Трахимович Е.С., АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА В СОВРЕМЕННОМ МЕДИАПРОСТРАНСТВЕ

УДК 372.2

Трахимович Екатерина Станиславовна

УО «Гродненский государственный университет имени Я. Купалы», г. Гродно

Научный руководитель – Е.А. Ковалева, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии детства ГрГУ им. Янки Купалы

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА В СОВРЕМЕННОМ МЕДИАПРОСТРАНСТВЕ

 

Становление информационного общества, развитие открытого информационного пространства усилили роль и влияние медиапространства на процесс развития детей начиная с рождения.

Современные исследования доказывают, что дети дошкольного возраста по инициативе родителей начиная с двух лет являются активными пользователями медийного пространства, к трем годам у них наблюдается стойкие предпочтения в выборе мультфильмов, а к пяти годам дошкольники с родителями начинают осваивать компьютер и сеть Интернет. Таким образом, ещё в дошкольном возрасте у ребёнка, имеющего доступ в Интернет, всегда есть риск нанесения вреда здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию. Причиной тому является получение информации не соответствующей возрасту [2, с. 253-257].

Для начала следует разобраться, какую же угрозу может таить в себе медиапространство, которое включает в себя фильмы, музыку, телевизионные программы, компьютерные игры и саму сеть Интернет.

Основными факторами негативного влияния медиапространства на детей дошкольного возраста является насилие, навязывание стереотипов, нарушение физического здоровья детей (зрения, дефицит движения, нарушение обмена веществ, воздействие электромагнитного излучения), нарушение психологического здоровья детей (перевозбуждение, агрессия, утомление), нарушение внимания и нарушение социальных отношений детей.

Важным средством влияния на процессы развития детей сегодня является телевидение. Сила воздействия телевидения на психическое развитие рекордно. Дети глубоко переживают и проживают происходящее на экране.

Не только детский контент, который зачастую небезупречен с позиции психологической безопасности, но и передачи, адресованные взрослым и при этом являющиеся «фоном» развития ребенка в помещении с включенным телевизором, определяют характеристики развивающей среды.

Известно, что уже на сенсомоторной стадии развития (от рождения до 18 месяцев) дети активно реагируют на акустические телевизионные стимулы [1, с. 268]. При этом исследователи отмечают негативное влияние ранних медиакоммуникаций на развитие: «У детей, которые с раннего детства смотрят телевизор более часа в день, снижается уровень наглядно-образного мышления и уменьшается объем памяти. В результате интерес детей к предметам, фактам и событиям становится поверхностным, речь примитивной» [5, с. 286-289].

Исследование механизмов развития дошкольников в условиях медиа-коммуникаций показало, что внимание детей от полутора до 7 лет привлекают и удерживают преимущественно формальные признаки медиатекстов: громкая музыка, необычные голоса и акустические эффекты, а также активность изображенных на экране людей, быстрый темп действий, частая смена сцен и визуальные спецэффекты.

Благодаря исследованиям О. О. Лазаревой, было установлено, что мультфильмы с негативным содержанием (монстрами, сценами насилия) способствуют снижению контроля над поступками и проявлению негативных эмоций [3, с. 75-91]. С другой стороны,  позитивный содержательный контент актуализировал проявление сопереживания, сочувствия у детей, снижение уровня их агрессивности.

Современные медиатехнологии успешно внедряются в
дошкольные учреждения, повышая тем самым уровень
обучения и воспитания детей. Ибо, информатизация воспитательно-образовательной деятельности – это комплексный, многоплановый, ресурсоемкий процесс, в котором участвуют дети, педагоги и администрация.

По сравнению с традиционными формами методического управления, мультимедийный способ подачи информации обладает рядом преимуществ: показывает информацию на экране, который лучше воспринимается; несет в себе образный тип информации; является отличительным средством поддержания частных задач обучения и воспитания. Медиатехнологии позволяют моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты или спутника и многое другое).

Неоднозначное влияния современного медиапространства на развитие детей, с одной стороны, делает их более осведомленными в разных областях, повышает  уровень обучения и воспитания, дети становятся более социализированными, а с другой стороны, приводит к нарушениям эмоциональной сферы проявляющимся в гиперактивности, агрессивности, тревожности  и утомлению.

Исходя из неоднозначных выводов о влиянии медиапространства, мы решили провести опрос с родителями на базе ГУО «Ясли-сад № 45 г. Гродно». Для этого мы разработали анкету, в которой родителям задавались такие вопросы, как: Любит ли ваш ребенок смотреть телевизор? Любит ли ваш ребенок играть в компьютер или другие устройства с выходом в интернет? Как часто ваш ребёнок смотрит телевизор и другие мультимедийные устройства? Оставляете ли вы ребенка один на один с мультимедийными устройствами (телевизор, компьютер, планшет, телефон и т.п.)? Совмещаете ли вы просмотр телевизора ребёнком с бытовыми делами (потребление пищи, одевание, игры)? Знаете ли вы о гигиенических требованиях, которые необходимо соблюдать при организации игровой деятельности?

По итогам анкетирования мы выяснили, что 90% детей любят смотреть телевизор и играть в компьютер или другие устройства с выходом в интернет; 55% детей смотрят телевизор и другие мультимедийные устройства более 3 часов, 30%  сморят не более 2-3 часов в день и лишь 15% детей не смотрят телевизор и другие мультимедийные устройства совсем; на вопрос оставляют ли родители ребенка один на один с мультимедийными устройствами 60% родителей ответили, что да, часто, пока он сидит у телевизора, я могу сделать домашнюю работу, 40% ответили нет, стараюсь всегда контролировать то, что он смотрит; 75% родителей совмещают просмотр телевизора ребёнком с бытовыми делами (потребление пищи, одевание, игры и так далее), 25% ответили, что только так могут ребенка одеть или покормить; 35% родителей знают о гигиенических требованиях, которые необходимо соблюдать при организации игровой деятельности ребёнка, 45% родителей затрудняются ответить на этот вопрос, оставшиеся 20% впервые слышат о таких требованиях.

Изучив результаты анкетирования, мы пришли к выводу, что проблема психического развития ребёнка в современном медиапространстве на данный момент является очень актуальной и не все родители осознают степень её влияния на детей. Что бы уменьшить отрицательное воздействие медиапространства на детей мы решили дать некоторые рекомендации для родителей: отказаться от привычки занимать ребёнка просмотром телевизора или игрой в другие устройства; к выбору передачи или игры для ребёнка стоит подходить ответственно и избирательно; нельзя ставить телевизор в комнате ребёнка; ребенку не стоит работать за компьютером более 15 минут в день и не более 3 раз в неделю; мебель (стол и стул) по размерам должны соответствовать росту ребенка; расстояние от глаз ребенка до монитора не должно превышать 60 см.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

  1. Винтеррхофф-Шпурк, П. Медиапсихология. Основные принципы. / П. Винтеррхофф-Шпурк – Харьков : Гума-нит. центр, 2016 – 268 с.
  2. Иванова, Л. А. Освоение подрастающим поколением медиамира : гендерная и возрастная специфика / Л. А. Иванова // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова, 2011 – Т. 17 – № 2 (апрель-июнь) – 253 – 257 с.
  3. Лазарева О. О. Влияние телевидения на эмоции и поведение ребенка: сб. ст. / По материалам V Междунар. заоч. науч.-практ. конф. : редкол. Лазарева О. О. – 2017 – № 3(5) 75 – 91 с.
  4. Оконечникова, Л. В. Информационная безопасность медиасреды для детской аудитории: на примере современных мультфильмов / Л. В. Оконечникова, А. А. Любякина, О. С. Чаликова – Ист. – критич. обзоры и современные исследования, 2017- Т. 6 – № (4А) – 206 с.
  5. Шаханская, А. Ю. Влияние мультипликационных фильмов на развитие детей младшего школьного возраста / А. Ю. Шаханская // Вестник Челябинского государственного университета.  Филология. Искусствоведение, 2013 – № 22 (313) – 286 – 289 с.

 

 

 

Запись опубликована в рубрике Теория и практика дошкольного образования. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий