Тесленок А.Д., ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМА МЕНТАЛЬНЫХ КАРТ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

УДК 373.3 : 016 : 811.111

Тесленок Алеся Дмитриевна

УО «Гродненский государственный университет имени Я. Купалы», г. Гродно

Научный руководитель – О. Г. Буденис, старший преподаватель кафедры английской филологии ГрГУ им. Янки Купалы

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМА МЕНТАЛЬНЫХ КАРТ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

На современном этапе обучения английскому языку основным направлением модернизации общеобразовательной школы является повышение качества усвоения знаний. Как учебный предмет, английский язык является одним из наиболее значимых, поскольку вносит существенный вклад в процесс развития творческих способностей школьников, обладая огромным воспитательным и образовательным потенциалом.

Успех обучения в значительной степени зависит от организации учебной деятельности. Поэтому на первый план выходят современные педагогические технологии, которые ориентированы на школьника, учитывают его интересы и возможности.

Перед каждым прогрессивно мыслящим педагогом стоит задача, как в процессе обучения сформировать учебно-познавательные компетенции обучающихся. Для того, чтобы справиться с задачей, педагоги применяют новые виды деятельности, такие как видеотехнологии, использование интерактивной доски, оn-line-технологии с участием носителей языка (вебинары), разговорные клубы с привлечением иностранных преподавателей, ролевые игры, презентации и т. д.

Одной из наиболее популярных технологий, наряду с вышеперечисленными, можно отнести использование ментальных карт, которые также называют интеллект-картами, картами памяти, диаграммами связей и т.д.

Ментальные карты – это эффективная техника визуализации мышления, позволяющая структурировать информацию и обрабатывать ее. Такие карты являются диаграммой, копирующей структуру нейрона мозга, которая строится на ассоциациях [1, с. 7].

Ментальные карты были разработаны в конце двадцатого века британским психологом Тони Бьюзеном, работающим над методикой запоминания и развитием креативности. Следует отметить, что карты-схемы применялись в процессе обучения и ранее, однако между ними очевидны некоторые отличия. Ранние схемы в своем большинстве были линейны и одноцветны. Таким образом, при написании и чтении обычных линейных чертежей и схем было задействовано только левое полушарие, в то время как в цветных ментальных картах задействуются оба. Это происходит благодаря тому, что ветви, которые отходят от основного слова в середине листа, раскрашены в разные цвета.

Применение ментальных карт на уроках английского языка помогает не только структурировать знания, но и упростить процесс запоминания. Ведь в рамках обучения данной дисциплины главное значение уделяется развитию у учащихся умений письменной и устной речи, а также умению понимать и воспроизводить уже полученную информацию. Высоко ценится и способность рассуждать, высказывать свои мысли и идеи.

Одним из важнейших моментов при раскрытии какой-либо темы является поиск идеи, основной мысли, которая в дальнейшем будет разворачиваться и углубляться, аргументироваться и иллюстрироваться. Ассоциации возникают свободно, превращаясь в ключевые фразы или слова, что помогает ученикам логично организовать свое высказывание. На этом этапе, основное слово порождает ассоциации, на основе которых формируется предложения, а затем и текст.

Основной принцип ментальных карт заключается в отказе от записей в линейном порядке. В линейной записи обычно используются текст с заголовками, абзацы и списки. В таких записях сложно выделить основную идею и главные факты, информация трудно запоминается и еще труднее воспроизводится в памяти. Это происходит потому, что визуально запись выглядит сплошным монотонным блоком, с некоторыми повторяющимися словами.

При составлении ментальных карт необходимо следовать следующим правилам. Во-первых, необходимо использовать цветные карандаши, ручки, маркеры и т. п. Во-вторых, основное слово, проблема или идея должны располагается в центре листа. Для изображения основной центральной мысли также можно использовать картинки. Каждая главная ветвь раскрашивается и подписывается своим цветом. Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т.д. порядка соединяются с главными ветвями. Желательно, чтобы ветви были немного изогнутыми, как ветви дерева. Причем главные линии надо делать более толстыми, а для связи использовать стрелки. Над каждой ветвью пишется одно ключевое слово или словосочетание. Для лучшего запоминания желательно использовать рисунки-ассоциации.

Ментальные карты имеют неограниченные возможности для их применения. На занятиях они могут использоваться не только при обучении и объяснении материала (как лексического, так и грамматического), но и при проверке знаний. Например, каждому учащемуся может быть предложен лист бумаги, на котором в центре будет написано название изученной темы или блока. Задачей учащегося является вспомнить как можно больше слов данной тематики и составить вокруг ключевого слова ментальную карту.

Подытоживая выше сказанное, отметим, что ментальные карты являются действительно эффективным инструментом для концентрации, запоминания информации, а также организации выступления при обучении.

 

Библиографический список

  1. Бьюзен,Т. Интеллект-карты. Полное руководство по мощному инструменту мышления / Т. Бьюзен. – Москва: «Манн, Иванов и Фербер (МИФ)», 2018. – 234 с.
  2. Бьюзен,Т. Супермышление / Т. Бьюзен. – Москва: «Поппури»,   – 312 с.
Запись опубликована в рубрике Проблемы методики преподавания лингвистических дисциплин. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий