Головницкая Юлия Валерьевна, ЭФФЕКТИВНОСТЬ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПАМЯТИ У УЧАЩИХСЯ С ЛЕГКОЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В III КЛАССЕ

УДК 376

Головницкая Юлия Валерьевна

УО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы», г. Гродно

Научный руководитель – Н. И. Акопян, старший преподаватель кафедры теории и методики специального образования ГрГУ им. Янки Купалы

ЭФФЕКТИВНОСТЬ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПАМЯТИ У УЧАЩИХСЯ С ЛЕГКОЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В III КЛАССЕ

 

Коррекционнопедагогическая работа – составная часть образовательного процесса, специально организованного, целенаправленного взаимодействия педагогов и учащихся, направленного на решение образовательных, развивающих и воспитательных задач [1]. Она выступает как подсистема, в которую входят объект и субъект педагогической работы, ее целевой, содержательный, операционно-деятельностный и оценочнорезультативный компоненты.

В основу коррекционнопедагогической работы были положены разработанные нами планыконспекты уроков математики и рабочая тетрадь «Занимательная математика» по формированию памяти у учащихся с легкой интеллектуальной недостаточностью в III классе, которая связана с программным материалом и использование которой способствует его усвоению, закреплению и воздействует на мыслительную деятельность учащихся с интеллектуальной недостаточностью. В течение месяца мы провели 12 уроков по учебному предмету «Математика». Перед проведением коррекционнопедагогической работы учащиеся были разделены на две группы: 5 учащихся относились к контрольной и 5 учащихся – к экспериментальной. Для учащихся экспериментальной группы в структурные части урока мы включали задания из рабочей тетради «Занимательная математика». После выполненных заданий была осуществлена оценка деятельности учащихся. Учащиеся контрольной группы занимались по обычной программе.

В ходе коррекционнопедагогической работы по формированию памяти в основном использовался практический метод – упражнение, в результате которого были применены следующие приемы: обведение по контуру, проведение по нужной числовой последовательности, называние цвета и номера запоминаемого предмета, дописывание соседей заданных чисел, показывание чисел по порядку, вписывание цифр в равенства, выкладывание из счетных палочек нужных фигур, раскрашивание фигур, вписывание цифрответов в пустые клеточки, соединение по точкам, рисование по клеточкам.

С целью оценки эффективности проведенной коррекционнопедагогической работы по формированию памяти у учащихся с интеллектуальной недостаточностью на уроках математики в III классе посредством рабочей тетради «Занимательная математика» была проведена повторная диагностика учащихся III класса с интеллектуальной недостаточностью в экспериментальной и контрольной группах, обучающихся в ГУО «Вспомогательная школа № 1 г. Гродно», направленная на оценку уровня сформированности образной, зрительной и слуховой памяти.

Согласно количественному анализу результатов, продемонстрированных учащимися с интеллектуальной недостаточностью в экспериментальной группе, наблюдается положительная динамика формирования умения запоминать с опорой на слуховую память.

Анализ результатов показал, что процесс запоминания с опорой на слуховую память у учеников контрольной и экспериментальной групп с интеллектуальной недостаточностью отличается. В экспериментальной группе 4–5 слов воспроизвели 40 % детей (Эмиль И., Вероника М.), 1–3 слова – 60 % (Диана Б., Антон К., Владислав Р.). Все учащиеся контрольной группы (100 %) смогли воспроизвести 1–3 слова.

Эмиль И. и Вероника М. при воспроизведении запоминаемых слов допустили наименьшее количество ошибок, все ученики нуждались в многократном повторении инструкции и наводящих вопросов экспериментатора.

Полученные результаты, отражающие особенности зрительной памяти у учащихся с интеллектуальной недостаточностью контрольной и экспериментальной групп в III классе, показали, что особенности зрительной памяти остались неизменны – все учащиеся (100 %) смогли воспроизвести 1–3 предмета, однако у учеников экспериментальной группы наблюдается положительная динамика в количестве называемых предметов по сравнению с предыдущими результатами. Так, Антон К., Владислав Р. назвали 3 предмета (предыдущий результат – 2 предмета); Эмиль И. назвал 2 предмета (предыдущий результат – 1 предмет).

Учащиеся нуждались в повторном предъявлении карточки, в наводящих вопросах экспериментатора, называли слова неправильно, нуждались в повторении инструкции.

Результаты диагностики указывают, что особенности произвольной образной памяти, способность воспроизводить образцы на основе идентификации у учащихся экспериментальной и контрольной групп с интеллектуальной недостаточностью имеют незначительные изменения.

Учащиеся экспериментальной группы получили следующие результаты: 6 карточек по признаку идентичности, остальные по сходству с образцом показали Эмиль И., Владислав Р. (40 %); Вероника М., Антон К., Диана Б. (60 %) показали 4 карточки по признаку идентичности, остальные по сходству с образцом.

Ученики контрольной группы получили следующие результаты: 3 карточки по признаку идентичности, остальные по сходству с образцом показали Тимофей П., Ксения Б., Александр Д., Денис К. (80 %); Максим Б. (20 %) показывал карточки случайным образом, не различая признаки идентичности по сходству с образцом.

При выполнении заданий учащимся требовалось дополнительное объяснение инструкции, на вопросы отвечали одним словом, часто возникали трудности в изложении своих мыслей, показа идентичных изображений, нахождения карточек по сходству с заданным образцом, воспроизведения слов при отсроченном воспроизведении.

Качественный анализ результатов исследования показал, что учащимся понравилось разработанное нами пособие: с интересом соединяли по точкам и раскрашивали изображения, проводили по нужной числовой последовательности персонажей, с удовольствием выкладывали из счетных палочек фигуры, обводили цифры. На основе проведенной коррекционно-педагогической работы повысилась эффективность учебного процесса, было отмечено хорошее качество страниц рабочей тетради, яркие и насыщенные картинки, интересные математические задания. Представленная в пособии рефлексия «Поезд» способствовала развитию у учащихся самооценки и волевых проявлений.

Таким образом, сравнительный анализ результатов исследования сформированности памяти у учащихся с легкой интеллектуальной недостаточностью в III классе показал, что после обучения учащиеся экспериментальной группы стали допускать меньшее количество ошибок при воспроизведении запоминаемых слов, увеличилось количество показываемых карточек по признаку идентичности, а также стала наблюдаться положительная динамика в количестве называемых предметов. Полученные данные свидетельствуют об эффективности коррекционнопедагогической работы по формированию памяти у учащихся с интеллектуальной недостаточностью на уроках математики в III классе на основе рабочей тетради «Занимательная математика».

 

Библиографический список

  1. Граборов, А. Н. Основы олигофренопедагогики / А. Н. Граборов. – М. : КлассикСтиль, 2005. – 248 с.
Запись опубликована в рубрике Психолого-педагогическое и методическое сопровождение инклюзивного образования. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *