УДК 376.37
Бушмич Юлия Ильинична
УО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы», г. Гродно
Научный руководитель – Н. В. Крюковская, заведующий кафедрой теории и методики специального образования УО ГрГУ им. Янки Купалы, кандидат педагогических наук, доцент
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПЕРЕСКАЗУ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Воспитание речевой культуры, любви к родному слову, формирование познавательной и эмоционально-волевой сферы – неотъемлемые части языкового образования, саморазвития и социализации ребенка. Развитие речи и словарного запаса имеет важнейшее значение для развития ребенка и полноценного усвоения им знаний в процессе школьного обучения. Одним из направлений работы с учащимися с тяжелыми нарушениями речи (далее – ТНР) на I ступени общего среднего образования является развитие связной речи. Связная речь учащихся данной категории характеризуется ограниченным словарным запасом, нарушениями слоговой структуры слов, невозможностью оперировать языковыми средствами общения. В ходе беседы, при составлении рассказа по заданной теме, картине, серии сюжетных картинок у учащихся с ТНР констатируются нарушения логической последовательности, «застревание» на второстепенных деталях, пропуски главных событий, повтор отдельных эпизодов. Рассказывая о событиях из своей жизни, составляя рассказ на свободную тему с элементами творчества, они пользуются в основном простыми малоинформативными предложениями. Отмечаются трудности при планировании своих высказываний и отборе соответствующих языковых средств. Перечисленные особенности оказывают отрицательное влияние как на процесс обучения и усвоение базовых школьных навыков, так и на процесс взаимодействия с окружающими для обеспечения успешной социализации и адаптации в обществе.
Одним из средств развития связной речи является обучение пересказу как воспроизведению прослушанного или прочитанного художественного произведения в выразительной устной речи [1, с. 74].
Цель данной статьи – раскрыть методические аспекты обучения пересказу учащихся с тяжелыми нарушениями речи на I ступени общего среднего образования.
Обучение пересказу учащихся с тяжелыми нарушениями речи строится на основе решения следующих задач:
- активизация и расширение словарного запаса;
- развитие грамматической стороны речи;
- развитие коммуникативных средств и умения эффективно использовать их в процессе речевой коммуникации;
- формирование умения строить связные монологические высказывания;
- развитие умения контролировать свои связные высказывания;
- развитие психических функций (восприятия, памяти, воображения, мыслительных операций), обеспечивающих понимание текста и устного высказывания и построение устного речевого сообщения.
Основой формирования связной речи является использование упражнений, направленных на обогащение и уточнение словарного запаса учащихся, на формирование умения грамматически и структурно правильно строить предложения. Лексико-грамматическое наполнение является той основой, на которой строится связная речь, и без которой невозможно добиться развернутого, грамотного в языковом отношении высказывания. Лексическая работа важна для развития произвольности речи, умения сознательно выбирать наиболее уместные для данного высказывания языковые средства, а развитие грамматического строя речи позволяет учащемуся логически правильно строить высказывания, связывая их в целые сообщения.
Заданиями, которые используют для развития грамматического строя у детей с ТНР, являются игры и упражнения на развитие образовывать притяжательные прилагательные, согласовывать существительные с прилагательными, образовывать прилагательные от существительных, образовывать однокоренные слова, существительные мужского и женского пола, научиться понимать и употреблять предлоги.
Формирование у учащихся с ТНР грамматических представлений включает в себя ряд упражнений, таких как:
- упражнения на словоизменение (число, падеж, род);
- упражнения на словообразование (уменьшительный суффикс, глагольные приставки, образование относительных и притяжательных прилагательных);
- составление предложений разной структуры с постепенным усложнением.
Примерные упражнения для развития грамматики у детей с ТНР: «Подбери нужное слово», «Часть – целое», «Что это?», «Исправь ошибку», «Что из чего?», «Исправь ошибки в предложении» и др.
Для развития связной речи необходим соответствующий уровень сформированности познавательных процессов. Основными особенностями познавательной сферы детей с тяжелыми нарушениями речи являются: недостаточная сформированность и дифференцированность мотивационной сферы, недостаточная концентрация и устойчивость внимания, слабость в развитии моторики, пространственные трудности. Без целенаправленной коррекционно-педагогической работы эти имеющиеся у учащихся с ТНР затруднения в дальнейшем могут принять большую выраженность и привести к отсутствию интереса к обучению, снижению объема памяти, ошибкам запоминания, трудностям в овладении письмом, несформированности счетных операций, слабому овладению грамматикой. Поэтому для обеспечения нормального развития учащегося в целом в содержание коррекционно-педагогической работы включается комплекс заданий, направленных на развитие когнитивных процессов: восприятия, памяти, внимания, мышления, воображения как предпосылок успешного развития связной речи [2].
Для развития восприятия используются задания на уточнение позиции звука в слове, дифференциацию звуков, соотнесение слова с предметной картинкой. Для развития памяти могут предлагаться задания на нахождение предмета, которого не стало, воспроизведение ряда слов в прямой и обратной последовательности, воспроизведение предложения, отсроченное воспроизведение. Для развития внимания используются задания на смену различных видов деятельности, корректурные задания с чередованием правил вычеркивания букв. Для развития воображения учащимся предлагаются задания на сочинение рассказов, составление образов из заданных элементов; альтернативное использование предметов (замещение на основе изменения функций, назначения, способа применения); решение проблемных ситуаций, преобразование и усовершенствование предметов, самостоятельное выдвижение новых идей, сюжетов; нахождение общих и отличительных характеристик между близкими по характеру явлениями, предметами и объектами. Для развития мышления используются задания на устанавливание причинно-следственных связей, разделение предметов или явлений на составляющие компоненты, объединение предметов по общим существенным признакам, выделение частного из общего. Пример игр и упражнений: «Что лишнее?», «Опиши словами», «Назови одним словом», «Перевертыши».
Основное внимание в ходе коррекционно-педагогической работы уделяется развитию умения строить связное высказывание. С этой целью используется комплекс приемов, обеспечивающих успешность данной работы.
Одним из приемов является анализ предложения для определения возможности включения или невключения его в рассказ. Для реализации данного приема могут быть использованы разнообразные задания: самостоятельное прочтение рассказа и определение места данного предложения в нем; прослушивание рассказа и решение о том, подходит данное предложение к содержанию рассказа или нет; анализ предложения и выбор из двух рассказов того, к которому данное предложение больше подходит по смыслу. Следующий прием – это составление предложения, логически связанного с предыдущим. Для данного приема используют задания такие как: окончание сказки, придумывание продолжения к действию, изображенному на картине (их серии), восстановление пропущенного звена при составлении рассказа по серии картинок. Также используется прием выбор из рассказа опорных глаголов и установление их последовательности. Он реализуется через следующие задания: составление плана текста, рассказа, составление цепочки действий персонажа по сюжетным картинкам. Прием установление порядка предложений в рассказе используется при применении заданий на нумерацию предложений согласно смыслу текста; восстановление правильного порядка предложений в тексте.
Еще один прием – подбор слов – реализуется через следующие задания: подобрать к каждому значению слов синонимы и антонимы, распределить слова по синонимическим группам, подбор наиболее уместных в данном контексте глаголов из приведенного синонимического ряда. Рекомендуется использовать прием – замена действия в предложении, предусматривающий задания, в которых учащимся нужно исправить ошибки в предложениях. Например, исправить время глагола, подобрать правильную форму глагола и др.Прием составления предложений по опорным словам реализуется через такие задания, как составление рассказала из 10 слов, пересказ сказки с использованием 10 имен прилагательных/глаголов и т.п.
Коррекционно-педагогическая работа по пересказу литературных произведений занимает значительное место в системе работы по формированию связной речи учащихся с ТНР. Методика обучения пересказу зависит от уровня развития связной речи детей, от поставленных учителем-дефектологом задач, а также от особенностей предлагаемого текста.
Библиографический список
- Бородич, А. М. Методика развития речи детей : курс лекций для студ.пед. ин-тов / А. М. Бородич. – М. : Просвещение, 1974. – 288 с.
- Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем. Старшая группа : учеб.-метод. пособие / Л. В. Лебедева [и др.]. – М. : Центр педагогического образования, 2008. – 80 с.
- Развитие речи детей дошкольного возраста : пособие для воспитателя дет. сада ; под ред. Ф.А. Сохина. – Изд. 2-е, испр. – М. : Просвещение, 1979. – 223 с.