Скиба Евгений Анатольевич, РАЗВИТИЕ ИДЕИ ПАТРИОТИЗМА КАК СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОГО И ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ФЕНОМЕНА

УДК 355.23

Скиба Евгений Анатольевич

УО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы», г. Гродно

Научный руководитель – Е. Н. Лапковская, доцент кафедры естественнонаучных и лингвистических дисциплин и методик их преподавания ГрГУ им. Янки Купалы

РАЗВИТИЕ ИДЕИ ПАТРИОТИЗМА КАК СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОГО И ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ФЕНОМЕНА

На сегодняшний день существует много различных трактовок понятия «патриотизм». Оно рассматривается в разных аспектах: социальном, политическом, историка – культурологическом, духовном и т.д. в зависимости от личностных установок исследователя и рассматриваемой сферы деятельности. Не стоит забывать, что такой феномен, как «патриотизм», является довольно сложным в своей сущности и поэтому нередко выражается в противоречивых формах, что затрудняет его исследование. Думается, что именно поэтому в ретроспективе отечественной мысли и в современных философско-педагогических исследованиях понятие «патриотизм» характеризуется разнообразием толкований и неоднозначностью.

В толковом словаре В. И. Даля слово «патриот» означает «любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник» [1].

Советский энциклопедический словарь предлагает следующее значение термина патриотизм: «одно из глубоких чувств, закреплённых веками и тысячелетиями обособленных отечеств» [2].

Согласно философскому определению, патриотизм – «нравственный и политический принцип, социальное чувство», заключающееся в любви к отечеству, преданности ему, гордости за его прошлое и настоящее, стремлении защищать интересы родины [3].

Педагогическая энциклопедия характеризует патриотизм как «чувство любви к своему Отечеству, готовность подчинять свои личные и групповые интересы общим интересам страны, верно служить ей и защищать ее» [4].

Изучение этих идеи патриотизма и сегодня представляет немалый интерес, более того, многие из них исполняют роль методологических оснований в организации патриотического и гражданско-патриотического воспитания.

Развитие идеи патриотизма всегда сохранялась в сознании и подсознании народных масс независимо от официальной идеологии. В настоящее время ей отводится роль духовно-нравственной и социальной ценности.

В. Г. Белинский неоднократно отмечал, что патриотизм необходимо доказывать не словом, а делом [5]. Интерес представляют взгляды Н. Г. Чернышевского, продолжая развивать идеи патриотизма, в своих работах он пишет, что изменить своей Родине может только человек с низкой душой, истинный «патриот – это человек, служащий родине, а родина – это прежде всего народ» [6].

Великий русский педагог К. Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством. «Как нет человека без самолюбия, – писал он, – так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь даёт воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями» [7].

Плодотворное развитие идеи патриотизма было описано в трудах В. Соловьёва, считавшего, что высшим призванием развития наций является идея «все человечества», но предшествовать достижению этого идеала должно формирование и самоопределение наций. Любовь к своему народу по В. Соловьёву этически равна любви к самому себе: «За собою, как за своим народом, остаётся неизменное первенство исходной точки» [8, с. 378]. При этом В. Соловьёв решительно осуждал национальную ограниченность и предостерегал от стремления к национальному самолюбованию, этноцентризму, возвеличения «официальной народности», насаждения казённого патриотизма.

Основываясь на этих положениях, В. Соловьёв дал следующее определение глубоко нравственной и всечеловеческой природы патриотизма, лишённой негативных проявлений ограниченного, самодовлеющего национализма: «Мы должны любить все народности, как свою собственную. Этой заповедью утверждается патриотизм как естественное и основное чувство, как прямая обязанность лица к его ближайшему собирательному целому, и в то же время его чувство освобождается от зоологических свойств народного эгоизма, становясь основой и мерилом для положительного отношения ко всем другим народностям сообразно безусловному и всеобъемлющему нравственному началу» [8, с. 378].

В основе такого подхода, безусловно, находился принцип нравственности и гуманизма, созвучный нашему времени. Патриотизм был поднят на новую высоту, представлен в виде высшего идеала, цели развития народов, их объединяющего начала, способствующего преодолению национальной ограниченности, эгоизма и нравственных пороков.

По мнению В. И. Лутовинова все многообразие подходов к пониманию патриотизма, имеющихся не только в научно-исследовательской, но и публицистической литературе современного периода, можно условно дифференцировать по ряду направлений, в которых определяется его главный существенный признак [9].

В первом направлении патриотизм выступает, как важнейший этап развития личности, а именно – ее духовного развития, самовыражения. Это направление можно назвать духовно-религиозным [9, с. 77]. В данном направлении во всей глубине раскрывается духовная природа патриотизма. Духовное предстает как наивысшая ценность. Особая значимость духовного не только в божественности его природы, но и в огромном богатстве культурного, исторического и собственно богословского содержания патриотизма, которое на протяжении тысячелетия развивалось в лоне Православия. Высшие проявления духовного, такие как истинный патриотизм – результат сложного и длительного развития общества, этноса, социальной общности, личности. Данное направление имеет самую большую, богатую историческую традицию, глубокие и мощные корни. Это объясняется не только огромным, более чем тысячелетним периодом развития религиозно-патриотических взглядов, чувств, но и значительным вкладом в разработку данного направления со стороны многих и многих видных представителей власти, Русской Православной Церкви, литературы, искусства, философских и других наук.

Примерно с 20-х годов ХХ столетия это направление было предано забвению, отвращено от социалистической действительности новой советской системой. В это время утвердилось идеолого-атеистическое направление, претендовавшее на альтернативность духовно-религиозному.

Атеистический компонент как составляющая социалистической идеологии претерпел значительную эволюцию за годы Советской власти: от нетерпимо примитивной, ожесточенной борьбы с религией до либерально-умеренного, компромиссного отношения к ней, особенно к ее общепризнанным духовным, культурным, историческим и иным ценностям.

В научно-теоретических исследованиях 70-х и особенно 80-х годов ХХ века, то есть на завершающей стадии этой эволюции, патриотизм в качестве социально значимой ценности социалистического общества нередко рассматривался (при реализации главных идеологических установок) без явно выраженного антирелигиозного звучания.

Начиная с 90-х годов, с разрушением советской коммунистической идеологии значительно возросла роль Церкви в формировании и развитии духовных основ патриотизма. Сегодня, как и на протяжении тысячи лет, церковь является единственным общественным институтом, который квалифицированно и деятельно занимается воспитанием народной души, являясь хранителем высших святынь.

Следующее направление в определенной мере является продолжением предыдущего. Его представители, раскрывая сущность патриотизма, делают это в неразрывной связи именно с личностью, которая является для них высшей ценностью (в том числе и по отношению к обществу, не говоря уже о государстве). Поэтому данное направление может называться личностным патриотизмом. Существенной стороной, отличающей его, является то, что в нем первостепенная роль отводится субъекту, то есть личности. Она в этом плане занимает, безусловно, доминирующее положение, поскольку выступает в качестве высшей ценности. Эта идея, естественно, не могла получить дальнейшего развития в условиях создания мощной государственно-административной системы, отчуждающей личность и направленной против нее. Поэтому в первые десятилетия советской власти личность не только не выступала в качестве субъекта патриотизма, но даже не фигурировала в связи с этим понятием в виде термина.

В 70-х годах ХХ века активизировались усилия по разработке идеи личностного подхода. Преодоление всех ограничений, отбрасывание догм, стереотипов и даже традиций, исключающих рассмотрение личности не только в качестве высшей, но и даже относительно самостоятельной ценности, самодеятельного субъекта, а не только лишь объекта воспитательного воздействия, влияния социально-экономических и иных факторов, особенно активно осуществлялось в конце 80-х годов. Именно в этот период произошла переоценка ценностей, выразившаяся в гуманизации и демократизации воспитания. Благодаря же патриотизму, личность как бы идентифицируется с Отечеством, Родиной.

К следующему направлению относятся получившие наибольшее распространение в научно-исследовательской, публицистической, художественной литературе дефиниции, суждения, определяющие патриотизм как возвышенное чувство любви к родине, отечеству, что в значительной степени предопределяется этимологическим значением самого термина «патриотизм». Данное направление может быть названо возвышенно-эмоциональным. Здесь патриотизм выступает, как одного из важнейших, наиболее возвышенных чувств. В русле рассматриваемого направления патриотизм можно определить как возвышенное, особенно в духовном и социальном смысле, многообразное в своих проявлениях чувство любви к Родине, Отечеству.

Однако сила патриотического чувства не ограничивается лишь глубиной и возвышенностью любви к Отечеству. В связи с этим появляется направление, которое рассматривает природу патриотического чувства во многом аналогичным образом, однако, по сравнению с предыдущим направлением, такое чувство обладает еще и побудительной силой. Вследствие этого патриотизм, благодаря силе и действенности чувства, является еще и деятельностным. Данное направление называется реализационно-деятельностным. Реальное же воплощение патриотического чувства в конкретные дела, поступки, действия в интересах Отечества, являются критерием патриотизма, признанием его истинности.

За последние годы более перспективным и конструктивным, особенно в плане социального звучания и общественной значимости представляется новый подход к пониманию патриотизма как сложного, многоаспектного явления, пронизывающего все основные стороны жизни и деятельности нашего общества. В итоге появляется новое направление – социальный патриотизм. Примечательным в этом подходе является и то, что обновленное содержание патриотизма, отражает, включает новые тенденции современной общественной жизни и предполагает глубокое переосмысление его теоретических основ. В этом направлении подчеркивается тесная взаимосвязь и взаимозависимость патриотизма и общества. В этом соотношении патриотизм рассматривается одновременно в разных ракурсах: как одна из составляющих общественного сознания, менталитета, национального самосознания, как компонент идеологии, культуры, истории, науки, как одна из высших социально значимых ценностей, как направление воспитания, как источник благополучия, благосостояния и успешного развития важнейших сфер жизни. Существенно и то, что в качестве объекта патриотизма выступает не только та или иная сторона жизни общества, но также и оно само как социум.

Следующее направление характеризуется тем, что объектом патриотизма является государство. Вследствие этого оно с полным основанием может быть названо государственным патриотизмом. Появление такой разновидности патриотизма было востребовано достаточно определенными историческими условиями, а именно: необходимостью консолидации усилий для создания, укрепления государства, различных форм государственной власти.

Следующее направление относится к числу появившихся в последнее время, совсем недавно, в 1997 году, получило название – «гражданский патриотизм». В середине 90-х годов ХХ века в ряде документов и публикаций понятие «гражданственность» рассматривалось в соотношении с понятием «патриотизм». При этом основное внимание уделялось их взаимосвязи, особенно в социальном, духовно-нравственном и культурном аспектах, в то время как о дифференциации не говорилось практически ничего. Спустя некоторое время появился уже и сам термин – «гражданский патриотизм», который включает осознание принадлежности к национально-государственной общности, единству и наличию неразрывных связей со своим народом, глубокое уважение к его историческому прошлому и настоящему, национальную гордость за его достижения, а главное – необходимость борьбы за лучшее будущее для народа и социальный прогресс, упрочнение демократического общества.

Эти и другие недостатки, присущие каждому из рассмотренных направлений, характеризуют не вполне завершенную, по ряду направлений довольно слабую разработанность научно-теоретических основ патриотизма. Ни одно из направлений не содержит их в систематизированном виде.

Помимо этих направлений, являющихся основными, наиболее плодотворными с точки зрения разработки в рамках каждого из них важнейших сторон сущности патриотизма, имеется и целый ряд других. Анализ литературы позволяет выделить следующие виды патриотизма.

Региональный. Он предполагает солидарность жителей определенной смежной территории одной страны или нескольких стран, имеющих какие- то общие геополитические интересы и стремящихся к их совместному решению (Юго-Восточная Азия, Карибский регион и т. д.). В основе регионального патриотизма лежат, главным образом, прагматические интересы, но не исключены и какие-то национально-культурные или иные симпатии.

Национальный. Это уважение, забота, любовь и защита интересов какой-то определенной национальности. Национальный патриотизм – естественное явление, свойственное всем людям на Земле. Для иных народов, например для евреев национальный патриотизм выступал или выступает в качестве средства выживания, самосохранения в мире.

Националистический. Данный вид патриотизма связан с проповедью национальной обособленности и исключительности одной из наций. Он способствует разжиганию межнациональной вражды. Националистический патриотизм выступает в двух формах: великодержавного шовинизма господствующей нации, для которого свойственно пренебрежительное отношение к иным расам, нациям, народам (англосаксы и индейцы в Америке) и местного национализма угнетенной нации, отличающегося стремлением к национальной замкнутости, сепаратизмом, недоверием к другим нациям.

Обществоведческие науки рассматривают не менее трех типов патриотизма. Во-первых, патриотизм «малой родины», любовь к своей семье, друзьям и близким, родному селу или городу, школе, заводу, к родному краю и его природе. Во-вторых, национальный патриотизм, включающий в себя любовь к своей нации, ее культуре, истории и традициям; готовность защищать свой народ от любых проявлений экспансии другого народа, забота об окружающей среде, об экономическом процветании как основе свободы и независимости, готовность к жертвенным поступкам для защиты своего Отечества и народа. И, наконец, государственный патриотизм. В небольших моноэтнических государствах понятие национального и государственного патриотизма практически совпадают. Национальный патриотизм чаще всего определяется термином национализм.

Новая для Беларуси геополитическая и международная ситуации, обострение межнациональных отношений создают ряд реальных угроз национальной безопасности страны. Среди них – этноэгоизм, этноцентризм и шовинизм, проявляющиеся в деятельности ряда национальных общественных формирований, способствующие усилению национального сепаратизма и создающие благоприятные условия для возникновения конфликтов на этой почве. Белорусам сегодня необходимо самоопределиться, «найти самих себя», иметь довольно сил, что гарантировало бы равноправное участие в свободном обмене передовыми идеями и течениями мысли в духовной жизни восточного и западного регионов, помогло процессу самоидентификации и формированию чувства патриотизма. Чувство патриотизма играет особую роль в формировании современных мировоззренческих приоритетов белорусской государственности. Патриотизм – идея, чувство и действия, выражающие любовь и преданность Родине, способствующие ее успехам во всех сферах внутренней жизни, повышению ее могущества и укреплению авторитета на международной арене. Патриотизм – это осознание общности интересов людей, веками живущих в обособленных отечествах, уважение к историческому прошлому своего народа, гордость за его достижения и горечь за неудачи, беды и ошибки предков и современников, активная деятельность по созданию нового, прогрессивного. Обязательной стороной подлинного патриотизма является уважение к другим народам, их языку, культуре, истории.

Патриотизм исключает как национальный нигилизм, так и «квазипатриотизм» – гипертрофированное представление о своей нации, противопоставляющее национальное общечеловеческому, отечественное – интернациональному. С патриотизмом несовместимы сепаратизм, национализм, шовинизм. За этими аномалиями стоят общественные силы, интересы которых противоречат тенденциям исторического прогресса, преследующие корыстные, узкоклассовые цели. Патриотичной может быть лишь политика, идущая из глубин народного бытия, вырабатываемая и осуществляемая для блага конкретных, реально действующих людей, образующих данную историческую общность, и не в ущерб другим народам.

Формирование белорусской идеи о патриотизме имеет глубинные корни и представлено, как в рационализированной, социально-философской и общественно-политической форме, так и в образно-типизационном, художественно-литературном выражении. Суть ее заключается в осмыслении бытия белорусского этноса, исторического наследия и борьбы белорусского народа, его национальной идентичности и самости, генетических истоках исторического предназначения, идей сосуществования, основаниях уникальности, особенностях национального характера, геополитического положения и роли в глобализационных процессах современности. Становлению белорусской идеи способствовали социально-философские и гуманистические идеи в белорусской философии (Ф. Скорина, С. Будный, С. Полоцкий), развитие философско-белорусского самосознания в ХХ в. (А. Гарун, Н. Абдиралович-Канчевский и др.), философско-публицистические выступления и произведения (К. Калиновский, Я. Колас, М. Богданович, Ф. Богушевич, Я. Купала, В. Ластовский).

На современном этапе развития Республики Беларусь патриотизм приобрел особую значимость и приоритетность. Жизнь неумолимо требует объединения всех патриотических сил в народное движение по решению задач демократического реформирования общества и государства, возрождению и обогащению национальных традиций, упрочению многообразных отношений и связей с другими странами и народами.

Формирование патриотизма, развитие белорусской культуры, следование ее традициям и становление национальной идеи несовместимы с национализмом. Сущность национализма, как соответствующей идеологии состоит в абсолютизации собственной национальной выделенности и исключительности с одновременным недоверием к чужим этническим общностям, а в крайних проявлениях – отказом им в праве на существование. Исторически национализм как политический принцип формировался в процессе образования национальных государств, распада империй и отделения колоний от метрополий.

В экстремальных вариантах проявления национализма происходит фетишизация собственно этнического начала, которое начинает рассматриваться как предельное основание бытия данной общности людей. Идеология национализма постулирует также приоритет национальных ценностей перед личностными, приоритет национального прошлого и желаемого будущего перед настоящим. Национализм абсолютизирует этническую замкнутость, ведущую к упрощению, застою и упадку данной национальной культуры.

Патриотизм сегодня представляет собой своего рода фундамент общественной и государственной систем, духовно-нравственную основу их жизнеспособности и эффективного функционирования.

В приведённом определении акцент делается главным образом на различных отношениях личности к родине, которые не исчерпываются только нравственными чувствами, а включают также соответствующую потребностно-мотивационную сферу личности, её патриотическое сознание и поведение. Будучи закреплёнными, эти психологические образования в своей совокупности и характеризуют патриотизм как моральное качество. С этой точки зрения И. Ф. Харламов определяет патриотизм как «такое нравственное качество человека, которое выражается в его любви и преданности своей родине, осознании её величия, славы и переживании своей духовной связи с ней, в потребности и стремлении в любых условиях беречь её честь и достоинство, практическими делами укреплять её могущество и независимость» [10, с. 412]. В содержание понятия данный исследователь включает: чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос; уважительное отношение к родному языку; заботу об интересах родины; проявление гражданских чувств и сохранение верности родине; гордость за её социальные и культурные достижения; отстаивание её свободы и независимости; уважительное отношение к историческому прошлому родины и унаследованным от него традициям; стремление посвящать свой труд, силы и способности расцвету родины [10, с. 396].

Ретроспективный анализ работ отечественных мыслителей по проблемам патриотизма и его формирования в молодёжной среде позволил современным исследователям синтезировать новое представление об этом социально-педагогическом феномене. В исследованиях Н. Ф. Бондаренко и В. В. Колпачёва выделены следующие основы или истоки патриотизма [11, с. 10–11].

Естественные основы. Первичный патриотизм был характерен, прежде всего, для кочевых народов и держался на кровной связи между членами семьи, рода. Это был патриотизм родственников, позволявший делить всех людей на своих и чужих. По мере перехода от кочевого образа жизни к оседлому, появляется привязанность людей к конкретной территории, её ландшафту, климату, флоре и фауне. Так патриотизм крови был усилен патриотизмом земли, причём последний приобретал всё более важное, самоценное значение.

Экономические основы. Они кроются в чувствах собственности на средства производства, земельные наделы, в производственных связях между людьми.

Духовно-нравственные основы. Патриотизм объединяет людей духовными узами и нравственными обязанностями. Духовность – это, прежде всего, религия, идеология и культура народа. Нравственные обязанности друг перед другом и государством фиксируются в общественном сознании людей в качестве норм, правил, традиций и обычаев. Наиболее важные из них, такие, например, как защита Отечества, находят свое закрепление в законах государства. Постепенно патриотизм приобретает духовно-нравственные черты и выступает в качестве относительно самостоятельного фактора развития общества, государства.

Политические основы. В политическом плане патриотизм предполагает принятие народом существующей власти, формы правления, политического устройства государства, перспектив и целей его развития. Главное сводится к тому – считают ли люди эту власть, это государство своим. В итоге патриотизм может или распространяться на политику и политиков, или не распространяться на них

В современных исследованиях патриотизм понимается, как продолжение или перенесение семейных чувств на государственный уровень, где все люди уважают, помогают, защищают и любят друг друга, где все взаимосвязано, едино и неделимо. Не случайно говорят: крепкая семья – крепкое государство.

Таким образом, значение патриотизма для конкретного человека заключается в следующем.

Во-первых, он усиливает его связи с другими людьми, обществом и государством в целом. Патриотизм вырывает человека из одиночества, эгоизма узкогрупповой (семейной) среды и тем самым делает его жизнь более социализированной, более богатой и возвышенной. Патриотизм превращает человека в патриота, делает его социальным, более духовным и более развитым, готовым к героизму.

Во-вторых, патриотизм усиливает связь человека с прошлым, настоящим и будущим своего Отечества. Патриот переживает прошлое Отечества, как свое собственное и остро чувствует свою причастность к настоящему. Через патриотизм человек прикасается к будущему, выходящему за пределы его собственной жизни. Посредством патриотизма человек из субъекта личной жизни превращается в активный субъект исторического процесса.

В-третьих, патриотизм несёт человеку новый, более высокий уровень смысла жизни; он одухотворяет человека, как и любая иная подлинно высокая идея. Патриот духовен, поскольку несёт сверхличностный смысл жизни.

В-четвертых, патриотизм развивает физические и духовные силы людей, их ум, чувства и волю, поскольку побуждает к решению новых, более важных и более трудных задач, выходящих за пределы личной выгоды.

В-пятых, патриотизм позволяет человеку заранее определить свою судьбу, делает её предсказуемой и более управляемой. Патриот всегда готов к подвигу, как хороший спортсмен к рекорду.

Сегодня патриотизм является социальным (но не единственным) механизмом государственной машины. Диалектика государства и патриотизма проста: государство призвано воспитывать граждан в духе патриотизма (это одна из важнейших его функций), а граждане-патриоты обязаны своими действиями крепить мощь государства, способствовать его процветанию. Главное воспитательное воздействие государства на своих подданных достигается его реальным устройством, уровнем демократизма в нём, степенью реализации интересов народных масс, уровнем их благосостояния, безопасности и т.д. Многое также зависит от специально созданной государством и управляемой им системы воспитания граждан в духе патриотизма, степени эффективности её функционирования. Иначе говоря, патриотизм воспитывается государством и опосредованно – объективно, и непосредственно – субъективно, т.е. специальными воспитательными структурами и их специалистами.

 

Библиографический список

 

  1. Толковый словарь Даля [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://gufo.me/dict/dal/%D0%BF%D0%B0%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%BE%D1%82 – Дата доступа : 20.01.2020.
  2. Словарь-справочник по педагогике / авт.-сост. В.А. Мижериков; под общ. ред. П. И. Пидкасистого. – М. : ТЦ Сфера, 2004. – 448 с
  3. Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. – 7-е изд., перераб. и доп. – М. : Республика, 2001. – 719 с.
  4. Педагогика : большая современная энциклопедия / Сост. Е. С. Рапацевич. – Минск : Соврем. слово, 2005. – 720 с.
  5. Белинский, В. Г. Избранные педагогические сочинения / В. Г. Белинский. – М. : Педагогика, 1982. – 287 с.
  6. Чернышевский, Н. Г. Полное собрание сочинений / Н. Г. Чернышевский. – М. : Гослитиздат, 1992. – Т. 4 : в 16 т. – 380 с.
  7. Ушинский, К. Д. Человек как предмет воспитания : опыт пед. антропологии / К. Д. Ушинский. – М. : Фаир-Пресс, 2004. – 574.
  8. Соловьёв, В. С. Оправдание добра / В. С. Соловьёв ; отв. ред. О. А. Платонов. – М. : Институт русской цивилизации, Алгоритм, 2012. – 656 с.
  9. Лутовинов, В. И. Патриотизм – источник консолидации и возрождения общества и государства / В. И. Лутовинов // Государственно-патриотическая идеология и духовный потенциал Российской Армии : материалы науч.-теоретич. конф. – М., 1998. – С. 77–83.
  10. Харламов, И. Ф. Педагогика / И. Ф. Харламов. – М., 1990. – 576 с.
  11. Бондаренко, Н. Ф. Патриотизм и патриотическое воспитание воинов : история, традиции, современность. Учебно-методическое пособие / Н. Ф. Бондаренко, В. В. Колпачёв; под ред. В. Н. Козлова. – Ставрополь : МО РФ, 1997. – 36 с.
Запись опубликована в рубрике Актуальные проблемы педагогики и психологии образования. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *