Корний Валерия Олеговна, РАЗВИТИЕСВЯЗНОЙ РЕЧИ У УЧАЩИХСЯ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ НА КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЯХ

УДК 376.37

Корний Валерия Олеговна

УО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»,
г. Гродно

Научный руководитель – Н. В. Крюковская, заведующий кафедрой теории и методики специального образования ГрГУ им. Янки Купалы, кандидат педагогических наук, доцент

РАЗВИТИЕСВЯЗНОЙ РЕЧИ У УЧАЩИХСЯ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ НА КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЯХ

 

Связная речь – это сложная форма речевой деятельности, смысловое развернутое высказывание, которое обеспечивает общение и взаимопонимание людей. Основной функцией связной речи является коммуникативная.

Связная речь детей с тяжелыми нарушениями речи сформирована недостаточно. Ограниченный словарный запас приводит к многократному использованию одинаково звучащих слов, тем самым делает их речь обедненной и стереотипной. Дети данной категории ограничиваются лишь перечислением различных действий, когда правильно понимают логическую взаимосвязь событий. Развитие связной речи происходит как в повседневной жизни, так и на коррекционных занятиях с учителем-дефектологом. Овладение связной речью представляет сложный и длительный процесс, который требует умелого педагогического воздействия [2].

Цель данной статьи – проанализировать содержание процесса развития связной речи у учащихся с тяжелыми нарушениями речи нaкоррекционных занятиях.

Развитие связной речи учащихся с тяжелыми нарушениями речи включает в себя ряд частных задач, таких, как: воспитание звуковой культуры речи; обогащение, закрепление и активизация словаря; совершенствование грамматической правильности речи; формирование разговорной (диалогической) речи; формирование монологической речи; воспитание интереса к художественному слову. В качестве основных условий успешности коррекционной работы по развитию связной речи учащихся с тяжелыми нарушениями речи выступают формирование потребности в общении, повышение их речевой активности и создание речевой среды.

Работа по развитию связной речи у учащихся с тяжелыми нарушениями речи опирается на следующие принципы:

  • принцип системности: коррекционное воздействие осуществляется на все стороны речи (грамматический строй речи, лексика, фонематическая сторона речи);
  • онтогенетический принцип: учет последовательности формирования функций, обеспечивающих овладение речью;
  • принцип деятельностного подхода: формирование мотивации у учащихся с тяжелыми нарушениями речи, учет различных видов речевой деятельности, особенностей становления и взаимодействия операций порождения речевых высказываний;
  • учет «зоны ближайшего развития»: постепенное расширение возможностей учащихся с тяжелыми нарушениями речи, постепенное усложнение заданий и речевого материала.

При построении коррекционной работы по развитию связной речи у учащихся с тяжелыми нарушениями речи важно обращать внимание на следующие моменты:

  • перед чтением рассказа или сказки необходимо разобрать с учащимися основные понятия с опорой на их жизненный опыт;
  • после чтения рассказа или сказки учащимся предлагается рассмотреть сюжетные картинки и соотнести их с логикой сюжета;
  • одним из средств развития связной речи являются серии сюжетных картинок. При этом работа начинается с составления рассказа по серии правильно расположенных сюжетных картинок. Постепенно переходят к увеличению картинок серии, а также самостоятельному выкладыванию необходимой последовательности;
  • у учащихся формируется умение принимать участие в беседе (Беседа может проходить по различным темам: о книгах, фильмах, экскурсиях, по картинкам. Учащееся учатся слушать собеседника, не перебивая его; следить за ходом его мысли; отвечать на поставленные вопросы. В начале вопросы учителя-дефектолога предполагают наличие краткого ответа. Затем постепенно ответы учащихся становятся более развернутыми с использованием сложных предложений.);
  • формирование умения составлять описательные рассказы начинается с описания единичных предметов, а затем постепенно учитель-дефектолог переходит к составлению сравнительного описания;

Речевая деятельность детей с тяжелыми нарушениями речи имеет ряд особенностей:

  • бедный словарный запас (особенно активный), понятия сужены, расплывчаты, иногда ошибочны;
  • существенные трудности в овладении грамматическим строем речи (особенно в понимании и употреблении логико-грамматических структур);
  • своеобразное формирование словообразовательной системы языка;
  • позднее овладение способностью осознать речь как особого рода действительность, отличную от предметной;
  • нарушение в формировании монологической речи.

Перечисленные особенности речевой деятельности вызывают значительные трудности при обучении и развитии связной речи.

Коррекция речевых нарушений и связанных с ними особенностей развития учащегося осуществляется в процессе обучения и воспитания на всех уроках, внеклассных и других мероприятиях в условиях соблюдения речевого режима и обеспечивает формирование и полноценное развитие речи детей, устранение у них нарушений устной речи, письма, чтения. С целью создания оптимальных условий для развития речи учащихся с тяжелыми нарушениями речи на коррекционных занятиях применяются:

  • пятиминутки речевой гимнастики: упражнения «Произнеси шепотом, но отчетливо…», «Задули свечу» (для развития дыхания); «Пусть прожужжит жук: «Ж-ж-ж»; комар: «З-з-з»; «Вспомним грустные стихи. Кто прочитает?»и т. д.;
  • ортологические разминки: упражнения на усвоение произносительных, словообразовательных и других норм литературного языка;
  • импровизационные задачи, т.е. неподготовленные диалоги и монологи, развивающие спонтанную речь.

Использование речевой разминки осуществляется следующим образом: сначала учитель-дефектолог показывает, как выполняется задание, затем учащиеся вместе, индивидуально или в парахвыполняют задание, после чего происходит обсуждение работы. На этом этапе развиваются навыки обоснованной самооценки.

Огромную роль в формировании навыка связной речи на коррекционных занятиях играют игровые упражнения и задания, которые позволяют переходить от одного вида деятельности к другому, формировать умение отвечать на вопросы, высказывать свои мысли, исправлять ошибки.

Качество и количество словарного запаса ребенка во многом определяют уровень развития речи в целом. Необходимо уделять внимание как пассивному (то есть тем словам, которые хранятся в запасе памяти), так и активному (слова, которые постоянно используются) словарному запасу. Очень важно, чтобы учащийся знал значения слов, умел правильно употреблять их в самостоятельной речи [3].

Целенаправленная организация коррекционно-педагогической работы позволит формировать разные стороны речевой деятельности у учащихся с ТНР, обеспечит развитие у них связной речи. Для стимулирования речевой активности целесообразно создавать такие речевые ситуации, которые бы естественно вытекали из условий учебной, трудовой, познавательной, игровой и иной деятельности учащихся и побуждали их высказываться по теме выполняемой деятельности.

Для детей с ТНР процесс формирования и развития связной речи очень длительный и во многом зависит от дифференцированного и индивидуального подхода педагога, правильно выбранных приемов, способов обучения с учетом особенностей речевого развития учащихся с ТНР.

 Список литературы

1.Архипова, Е.В. Проблемы речевого развития младших школьников : автореферат докторской диссертации / Е. В. Архипова. – М.: 2011. – 32 с.

2.Гвоздев, А.М. Вопросы изучения детской речи / А.М. Гвоздев. – М.: Академия, 2010. – 471 с.

3.Гужва, Ф.К. Основы развития речи : пособие для учителя / Ф.К. Гужва //. — Киев: Рад. шк.,2011. – 224 с.

Запись опубликована в рубрике Психолого-педагогическое и методическое сопровождение инклюзивного образования. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *