Щербач Татьяна Владимировна, ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА

УДК 373.31

Щербач Татьяна Владимировна

УО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы», г. Гродно

Научный руководитель – Лапковская Е.Н., доцент кафедры естественнонаучных и лингвистических дисциплин и методик их преподавания ГрГу имени Яни Купалы

 

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА

 

Духовно-нравственное воспитание студентов является приоритетным направлением в воспитательной работе педагогического факультета Гродненского государственного университета имени Янки Купалы. Оно направлено на повышение статуса духовности и нравственности во всей системе воспитательной деятельности и имеет целью формирование духовности как фундаментального качества личности, определяющего её позицию, поведение, отношение к себе и окружающему миру.

Духовно-нравственное воспитание студента имеет свои особенности, это сложный и многогранный процесс, включающий педагогическое и духовное влияние. Большое значение для духовно-нравственного воспитания студентов факультета имеют социальные условия и биологические факторы, однако решающую роль играет здесь педагогическое, личностно-ориентированное взаимодействие, поскольку оно в наибольшей степени осмысленно и управляемо [1, 2].

Процесс духовно-нравственного воспитания длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени. Духовно-нравственное развитие и воспитание студентов является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент для образования. Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации общества. «Родной край, его история, – писал академик Д.С. Лихачев, – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества».

Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи и проблемы, когда у него есть общая система нравственных ориентиров. А эти ориентиры там, где хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории [3, 4]

Воспитание должно быть ориентировано на достижение определенного идеала. На какой же идеал ориентирует нас духовно-нравственное развития и воспитание личности? Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин Республики Беларусь, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях Республики Беларусь.

Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительным влияниям общества [5].

В современном образовании возрождение нравственности и духовности постепенно осознаётся как наиболее важная и существенная задача. Духовностью, нравственностью должен быть пропитан весь процесс обучения и воспитания. Иногда кажется, что «прошлое» от нас далеко, и оно нас не касается. Но мы ошибаемся, это не так, наше «прошлое» находится с нами, буквально «под нашими ногами».

Не все жители областного центра, и не все его гости и далеко не все студенты знают историю своей малой Родины. В условиях изменения задач современного образования возникает необходимость по-новому рассмотреть специфику педагогической деятельности. Современному преподавателю самому необходимо отвечать моральным и нравственным требованиям. В первую очередь быть честным и правдивым, простым и скромным, доброжелательным и справедливым.

Современный преподаватель должен быть не только проводником знаний, но и духовным донором, способным воспитывать у своих учеников качества, составляющие нравственный стержень и духовную базу личности [6]. А личность преподавателя сама по себе является для студентов воспитательным элементом. Если будущий специалист в процессе профессиональной подготовки вступает в контакт с эрудированным, высокоинтеллектуальным, культурным преподавателем, создающим нравственный образец, он получает мощный стимул для своего дальнейшего развития. Высокая нравственная культура – это не число прочитанных книг, просмотренных фильмов, прослушанных музыкальных произведений.

Культура – это умение строить человеческое сообщество. Высокая культура и нравственность –  это благо не только для общества в целом, это благо для каждой конкретной личности. Для усиления эффекта от духовно-нравственного воспитания студентов педагогического факультета можно создать справочники по темам «Достопримечательности нашего района (города)», «Путеводитель по району (городу)».

Использование краеведческого материала имеет большой мотивационный потенциал и позволяет повышать интерес не только к изучению предметов, но и к изучению истории родного края, традиций, обычаев, более эффективно осуществлять взаимосвязь коммуникативного и социально-культурного развития студентов.

В результате проведенной работы со студентами повышается уровень их духовно-нравственной культуры, они овладевают следующими социальными умениями навыками: самостоятельно добывать знания и пользоваться ими для решения новых познавательных и практических задач; работать в группах, исполняя разные социальные роли (лидера, исполнителя, посредника и т.д.); устанавливать широкие человеческие контакты, знакомства с разными культурами, разными точками зрения на одну проблему; пользоваться информационно-исследовательскими методами: собирать и обрабатывать необходимую информацию, факты; уметь их анализировать с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения.

Таким образом, духовно-нравственное воспитание должно быть неотъемлемой частью учебного процесса на факультете. Приоритетным направлением необходимо считать развитие у студентов духовности, ориентированности на доброту, помощь людям.

На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

  1. Духовно-нравственное воспитание является необходимым компонентом формирования грамотного специалиста.
  2. Основной направленностью образования следует считать формирование профессиональных навыков в неразрывной связи с моральными принципами и духовно-нравственными приоритетами.
  3. Определяющим значением для успешного духовно-нравственного воспитания студентов считать личность педагога, его профессионализм и нравственные качества.

В заключение нужно заметить, что человек не рождается богатым в духовном и нравственном смысле, поэтому нужно внешнее воздействие преподавателей, родителей, всей образовательной среды направленное на формирование у студентов нравственных качеств.

 

Библиографический список

 

  1. Жарковская, Т. Г. Организация духовно-нравственного образования средствами различных учебных дисциплин / Т.Г. Жарковская // Педагогика. – 2008. – № 10. – С.49–53.
  2. Шаршов, И. А. Содержание профессионального воспитания студентов в современном вузе / И. А. Шаршов, Л. Н. Макарова, И. Н. Борзых // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. – 2016. – Т.15. – № 4. – С. 31–36.
  3. Якунина, И. В. Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения / И. В. Якунина // Дополнительное образование и воспитание. 2011. № 1. С. 14–19.
  4. Терещенко, Г.Ф. Педагогические идеи русских философов как источник духовно-нравственного воспитания личности / Г. Ф. Терещенко // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. – 2010. – Т.1. – № 15. – С. 125–130.
  5. Извеков, И.Н. Генеалогическое исследование как технология духовно-нравственного воспитания личности / И.Н. Извеков, В.Н. Алалыкин // Гуманизация образования. – 2016. – № 4. – С. 54–57.
  6. Исаев, И.Ф. Профессионализм преподавателя: культура, стиль, индивидуальность / И.Ф. Исаев. – Москва-Белгород, 2002. – 241 с.
Запись опубликована в рубрике Актуальные проблемы педагогики и психологии образования. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий