Денисевич-Олешко Мария Николаевна
УО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы», г. Гродно
Научный руководитель – Михайлова Наталья Сергеевна, кандидат педагогических наук, доцент УО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы» г. Гродно
ОРГАНИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ СЛУШАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
Современная парадигма нашего образования рассматривает процесс обучения-воспитания как коренной механизм, содействующий развитию индивидуальности учащихся, гармонично их нуждам и возможностям. Субъект-субъектные взаимоотношения в образовательной среде предполагают признание за учащимся права на самореализацию и, следовательно, на участие в разработке стратегии личного развития. Установка на индивидуализированный образовательный запрос учащегося предполагает потребность изменений в структуре учебно-воспитательного процесса (задачи, формы, методы, средства, содержание), которые при наименьших затратах ресурсов могут гарантировать предельно эффективный результат. Современный преподаватель обязан уметь организовать образовательный процесс, исходя из индивидуальных потребностей учащегося. Кроме умения организовать образовательный процесс, преподаватель-андрагог должен учитывать, что нужда в изучении иностранного языка возникает у разных категорий взрослых людей. Взрослые возвращаются к изучению иностранного языка после длительного перерыва, усваивают новые знания с различной скоростью и имеют свои цели и задачи в процессе обучения. В связи с вышесказанным, технология обучения взрослых предполагает также выявление когнитивного и учебного стилей обучающихся.
Когнитивный стиль – это индивидуальные особенности познавательной деятельности человека. Они связаны с психическим типом личности, в частности, с типом экстраверта или интроверта. В первом случае процесс познания осуществляется через конкретные действия и образы: от конкретного к абстрактному, от частного к общему. Для таких людей нужны источники с большим количеством наглядных материалов (иллюстраций, таблиц, схем, рисунков), предусматривающие участие в дискуссиях, ролевых играх и т.п. Во втором случае процесс познания осуществляется от абстрактного к конкретному, от общего к частному, от слова к образу, через глубокий анализ. Интроверты более охотно используют печатные материалы, тексты, самостоятельные работы, индивидуальные творческие задания [1].
Исходя из вышесказанного, необходимо подчеркнуть особую важность этапа отбора и формирования учебных групп. Андрагогическая модель обучения предполагает учет индивидуально-психологических особенностей обучающихся при построении процесса обучения.
Лингвистическое тестирование позволяет сформировать группы соответственно уровню владения иностранным языком. Слушателям, изучавшим язык в школе, в вузе, предлагается лексико-грамматический тест с заданиями разных уровней сложности. Одним из критериев формирования группы являются результаты лингвистического тестирования.
Особенно важным представляется выявление индивидуального стиля овладения иностранным языком и формирование работы группы в соответствии с ним.
Так как при организации учебной деятельности учет психологического типа в группах и стиля овладения иностранным языком позволит сделать обучение более эффективным. Для выявления индивидуально-психологического типа обучающихся проводится анкетирование, которое позволяет выявить их готовность к коммуникации и к обучению в группе, а также их предпочтения в выборе методов обучения. На основании анкеты преподаватель может сделать предварительные выводы об индивидуальном стиле овладения иностранным языком слушателей курсов. В дальнейшем эти предположения должны быть подтверждены или опровергнуты на первых занятиях с использованием разных технологий обучения.
Важнейший этап любого процесса обучения – его планирование. Принципиально важная характеристика планирования процесса обучения взрослых – все операции данного этапа, как правило, реально осуществляются при обучении каждого обучающегося, а также в активном участии самого обучающегося во всех операциях данного этапа. Реальное планирование процесса обучения для каждого конкретного обучающегося необходимо, потому что образовательные потребности взрослых обучающихся сугубо индивидуальны, жизненный опыт, уровень предшествующей подготовки исключительно разнообразны, временные, социальные условия обучения абсолютно различны.
Кроме того, психологи отмечают, что человек более активно и заинтересованно выполняет тот вид деятельности, в планировании которой он принимал определенное участие. Реальное планирование позволяет обучающемуся осмыслить процесс своего обучения, представить его как в целом, так и в отдельных его элементах. Все это вместе взятое приводит к выработке более высокой мотивации обучения взрослого.
Планирование процесса обучения начинается с определения целей обучения, выделяемых обучающимися. Целью обучения каждого конкретного обучающегося является удовлетворение его образовательных потребностей, то есть овладение теми знаниями, навыками, умениями, которых ему недостает для достижения необходимого ему уровня компетентности.
Далее необходимо разработать систему задач обучения, соответствующих целям обучения. Задачи обучения разрабатываются преподавателем совместно с обучающимися. Эти задачи постепенно должны приводить к достижению поставленных целей обучения.
В соответствии с определенными целями и задачами обучения отбирается содержание обучения. Андрагогическая модель организации обучения предусматривает возможность создания нестандартного, индивидуального содержания обучения с учетом жизненного опыта, уровнем предшествующей подготовки, социально-психологических особенностей обучающихся.
После этого преподаватель планирует, какие виды, источники, средства, формы и методы обучения необходимо использовать при овладении тем или иным содержательным блоком и предлагает их обучающимся. Они, в свою очередь, оценивают и выбирают наиболее предпочтительные и приемлемые для них средства, формы и методы обучения.
До начала основного курса занятий обучающимся одинакового уровня лингвистической подготовки предлагаются пробные занятия с использованием различных технологий обучения. Как было описано выше, выделяются два основных стиля овладения иностранным языком – коммуникативно-речевой и когнитивно-лингвистический, в соответствии с которыми предлагаются два варианта технологии: использование элементов метода активизации резервных возможностей личности и коллектива и традиционного коммуникативного подхода, основанные на предварительном анкетировании субъектов.
Затем преподавателю необходимо наметить основные этапы контроля овладения программой обучения и определить критерии, формы и методы процедуры оценивания достижений обучающихся в овладении учебным материалом. Взрослый обучающийся, обладая высокой степенью самосознания, негативно воспринимает традиционную балльную систему оценивания.
Поэтому андрагогическая модель организации обучения рекомендует при оценивании достижений обучающихся выявлять реальный уровень и объем овладения учебным материалом, определять неусвоенные части материала и добиваться их усвоения для достижения поставленных совместно с обучающимся целей обучения.
В предложенной модели обучения второй этап является вариативным. На основе данных, имеющихся в современной методике обучения иностранным языкам, нами были разработаны и экспериментально проверены 2 варианта данного этапа с интеграцией автономного обучения.
Вариант 1. Использование элементов метода активизации резервных возможностей личности и коллектива. Одной из особенностей обучения взрослых является ориентация на достижение максимального эффекта за минимальный срок. В связи с этим актуальным направлением развития методики преподавания иностранных языков является интенсификация традиционных форм обучения.
Один из самых распространенных активных методов – метод активизации резервных возможностей личности и коллектива Г. А. Китайгородской [2, c. 61].
Большим достижением данного метода можно считать сочетание в нем социально-психологического подхода с особым вниманием к проблеме протекания познавательных процессов в условиях общения и общепсихологического подхода с особым вниманием к особенностям личности обучаемого. Отличительной чертой интенсивного обучения является расширение функций преподавателя, который, будучи источником информации, наделенным особым авторитетом лидера коллектива, образцом при осуществлении речевой деятельности обучаемых, становится также и организатором благоприятного психологического климата в учебном коллективе и активно влияет на формирование межличностных отношений.
Одним из основных приемов данного метода является прием присвоения «маски». На наш взгляд, его использование целесообразно у слушателей с коммуникативно-речевым стилем овладения иностранным языком, так как для них игровой мотив и прием присвоения «маски» могут служить фактором повышения интереса к занятиям на курсах и изучению иностранного языка в целом.
Что касается приема присвоения «маски» у слушателей, обладающих когнитивно-лингвистическим стилем овладения иностранным языком, то его использование не представляется целесообразным, так как у таких обучающихся мотив к игре не настолько силен, чтобы перевоплощение легко осуществлялось. Напротив, в ряде случаев неспособность вообразить себя другим человеком и изобразить его действия и речь могут создать дополнительные трудности. Исключением являются деловые игры, где обучаемые выступают в роли типичной или потенциально типичной для их круга профессиональной занятости. Деловые игры представляют собой имитационные модели условий настоящих или возможных интеракций, существующих в сфере профессионального общения слушателей.
Еще одной особенностью интенсивного обучения является оптимизация психологического климата на занятиях, создание условий для успешной коллективной деятельности по овладению изучаемым языком. Этот фактор является важным, так как взрослым учащимся трудно принять на себя роль учеников.
В методе активизации резервных возможностей личности и коллектива очень большое значение придается учебной группе и коллективному взаимодействию. При этом группа становится не только объектом воздействия учителя, но и активным субъектом учебного процесса, помощником преподавателя. Используя ресурсы, которые несет в себе групповое мнение, групповое решение и групповая дискуссия, преподаватель как бы ускоряет процесс за счет целесообразной организации общения. Именно в коллективной, взаимозависимой и взаимосвязанной учебной деятельности реализуются возможности данного метода и создаются благоприятные условия для решения задач обучения иностранным языкам.
Использование элементов методики интенсивного обучения представляется целесообразным для обоих стилей овладения иностранным языком, т.к. это помогает избежать такого негативного эмоционального фактора, как боязнь ошибок в говорении на иностранном языке. Это особенно характерно для взрослого контингента обучающихся.
Несмотря на то, что у слушателей с когнитивно-лингвистического стилем овладения языком преобладают аналитико-синтетические формы работы, элементы интенсивных методов помогают им раскрепоститься и толерантно относиться к своим ошибкам в речи.
Вариант 2. Традиционный коммуникативный подход.
Признавая существование различных методов в современном процессе обучения иностранным языкам, следует все же отметить, что лидирующее положение занимает коммуникативный метод, который во многом определяет выбор приемов, средств и форм обучения. Он характеризуется своей прочной научно-теоретической базой и целевой перспективой и включает психолингвистическую оценку самого языка как средства общения, определение условий и целей изучения для осуществления иноязычного общения.
Коммуникативный подход к обучению иностранным языкам – это обучение общению через общение на основе коммуникативно-речевой ситуации, максимально приближенной к реальным условиям [3, c. 27]. Он реализуется на базе субъект-субъектных отношений между преподавателем и обучающимся и служит формированию коммуникативной компетенции, т.е. умению практически пользоваться иностранным языком как средством общения.
Коммуникативный метод представляет собой реализацию такого способа обучения, при котором осуществляется упорядоченное систематизированное обучение иностранному языку. По нашему предположению, такой подход будет более приемлем для взрослых обучающихся, обладающих когнитивно-лингвистическим стилем овладения иностранным языком, который предполагает поэтапность усвоения иностранного языка, аналитичность и опору на логико-грамматический и теоретический аспекты.
Промежуточный контроль осуществляется на основе схем-опор, ключевых слов, служащих ориентирами для развития предложенных ситуаций.
Итоговый контроль проводится на основе заданий, моделирующих ситуации повседневной жизни, например: «You’ve met your student in the street and you’d like to invite them somewhere to a conference. Find out their plans for Monday. Discuss the place and time you’ll meet». А также с использованием тестов сопряженных с усвоением конкретного объема материала.
Работа с лексикой позволяет сделать акцент на идиоматических выражениях, пословицах, лексических единицах, несущих яркую культурно-специфическую окраску, и обеспечивает подключение обучающихся к иной концептуальной картине мира.
Интеграция автономного обучения.
Необходимость разработки форм самостоятельной работы вызвана, с одной стороны, тем, что слушатели курсов могут прервать свое обучение по разным причинам, а затем его продолжить, с другой стороны, тем, что аудиторное время крайне ограничено и его целесообразно посвятить лишь тем видам деятельности, в которых обязательно участие преподавателя.
Современная жизнь требует ориентации будущего специалиста на постоянное самостоятельное пополнение и обновление знаний. Соответственно нами были распределены виды работ целесообразные выполнению на занятиях под руководством преподавателя и самостоятельные (работа в аудитории, самостоятельная работа):
– семантизация лексики (аудиторно, самостоятельно); – фонетическая отработка лексики (самостоятельно, аудиторно); – ознакомление с лексическим материалом и его первичная автоматизация (аудиторно, самостоятельно); – выполнение лексических упражнений на закрепление материала (самостоятельно); – ознакомление с грамматическим материалом и его первичная автоматизация (аудиторно); – выполнение грамматических упражнений для формирования грамматических навыков (самостоятельно); – выполнение пред-текстовых упражнений (самостоятельно; аудиторно), разбор лексических и грамматических трудностей текста (аудиторно); – аудирование текста и беседа по его основному содержанию (аудиторно); – все виды коммуникативного чтения (самостоятельно); – выполнение послетекстовых упражнений для дальнейшего совершенствования лексико-грамматических навыков и развития речевых умений (самостоятельно, аудиторно); – обмен мнениями, дискуссия (аудиторно); – письменные задания творческого характера (самостоятельно); – беседа по теме (аудиторно).
При изучении лексического материала, использование ИКТ позволяет добиться прочного усвоения лексики, ее узнавания при чтении и понимания при аудировании.
Выполнение грамматических упражнений – формирование и развитие типовых грамматических навыков и умений целесообразно вынести на внеаудиторное время и использовать возможности, предоставляемые современными техническими средствами обучения.
Грамматические упражнения должны представлять собой единую систему и быть направлены на развитие грамматических умений и навыков, что осуществляется по отдельным этапам. При этом каждый этап имеет свою четко сформулированную задачу. Четкие и конкретные формулировки особенно важны при работе с обучающимися когнитивно-лингвистического типа, которым более привычны определенность и однозначность.
Рассмотрим, какие грамматические явления могут отрабатываться с помощью компьютера.
Объектом программирования могут быть такие важные темы, как видовременная система глагольных форм, употребление артиклей, местоимений, степени сравнения прилагательных, другими словами, любые грамматические явления, которые подразумевают однозначность формы. Однозначность является условием осуществления диалога «человек – машина».
Таким образом, обучающие программы позволяют отрабатывать практически любые грамматические умения и навыки, следовательно, использование мультимедийных средств может существенно повысить эффективность обучения.
Все виды чтения (ознакомительное, просмотровое, изучающее) работа по развитию навыков чтения может быть интенсифицирована за счет применения соответствующих компьютерных программ и нетрадиционных форм обучения. Чтение на иностранном языке обычно воспринимается обучаемыми как утомительное занятие, отнимающее много времени из-за необходимости частого обращения к словарю. Облегчить процесс чтения может применение компьютера, так как использование компьютера при чтении отвечает практически всем требованиям. Огромный объем памяти позволяет предоставить намного более широкое толкование, чем комментарий или сноска в учебнике. Толкование, объяснение меньше мешает общему пониманию, т.к. не появляется до тех пор, пока учащийся не вызовет его, столкнувшись с незнакомым словом или грамматическим явлением. Читающий сам определяет, какие слова ему не понятны и какие именно сведения ему нужны.
Выделение и составление опор – при использовании компьютера в данном виде работы есть возможность получить такое количество экземпляров текста, которое необходимо для различного рода манипуляций с ним, если учащиеся хотят работать с текстом в привычном виде, т.е. на бумаге, или же они могут выполнять различные действия непосредственно на экране компьютера. Доказано, что при выделении лучше фиксируется внимание на содержании текста.
Письменное задание творческого характера – не является широко распространенным видом работы, но современные методисты рекомендуют включать письменные работы в систему обучения [4, с. 87]. Работу над письменным заданием можно проводить и дома с использованием компьютера. Возможности текстовых редакторов позволяют обучающимся обращать больше внимания на содержание написанного, чем на его форму, следовательно, работа будет более продуманной, а изложение более логичным.
Возможности компьютера позволяют интенсифицировать самостоятельную работу, вывести ее на качественно иной уровень, при этом отрабатываются и совершенствуются не только специальные умения и навыки, необходимые для успешного овладения ИЯ, но и навыки самостоятельной работы, поиска и обработки необходимой информации в целом.
Учет всех вышеперечисленных особенностей организации индивидуального обучения иностранным языкам, позволяет сделать учебный процесс более эффективным, так как учитывает стили овладения иностранным языком, индивидуально-психологические особенности и цели обучающихся, и делает их активными субъектами образования, а именно: они ставят цели обучения, принимают активное участие в отборе содержания обучения, определении технологий обучения и способов контроля, и соответственно могут индивидуально продолжить свое обучение после окончания курсов.
- Анисимова, А. Т. Опыт использования когнитивных механизмов при обучении иностранному языку / А. Т. Анисимова // Научный вестн. Южного ин-та менеджмента. – 2017. – № 4. – С. 108−112.
- Китайгородская, Г. А. Методика интенсивного обучения иностранным языкам / Г. А. Китайгородская. – М. : Высшая школа, 1982. – 141с.
- Пассов, Е. И. Цель обучения иностранному языку на современном этапе развития общества / Е. И. Пассов, В. П. Кузовлев, B. C. Коростелев. – М. : Русский язык, 1991. – 357 с.
- Коряковцева, Н. В. Теория обучения иностранным языкам / Н. В. Коряковцева. – М. : Академия, 2008. – 256 с.