по четвертому блоку — выделено 50% детей с высоким уровнем социального интеллекта; 50% детей со средним уровнем и с низким уровнем не выявлено никого. Анализируя результаты можно отметить, что 50% детей понимают логику развития ситуации, взаимодействие и значение поведения людей в них, а 50% детей этого не понимают.

Результаты проведенной диагностики можно наблюдать в данной композиционной оценке.

 

 

С высоким уровнем социального интеллекта было выявлено 44% респондентов, со средним – 45%, а с низким – 11%.

По результатам проведения второй диагностики «Два домика» можно отметить, что дети-лидеры обладают в большей степени популярностью среди своих сверстников, чем остальные.

После проведения двух диагностик было выявлено, что дети, имеющие низкий уровень социального интеллекта, поселили в черный дом большее количество сверстников, чем дети, имеющие средний и высокий уровень. Это позволяет сделать вывод о том, что социальный интеллект играет значительную роль в выстраивании отношений между детьми.

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Исаева, И.Ю. Педагогическое сопровождение развития социального интеллекта ребёнка в период дошкольного детства: автореф. дис. канд. пед. наук. – Ростов н/Д, 2011. – 196 с.
  2. Белова, С.С. Социальный интеллект: сравнительный анализ методик измерения // Социальный интеллект: теория, измерение, исследования / С.С. Белова / под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. – М.: Институт психологии РАН, 2004. – С. 109 – 118.
  3. Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский / под ред. Г.Н. Шелогуровой. – М.: Издательство «Лабиринт», 1999. – 352 с.
  4. Куницына, В.Н. Социальная компетентность и социальный интеллект: структура, функции, взаимоотношение // Теоретические и прикладные вопросы психологии: в 2 ч. Ч. 1. Теоретические проблемы психологии / под. общ. ред. А.А. Крылова. – СПб, 1995. – С. 195 – 200.
  5. Микляева, Н.В. Модель развития социального интеллекта дошкольников / Н. В. Микляева // Дошкольное воспитание. – 2016. – № 12. – С. 18 – 23.
  6. Смирнова, Е.О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция / Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. – С. 12 – 23.
  7. Шилова, О.В. Развитие социального интеллекта у старших дошкольников и первоклассников в процессе общения со значимым взрослым: автореф. дис. кон-та пед. наук. – Нижний Новгород, 2009. – 224 с.
  8. Ясюкова, Л.А. Социальный интеллект детей и подростков / Л.А. Ясюкова, О.В. Белавина. – М.: Институт психологии РАН, 2017. – 179 с.
  9. Альбом для экспресс-диагностики социального интеллекта детей дошкольного возраста (в 3-х раб. тетр.): приложение к сборнику научных статей по материалам межрегиональной дистанционной научно-практической конференции «Социализация детей дошкольного и младшего школьного возраста как инвестиция в будущее» / под ред. Н. В. Микляевой. – М.; Берлин: Директ-Медиа, 2017. – С. 20 – 39.

 

 

Запись опубликована в рубрике Теория и практика дошкольного образования. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий