Жданович О.В., ПРОСМОТР АУТЕНТИЧНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ФИЛЬМОВ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

УДК 373.3 : 016 : 811.111

Жданович Ольга Владимировна

УО «Гродненский государственный университет имени Я. Купалы», г. Гродно

Научный руководитель – О. Г. Буденис, старший преподаватель кафедры английской филологии ГрГУ им. Янки Купалы

ПРОСМОТР АУТЕНТИЧНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ФИЛЬМОВ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

В условиях общего ускорения темпа жизни современный мир диктует условия, при которых специалистам во всех сферах обязательно нужно владеть английским языком на достаточном уровне. Необходимость быстрого и качественного обучения обуславливает актуальность поиска интенсивных средств преподавания языка и совершенствования традиционных методов обучения, посредством их применения.

Использование современных технических средств обучения позволяет выйти за рамки учебной аудитории, расширить объём материала, который может быть охвачен на занятии, предоставляет дополнительную возможность обратиться к более широкому кругу проблем, которые сложно охватить, не используя технические средства.

Отдельного внимания среди множества технических средств, применяемых при обучении английскому языку, следует уделить аудиовизуальным средствам, поскольку они одновременно воздействуют на несколько органов чувств обучающихся, тем самым повышая эффективность и интенсивность обучения [2, c. 47].

Среди аудиовизуальных средств обучения особое место занимают художественные фильмы, так как они представляют собой аутентичный материал, отражающий не только живую речь носителей языка, но и их социо-культурные ценности.

Работа с такого рода аудиовизуальным средством предполагает у учеников развитие  как самомотивации (когда интересен сюжет фильма), так и мотивации, связанной с желанием понять, о чём говорится в процессе речевого взаимодействия между героями в фильме. Во время просмотра фильма обучающиеся воспринимают естественные речевые ситуации, вливаясь таким образом в англоговорящую среду, что зачастую обнаруживает потребность в повышении языковой компетенции. Также художественный фильм предоставляет возможность увидеть дальнейшую перспективу в случае успешного овладения английским языком на примере актёров-носителей языка, свободного ориентирования в различных коммуникативно-речевых ситуациях, представленных в фильме [1, c. 37].

Следует отметить, что при просмотре художественного фильма обучающиеся должны испытывать удовольствие не только от сюжета (что также немаловажно), но и от того, что они способны воспринимать речь, которая до начала процесса обучения не была для них родной. И именно это наслаждение от понимания беглой естественной речи аутентичных фильмов стимулирует ребят к  саморазвитию.

Необходимо также отметить, что включение художественных фильмов стимулирует активное расширение словарного запаса, поскольку в ходе просмотра в сознании ученика фиксируются языковые конструкций, употребляемые в естественных условиях и ситуациях. При этом сам обучающийся максимально приближен к реалиям жизни англоговорящих людей.

Нельзя не сказать о роли художественных фильмов для формирования грамматических навыков. Просмотр фильма с нужным сюжетом может являться ярким примером употребления определенного времени. Так, для демонстрации ситуации употребления времени Past Continuous можно применить сюжет допроса подозреваемого из детективного фильма, сюжет, в котором герои вспоминают свое прошлое, может быть показан на занятии по теме Past Simple.  Фильма, в котором повествование идет от лица персонажа, можно эффективно использовать для объяснения и закрепления темы «Reported speech. После просмотра учащимся предлагаются упражнения, в которых предлагается «пересказать мысли главного героя».

Одно из преимуществ использования художественных фильмов в процессе обучения – возможность работы с обучающимися практически всех уровней владения английским языком. И для эффективной работы с фильмом важно подобрать фильм в соответствии с уровнем обучающегося. В случае, если фильм окажется ориентированным на уровень выше, эффективность обучения снизится [3, c. 25].

Несомненно, следует выбирать фильм, который будем соответствовать интересам обучающегося, чтобы не снизить мотивацию к обучению, а наоборот, вызвать желание открыть для себя новую кинокартину, что возможно только при осознанном восприятии английской речи и тщательной работе с изучением и проработкой различных аспектов языка, представленных в фильме.

Нельзя забывать о страноведческой и культурологической спецификах фильма, которые должны быть актуальными для успешного ознакомления обучающегося с особенностями различных сторон жизни англоговорящей страны.

При отборе фильма важно также учитывать возраст студента или ученика, уровень общего развития обучаемого, популярность фильма у зрительской аудитории, наличие конфликта, обеспечивающего дальнейшее обсуждения фильма с целью развития навыков речевой коммуникации.

Подытоживая выше сказанное отметим, что ввиду высокого образовательного потенциала такого аудиовизуального средства как художественный фильм, необходимо вовлекать его в учебный процесс.

Библиографический список

  1. Воронин, Ю. А. Технические и аудиовизуальные средства обучения: Учебное пособие / Ю. А.Воронин. – Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2001. – 345 с.
  2. Ильченко, Е. А. Использование видеозаписи на уроках английского языка / Е. А. Ильченко // Первое сентября. Английский язык. – 2003. – № 9. – С. 45-49.
  3. Карева, Н. В. Использование аутентичных аудио и видео материалов для повышения мотивации изучения иностранного языка / Н. В. Карева // Науковедение. – 2014. – № 3. – С. 24-27.
Запись опубликована в рубрике Проблемы методики преподавания лингвистических дисциплин. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий