Шилобрит Д.И., ИНДИВИДУАЛЬНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ УЧИТЕЛЕМ-ПРЕДМЕТНИКОМ КАК СЛОЖНАЯ ФОРМА «АЛЬЯНСА» ШКОЛЫ И СЕМЬИ

УДК 373.1.013

Шилобрит Денис Иосифович

ГУО «Средняя школа № 2 г. Бобруйска», г. Бобруйск

Индивидуальное консультирование родителей учителем-предметником как сложная форма «альянса» школы и семьи

 

Формирование сотрудничества между учащимися, родителями и педагогами зависит, прежде всего, от того, как складывается взаимодействие взрослых в этом процессе. Родители и педагоги – воспитатели одних и тех же детей, и результаты обучения и воспитания могут быть успешными тогда, когда учителя и родители станут союзниками. В основе этого союза – единство стремлений, взглядов на образовательный процесс, вместе выработанные общие цели и задачи, пути достижения намеченных результатов [5].

С целью оказания помощи семье в совершенствовании ее воспитательного потенциала, педагогической культуры родителей, налаживания продуктивного взаимодействия с ребенком и т.п. недостаточно использовать только формы массового, группового характера. Имеется категория родителей, так и учащихся, которые нуждаются в индивидуальной помощи. С одной стороны, это родители с низким уровнем компетентности в воспитании ребенка или родители, дети которых имеют склонность к проявлению необычных состояний в поведении (как правило, девиантного характера). С другой стороны, как свидетельствуют результаты нашего исследования, это группа родителей, которые не хотят выносить свои проблемы на обсуждение, стремятся держать их в тайне, чтобы не навредить собственному чаду или семье. Однако помочь родителям в необходимых случаях возможно только в индивидуальном порядке, с их согласия, готовности и т.п. В связи с этим индивидуальному, дифференцированному, личностно-ориентированному подходам к работе с семьей учеными (С. С. Кашлев, Е. В. Бондаревская, О. С. Газман, В. А. Караковский, Н. Л. Селиванова, А. Н. Сендер, М. П. Осипова и др.) уделяется большое значение. Так, особое место в контексте индивидуальных форм работы учителя иностранного языка с семьей учащихся занимает консультирование. Попытаемся поэтапно раскрыть методику его организации.

Прежде всего, следует четко придерживаться в консультировании ведущих положений (принципов): гипотетичность, предполагающая уточняющие вопросы с целью формулирования гипотезы; нейтральность консультанта, которая заключается в том, чтобы слушать, анализировать, не осуждать, а лишь советовать; циркулярность (выяснение причинной зависимости проблемы с учетом выяснения отношения к проблеме всех членов семьи) и др. Этих положений следует придерживаться на всех этапах консультирования.

В консультировании как виде деятельности выделяется ряд взаимосвязанных этапов:

  • установление контакта, что предполагает создание благоприятной атмосферы, способствует установлению доверительных отношений между консультантом (учителем-предметником) и клиентом (родителями);
  • сбор информации: уточняется проблема, выясняется понимание ее клиентом с помощью вопросов: «Что Вас беспокоит?», «Что хотелось бы обсудить?» и др.; при этом беседа продолжается до тех пор, пока консультант и клиент не придут к единому пониманию сути проблемы;
  • определение целей консультирования, которые по своей сути и есть характеристика желаемого результата, который прогнозируется и должен быть понят клиентом, так как только при этом условии может осуществляться договоренность на дальнейшую совместную деятельность;
  • выработка альтернативных решений считается самым трудным этапом, так как многим клиентам сложно преодолевать стереотипы в своем поведении, менять в некоторой степени правила «выстраивания» своей жизнедеятельности и т.п.;
  • обобщение, т.е. анализ результатов [3, с. 155].

Наряду с вышеизложенным консультанту следует знать и требования к консультированию:

  • хорошо владеть проблемой с позиции науки и практики;
  • внимательно слушать родителей, стимулировать их к беседе, чтобы выяснить их отношение к ребенку и его проблеме;
  • задавать только доброжелательный тон, недовольства и упреки недопустимы;
  • давать родителям конкретные рекомендации по решению возникшей проблемы;
  • консультация должна нести в себе перспективу в жизнедеятельности ребенка, семьи;
  • следует быть осторожным в выдаче рекомендаций, чтобы не усугубить положение, не навредить ребенку, особенно в тех случаях, если родители нечётко представляют глубину проблемы, не подготовлены к ее разрешению;
  • учитывать возраст и пол собеседника, его темперамент и другие особенности, отношение к педагогам школы;
  • не разглашать содержание беседы, не обсуждать с коллегами по работе;
  • порекомендовать родителям не осведомлять детей об их договоренности с консультантом [4, с. 153–154].

Представим рекомендации по развитию умений учителя-предметника слушать и слышать родителей:

  1. «Перефразирование». Это повторение своими словами высказывания законного представителя учащегося. Его цель:
  • показать родителям, что слышите и понимаете их;
  • перефразируя содержание, мы проявляем недопонимание, чтобы у родителей была возможность поправить учителя иностранного языка;
  • выслушивание своей истории, пересказанной другим, может помочь родителям прояснить собственные мысли и чувства, побудить их более подробно раскрыть ситуацию и свое отношение к ней;
  • когда родитель находится в состоянии эмоционального возбуждения, то перефразирование может помочь ему и учителю-предметнику установить, на какие события и проблемы необходимо больше всего направить внимание

При этом важно помнить, что перефразирование должно быть кратким и ограничиваться теми событиями, действиями, которые наиболее существенны, при кризисной интервенции перефразирование должно oграничиваться теми вещами, которые актуальны в данный момент для родителей.

  1. «Отражение чувств клиента». Это обозначение чувств клиента, о которых он не говорит. Основные цели: помочь клиенту идентифицировать свои чувства и побудить говорить о своих переживаниях, снизить уровень напряжения, показать, что консультант понимает его чувства. С этой целью необходимо: для обозначения чувств клиента подбирать слова, которые соответствуют его переживаниям; сосредоточиться на актуальных чувствах; говорить просто и коротко; использовать позитивные формулировки и т.п.
  2. «Присоединение чувства к содержанию». Это вербальный навык, который позволяет объединить отражение чувства с перефразированием содержания.
  3. «Прояснение». Помогает получить дополнительную информацию от клиента о его проблеме или чувствах связанных с ней. Первый шаг в этом – перефразирование того, что консультант понял из слов клиента, а второй – задавание вопроса («Я не уверен, что понял вас», «Могли бы вы сказать об этом подробнее?» и др.). При этом не следует задавать большое количество проясняющих вопросов.
  4. «Отражение собственных чувств». Прежде всего надо убедиться, будет ли отражение чувств консультанта действовать на клиента. А что касается цели, то это проявление эмпатии, создание атмосферы доверия, улучшение контакта (например, «Вам сейчас трудно, и мне захотелось поддержать вас»). Чувства консультанта – дополнительный источник информации о состоянии клиента, его отношении с собой и с другими людьми.
  5. «Прояснение проблемной ситуации (возможные вопросы)». Например: «Каково значение домашнего задания?», «С чем вы связываете появление проблемы?», «Как это случилось?», «Кто при этом присутствовал?», «Были ли подобные ситуации в прошлом?» и др. [2, с. 132–133].

Отметим, что для консультирования как индивидуальной формы работы характерна не только корректирующая функция, но и такие, как обучающая, воспитывающая и стимулирующая. Консультирование учителя-предметника способствует:

  • развитию сотрудничества со школой, уверенности в успешности семейного воспитания; участию родителей в психолого-педагогическом просвещении и обучении, самообразовании;
  • предупреждению эмоционального выгорания родителей в деле воспитания;
  • организации нормальной жизнедеятельности ребенка.

Помимо соблюдения общих рекомендаций учитель-предметник (консультант) обязан владеть сутью проблемы, вариантами технологии ее разрешения. Родители после консультирования должны чётко представлять ориентиры в своей деятельности с ребенком, приемы и средства «Как действовать» хотя бы в пределах определенного отрезка времени. Возьмем конкретный пример. Родители часто обращаются к учителю иностранного языка на предмет того, что дети не понимают содержание прочитанного текста.

Прежде всего надо знать, что чтение – это не перевод. Не нужно знать каждое слово, чтобы понять текст. Родители обязаны знать:

  1. Предварительные знания играют важную роль в понимании текста. Перед чтением текста уже знаешь о нем больше, чем предполагаешь.
  2. Заглавие помогает понять, о чем идет речь в тексте, т.е. называет тему. С некоторыми темами дети знакомы, читали или слышали о них.
  3. Далее они знакомятся с формой текста (сказка, спортивные новости и др.). Форма текста уже дает подсказку для понимания.
  4. Важную помощь оказывают в понимании иллюстрации. Их нужно внимательно рассмотреть.
  5. Слова-слова-слова! Много знакомых слов, но много и незнакомых. Не спешите с детьми искать их в словаре. Если внимательно их рассмотреть, то они напоминают нам иногда интернациональные слова, иногда слова родного языка. Их можно понять.
  6. Некоторые слова выделены в тексте: подчеркнуты или выделены жирным шрифтом. Это важные слова. Они указывают на развитие темы, информируют о том, что является важным или что следует далее в тексте.
  7. Понять слово поможет контекст. Незнакомое раскрывается из знакомого.
  8. Ищите с ребенком сначала знакомые слова.
  9. Главная информация тесно связана со структурой текста, его логической структурой. Нужно понять и разработать эту внутреннюю структуру. В этом помогут вопросы: О чем? Что? Кто? Где? Когда? Зачем? Почему? Как?
  10. Важную роль в понимании текста играют соединительные слова, такие, как союзы, местоимения и др. слова. По этим словам можно узнать, как связаны предложения или абзацы в тексте.
  11. Слова, остающиеся непонятными, ищите с ребенком в словаре [1, с. 36].

Таким образом, индивидуальное консультирование педагогов с родителями – одно из продуктивных направлений их психолого-педагогического просвещения и обучения, но достигает успеха лишь в том случае, если соблюдаются определенные условия: принципы, этапы, требования к консультированию. Так, совместная деятельность учителей-предметников и родителей в контексте индивидуального консультирования в значительной степени должна быть нацелена на формирование у учащихся «умения учиться».

 

Библиографический список

  1. Будько, А. Ф. Путь к цели : метод. пособие / А. Ф. Будько. – Минск : МГЛУ, 2003. – 64 с.
  2. Осипова, М. П. Воспитательный потенциал семьи. Формы совершенствования : пособие / М. П. Осипова, Е. Д. Осипов. – Брест : БрГУ, 2016. – 150 с.
  3. Осипова, М. П. Модель педагогического взаимодействия с семьёй в контексте классного сообщества : пособие / М. П. Осипова. – Брест : БрГУ, 2017. – 172 с.
  4. Осипова, М. П. Педагогическое взаимодействие с семьёй : пособие для педагогов учреждений общ. сред. образования / М. П. Осипова, Е. Д. Осипов. – Минск : ИВЦ Минфина, 2015. – 192 с.
  5. Примерное содержание консультаций учителей-предметников для родителей [Электронный ресурс] / Академия последипломного образования. – Минск, 2020. – Режим доступа : http://www.academy.edu.by /files/6%20den%202017/konsultir%20rod%20uchit.pdf. – Дата доступа : 05.04.2020.

 

Запись опубликована в рубрике Актуальные проблемы педагогики и психологии образования. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий