Акопян Наталия Ивановна, ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЛЕГКОЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ

УДК 376

Акопян Наталия Ивановна

УО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы», г. Гродно

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЛЕГКОЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ

 

Повышение качества жизни обучающихся с особенностями психофизического развития, обеспечение их успешной социальной адаптации – приоритеты современной системы образования. В настоящее время исследователи осуществляют активный поиск максимального включения каждого ребенка с особенностями психофизического развития в образовательный процесс (Т.В. Варенова, С.Е. Гайдукевич, И.В. Ковалец, А.Н. Коноплева, О.И. Кукушкина, Т.Л. Лещинская, Т.В. Лисовская, Н.Н. Малофеев, В.А. Шинкаренко, Л.М. Шипицына и др.). В числе важнейших задач теории и практики обучения и воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью выступает формирование самостоятельной, активной личности, способной эффективно функционировать в различных сферах жизнедеятельности [1].

Результатом коррекционно-педагогической работы с учащимися с особенностями психофизического развития, в том числе и с интеллектуальной недостаточностью, является социальная адаптация. Умение проявлять социально одобряемое поведение – важный элемент социальной адаптации. Социально одобряемое поведение – это адекватное ситуации поведение, которое опирается на принятые в конкретном обществе нормы и правила (П.В. Калюжин, В.М. Махова и др.). Значимым условием реализации социально одобряемого поведения ребенком с интеллектуальной недостаточностью является развитие его эмоциональной сферы [7].

Эмоциональный компонент социальной адаптации учащихся с легкой интеллектуальной недостаточностью выступает в качестве ключевого, поскольку является более сохранным (Л.С. Выготский, С.Д. Забрамная, Т.Л. Лещинская). Однако у детей данной категории имеются определенные трудности в развитии эмоциональной сферы, которые препятствуют качественному процессу взаимодействия в обществе (О.К. Агавелян, Н.И. Кинстлер, Е.П. Кистенева, Е.В. Щетинина и др.) [9]. Организация соответствующей коррекционно-педагогической помощи ребенку с легкой интеллектуальной недостаточностью позволяет формировать у него эмоциональную безопасность, которая определяется нами как способность и готовность защищать себя и других в эмоционально опасных ситуациях [8; 10].

Актуальность формирования эмоциональной безопасности у рассматриваемой категории детей обусловлена рядом противоречий:

– существующими теорией и практикой развития эмоциональной сферы учащихся младшего школьного возраста с легкой интеллектуальной недостаточностью и неразработанностью теоретических и практических аспектов формирования у них эмоциональной безопасности, отсутствием конкретизации понятия «эмоциональная безопасность» относительно рассматриваемой категории детей, что затрудняет деятельность педагогов и снижает качество коррекционно-педагогического процесса;

– наличием представлений об особенностях эмоциональной сферы учащихся младшего школьного возраста с легкой интеллектуальной недостаточностью и отсутствием исследований, выявляющих особенности проявления и уровни сформированности эмоциональной безопасности у учащихся рассматриваемой категории;

– имеющейся потребностью в программно-методическом обеспечении коррекционно-педагогической работы по формированию эмоциональной безопасности у учащихся младшего школьного возраста (IV–V классы) с легкой интеллектуальной недостаточностью и отсутствием таких разработок [4].

Безопасность – многоаспектное понятие, которое включает социальную, экономическую, экологическую, технологическую, информационную, биологическую и другие виды безопасности. Эмоциональная безопасность соотносится с социальной безопасностью, которая связана с проявлением эмоций индивидом и адекватным оперированием ими в поведении (О.И. Бадулина).

Эмоциональная безопасность младших школьников с легкой интеллектуальной недостаточностью рассматривается с позиции личностных знаний о разнообразии эмоциональных состояний, о правильности эмоционального реагирования, о выборе линий поведения с точки зрения эмоционального климата [5].

Информационный поиск показывает, что эмоциональная безопасность – это составная часть общей безопасности среды, ее эмоциональный компонент. Эмоциональная безопасность возникает в случае отсутствия психологических угроз в образовательной среде, в случае наличия у учащихся умений правильно трактовать эмоциональные состояния других людей, правильно эмоционально реагировать на происходящие вокруг них события, правильно вести себя в конкретных жизненных ситуациях. Для этого младшим школьникам с интеллектуальной недостаточностью важно обладать определенными умениями, не только позволяющими управлять своими эмоциями, но и направлять свое поведение в социально приемлемое русло.

Эмоциональная безопасность определяется также как состояние, при котором возрастает качество и количество подлинных положительных эмоций, переживаемых субъектами образовательной среды, и минимизируется количество отрицательных эмоций (Т.Н. Березина). Исходя из данного определения, целью обеспечения эмоциональной безопасности является создание таких условий образовательной среды в учреждении образования (во вспомогательной школе), при которых младшие школьники с интеллектуальной недостаточностью будут максимально погружены в эмоционально положительную атмосферу [6].

С методической точки зрения формирование эмоциональной безопасности обеспечивается посредством организации коррекционно-педагогической работы, которая предполагает учет структуры эмоциональной безопасности:

– эмоциональный компонент (развитие эмоциональной сферы, отношение к эмоционально опасным ситуациям),

– когнитивный компонент (знания о правилах поведения в эмоционально опасных ситуациях),

– поведенческий компонент (действия и поступки в реальных эмоционально опасных ситуациях) [4].

Коррекционные занятия предполагают параллельную работу по формированию трех компонентов эмоциональной безопасности.

Коррекционно-педагогическая работа по формированию эмоциональной безопасности у учащихся рассматриваемой категории строится с учетом выявленных в ходе педагогической диагностики  особенностей проявления эмоциональной безопасности. Выявленные трудности рассматриваются как направления коррекционно-педагогической работы, а потенциальные возможности – как компенсаторная основа для осуществления коррекции. Работа на коррекционных занятиях выстраивается на основе индивидуального подхода к каждому учащемуся, что предполагает выявление значимых для каждого ребенка эмоционально опасных ситуаций и их проработку посредством организации взаимодействия между детьми. Это достигается путем использования специфического содержания различных групп методов и приемов:

– словесных (беседы по заявленной проблематике; чтение и анализ коррекционных сказок, иллюстрирующих поведение в эмоционально опасных ситуациях),

– наглядных (рассматривание и анализ сюжетных картинок, отображающих эмоционально опасные ситуации),

– практических (упражнение, сюжетно-ролевая игра, инсценирование эмоционально опасных ситуаций и др.), интерактивных (педагогический тренинг), проблемных (решение специально созданных проблемных эмоционально опасных ситуаций).

Методика формирования эмоциональной безопасности у учащихся младшего школьного возраста с легкой интеллектуальной недостаточностью включает реализацию следующих задач:

– формировать умения выражать, замечать, правильно определять эмоции у себя и окружающих;

– формировать умения устанавливать причинно-следственные связи между эмоциями, поступками и событиями, их провоцирующими;

– формировать умения контролировать и проявлять социально одобряемое поведение в эмоционально опасных ситуациях;

– формировать умения защищать себя и других в эмоционально опасных ситуациях и предупреждать такие ситуации [3].

Представленные задачи решаются в процессе осуществления пяти этапов коррекционно-педагогической работы: пропедевтико-ориентировочного, стимулирующего, деятельностного, творческого и контрольно-оценочного.

В ходе пропедевтико-ориентировочного этапа осуществляется педагогическое изучение каждого учащегося, определяются дефициты и резервные возможности их эмоциональной и поведенческой сферы и уровни сформированности эмоциональной безопасности.

Стимулирующий этап позволяет создать положительную мотивацию к коррекции у участников коррекционного процесса с целью достижения оптимальных результатов работы, расстановку ценностных приоритетов, формирование у учащихся умений проявлять внимание и уважение к себе и окружающим людям.

На деятельностном этапе реализуются основные цель и задачи методики формирования эмоциональной безопасности.

Творческий этап включает учащихся рассматриваемой категории в деятельность по созданию субъективно новых продуктов, что способствует возникновению положительных эмоций, получению удовольствия, обогащению эмоциональной сферы.

В ходе контрольно-оценочного этапа реализуется оценивание достижений учащихся посредством проведения количественного и качественного анализа навыков и умений каждого ребенка, анализа отзывов и замечаний родителей (других законных представителей) детей.

В ходе каждого этапа реализуется специфическое содержание методов и приемов коррекционно-педагогической работы по формированию эмоциональной безопасности [2].

Таким образом, формирование эмоциональной безопасности у учащихся с легкой интеллектуальной недостаточностью осуществляется с учетом особенностей развития эмоциональной, когнитивной и поведенческой сфер, базируется на поэтапности и практико-ориентированности коррекционно-педагогической работы.

 

Библиографический список

  1. Агавелян, О. К. Современные теоретические и прикладные аспекты специальной психологии и коррекционной педагогики / О. К. Агавелян, Р. О. Агавелян. – Новосибирск : Новосиб. ин-т повышения квалификации и переподгот. работников образования, 2004. – 413 с.
  2. Акопян, Н. И. Коррекционная работа по формированию навыков эмоциональной безопасности у детей с интеллектуальной недостаточностью / Н. И. Акопян // Спецыяльная адукацыя. – 2016. – № 5. – С. 41–46.
  3. Акопян, Н. И. Особенности формирования основ эмоциональной безопасности учащихся младших классов первого отделения вспомогательной школы (по материалам исследования) / Н. И. Акопян // Веснік адукацыі. – 2016. – № 5. – С. 47–53.
  4. Акопян, Н. И. Теоретические аспекты формирования основ эмоциональной безопасности учащихся младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью / Н. И. Акопян // Педагогическая наука и образование. – 2015. – № 3. – С. 95–100.
  5. Бадулина, О. И. Педагогические основы эмоционального благополучия дошкольников : дис. … канд. пед. наук : 13.00.01 / О. И. Бадулина. – М., 1998. – 140 л.
  6. Березина Т. Н. Роль подлинных эмоций в эмоциональной безопасности образовательной среды / Т. Н. Березина, В. В. Рубцов // Психол. наука и образование. – 2013. – № 6. – С. 101–106.
  7. Выготский, Л. С. Проблемы дефектологии / Л. С. Выготский ; сост. Т. М. Лифанова. – М. : Просвещение, 1995. – 527 с.
  8. Кинстлер, Н. И. Психолого-педагогическая коррекция отклонений в процессах восприятия и понимания состояний другого человека у детей с нарушениями интеллектуального развития : дис. … канд. пед. наук : 13.00.03 / Н. И. Кинстлер. – Бийск, 2000. – 234 л.
  9. Кистенева, Е. П. Понимание эмоциональных состояний умственно отсталыми детьми : дис. … канд. пед. наук : 13.00.03 / Е. П. Кистенева. – М., 2000. – 190 л.
  10. Щетинина, Е. В. Особенности эмоциональной сферы детей с проблемами психического развития : дис. … канд. психол. наук : 19.00.01 / Е. В. Щетинина. – М., 2002. – 276 л.

 

 

Запись опубликована в рубрике Психолого-педагогическое и методическое сопровождение инклюзивного образования. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *