Салей Д.М., ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В РАБОТЕ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ

УДК 372.881.161.1

Салей Дарья Михайловна

УО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы», г. Гродно

Научный руководитель – С. Д. Гринько, старший преподаватель кафедры естественнонаучных и лингвистических дисциплин и методик их преподавания ГрГУ им. Янки Купалы

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В РАБОТЕ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ

 

Современная система образования должна соответствовать социально-экономическим изменениям, техническому прогрессу, процессам информатизации в современном обществе. В процессе обучения учащиеся должны овладеть не только универсальными умениями и навыками, но и креативным мышлением, способами творческой деятельности, которые необходимы для формирования пластичности личности (степень лёгкости переключения с одного предмета или типа мышления на другой), в том числе и социальной (степень лёгкости включения в социальные связи, контакты) [1, с. 101].

Первая ступень общего среднего образования является важным этапом в развитии и становлении личности. В этот период творческие способности детей развиваются как никогда активно. Отсюда главная задача каждого учителя – организовать свою педагогическую деятельность эффективно, опираясь на личностные особенности учащихся и их творческий потенциал.

Традиционный подход к обучению, основанный на воспроизведении готового «образца» знаний, не может полностью удовлетворить потребности общества в формировании интеллектуальной, конкурентоспособной, активной и дееспособной личности, обладающей информационными и коммуникативными компетенциями. Решить эти задачи можно только при условии изменения позиций учителя и ученика в процессе обучения и воспитания, что зачастую решается путём технологизации педагогического процесса [2, c. 7-8].

На наш взгляд, педагог должен организовывать свою деятельность, используя педагогические технологии, что позволит эффективно сочетать в себе учебную и творческую деятельность на первой ступени общего среднего образования. На наш взгляд, наиболее эффективно с этой целью можно использовать технологию интегрированного обучения.

Для оценки частотности и системности использования педагогами в практической деятельности элементов данной технологии было проведено анкетирование среди учителей ГУО «Средняя школа №32 г. Гродно» (23 человека), ГУО «Средняя школа №1 г. Скиделя» (12 человек) и ГУО «Учебно-педагогический комплекс Можейковский детский сад – базовая школа» (4 человека). Общее количество респондентов составило 39 человек в возрасте от 22 до 55 лет.

По итогам анкетирования можно сделать вывод, что педагоги по-прежнему работают в традиционной дидактической технологии, где ведущим является репродуктивный метод изложения материала (Таблица 1).

Таблица 1. Оценка эффективности педагогами традиционного обучения

Критерии оценки эффективности традиционного обучения Количество педагогов, согласных с данной позицией
Традиционное обучение полностью соответствует разностороннему развитию личности ребёнка 9 23 %
Развитие личности учащегося в традиционном обучении зависит от мастерства преподавания педагога 22 55 %
Развитие личности учащегося зависит от изучаемого материала 2 5 %
Развитие личности школьника зависит и от мастерства преподавания учителя, и от содержания изучаемого материала 6 17 %
Традиционное обучение не является эффективным и результативным 0 0 %

Учителя объективно смотрят на образовательный процесс, видят недостатки и отмечают его низкую результативность. Среди существенных недостатков можно отметить следующие: слабая речевая активность детей в возрасте от 6 до 10 лет; отсутствие самостоятельности, индивидуального обучения и обратной связи; изолированность школьников друг от друга; на уроке обеспечивается лишь первоначальная ориентировка в учебном материале, а окончательное усвоение перекладывается на домашнюю работу.

Педагоги постоянно находятся в поиске наиболее продуктивной педагогической технологии, которая бы позволила на самом высоком уровне учитывать психофизиологические и личностные особенности обучаемых, разнообразить способы преподавания, а также организовать субъект-субъектные формы взаимодействия участников образовательного процесса. Чаще остальных в своей педагогической деятельности учителя используют технологии проблемного и интегрированного обучения, а значит, считают, что они наиболее эффективны в оптимизации педагогического процесса, а также являются максимально продуктивными и результативными. Использование элементов различных педагогических технологий учителями отображено в диаграмме 1.

Далее подробнее рассмотрим особенности использования педагогами технологии интегрированного обучения, которая, на наш взгляд, способствует развитию творческих способностей младших школьников.

 

 

 

 

 

Диаграмма 1. Использование педагогами различных образовательных технологий.

Педагоги-практики используют интеграцию в педагогическом процессе с целью наиболее продуктивно организовать и провести учебные занятия. Из опрошенных учителей большинство (32 человека (82 %)) отметили, что используют в своей деятельности данную технологию. Остальные отдают предпочтение другим образовательным технологиям, а к межпредметныем связям прибегают на уроках время от времени (1-2 раза в четверть или в полугодие). В основном это связи, изначально заложенные в учебной программе (русский и белорусский язык, русская литература и русский язык, белорусская литература и белорусский язык). Дальнейший анализ анкет был произведён на основе ответов 32 респондентов, которые используют технологию интегрированного обучения.

Интегрированные уроки имеют ряд преимуществ в сравнении с традиционной формой проведения учебных занятий (Таблица 2).

Таблица 2. Оценка эффективности использования педагогами интегрированных уроков

Критерии оценки эффективности интегрированной формы занятий Количество педагогов, согласных с данной позицией
Содействует развитию мотивационной сферы личности 15 32 %
Делает процесс обучения разнообразным и интересным, что содействует раскрытию творческого потенциала учащихся 15 32 %
Даёт возможность приблизить процесс обучения к потребностям и возможностям личности учащегося, что содействует развитию его индивидуальных особенностей, в том числе и творческого потенциала 9 19 %
Содействуют активному развитию творческого потенциала учащихся за счёт приближения теоретического материала к сфере деятельности личности 8 17 %

Таким образом, можно утверждать, что каждый из педагогов прибегает к вышеуказанной технологии, поскольку она в большей степени, нежели традиционная система обучения, способствует развитию творческих способностей воспитанников.

В анкете были предложены следующие варианты интеграции:

  1. «Русский язык» и «Белорусский язык» (например, перевод глаголов в неопределённой форме на белорусский язык);
  2. «Русский язык» и «Изобразительное искусство» (например, иллюстрация фразеологизмов, в составе которых есть глагол в неопределённой форме; изготовление наглядных пособий для уроков по языку);
  3. «Русский язык» и «Литературное чтение» (например, формулирование правил русского языка в стихах, инсценирование правил, использование грамматических сказок);
  4. «Русский язык» и «Математика» (например, решение сказочных задач);
  5. «Русский язык» и иностранные языки (например, подбор русских синонимов к заимствованным словам, приведение русских эквивалентов иностранным пословицам).

Виды интеграции, которые педагоги чаще всего используют на уроках, можно увидеть на диаграмме.

Диаграмма 2. Использование педагогами различных видов интеграции.

Важно отметить, что респонденты предложили свои варианты интеграции учебных дисциплин. Среди них: «Русский язык» и «Человек и мир», «Человек и мир» и «Изобразительное искусство», «Мая Радзіма – Беларусь» и «Літаратурнае чытанне», «Литературное чтение» и «Человек и мир». На наш взгляд, это свидетельствует о том, что работники первой ступени общего среднего образования готовы и стремятся использовать современные педагогические технологии, что соответствует современным требованиям общественного и экономического развития.

Среди трудностей, которые могут возникнуть при подготовке к уроку, который построен на основе различных видов интеграции, опрошенные педагоги выделили следующие: неумение детей самостоятельно ставить проблему урока; поиск методов и приёмов, подходящих разным учащимся в какой-либо деятельности; затраты времени на подбор необходимого материала; нерациональное распределение времени между этапами урока; недостаточность практического опыта в использовании данной технологии.

Эффективность технологии во многом зависит от систематичности её использования (Таблица 3).

Таблица 3. Частота использования педагогами интегрированных уроков в своей практике

Частота использования интегрированных уроков русского языка Количество педагогов, которые используют данную форму занятий
Еженедельно 3 9 %
1-2 раза в четверть 17 53 %
1-2 раза в полугодие 12 38 %

Таким образом, из полученных результатов анкетирования следует, что педагоги учитывают межпредметные связи в своей работе, ориентируясь на программный материал, но интеграция как вид деятельности на уроках не имеет системного характера. Поэтому, на наш взгляд, в этом случае нельзя говорить об эффективности использования технологии интегрированного обучения.

Мы предложили педагогам оценить эффективность технологии интегрированного обучения (Диаграмма 3). Мнения разделились: 16 учителей считают, что предложенная технология эффективна только для лучшего усвоения материала, а остальные 16 убеждены, что при такой форме проведения занятий эффективно развивается личность учащегося в целом. При этом 9 учителей, которые придерживаются последней точки зрения, используют 1-2 вида интеграции учебных дисциплин, а семеро – 3 и более видов. Стремление педагогов разнообразить варианты слияния фактов, понятий, деятельностей, присущих разным научным областям, свидетельствует о сознательном выборе ими технологии интегрированного обучения.

Диаграмма 3. Оценка эффективности технологии интегрированного обучения педагогами.

Анализ результатов анкетирования, при котором сравнивались ответы и стаж работы респондентов, позволяет говорить о том, что начинающие учителя готовы достаточно часто использовать интегрированные уроки в обучении детей. При отборе материала и составлении конспектов занятий они проявляют максимум креативности, самостоятельно разрабатывают задания интегрированного характера и полностью увлекаются данной формой проведения уроков. Однако молодые учителя указывают и на достаточно большое количество трудностей, которые возникают при подготовке и проведении интегрированных уроков. В то время, как у опытных учителей трудности в подготовке к интегрированным урокам и во время их проведения не возникают. Однако им сложно отойти от традиционной системы образования, поэтому интегрированные задания часто не носят творческого характера, а являются результатом формальной интеграции фактов из различных научных областей.

Таким образом, несмотря на ряд трудностей, возникающих при подготовке и проведении интегрированных уроков, преимуществ значительно больше. Такие уроки стимулируют учебную деятельность учащихся благодаря нестандартной форме. На занятиях у школьников формируются умения сравнивать, обобщать, делать выводы, а также расширяется кругозор. Учащиеся первой ступени общего среднего образования учатся творчески подходить к решению поставленных задач, у них раскрывается творческий потенциал, который помогает созидательно воспринимать и оценивать окружающую действительность. Это подтверждают и опрошенные педагоги. Однако, как показало исследование, сочетание элементов разных учебных дисциплин не так часто используется учителями, зачастую не имеет системного характера, что связано с трудностями, которые носят как объективный, так и субъективный характер.

 

Библиографический список

  1. Елисеев, О. П. Практикум по психологии личности / О. П. Елисеев. – СПб : Питер, 2001. – 560 с.
  2. Сивашинская, Е. Ф. Педагогические системы и технологии : курс лекций для студентов педагогических специальностей вузов / Е. Ф. Сивашинская, В. Н. Пунчик; под общ. редакцией Е. Ф. Сивашинской. – Минск : Экоперспектива, 2010. – 196 с.
Запись опубликована в рубрике Актуальные проблемы педагогики и психологии образования. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий