УДК 372.881.1
Маркевич Анастасия Викторовна
УО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы», г.Гродно
Научный руководитель – С.С. Дашкевич, старший преподаватель кафедры английской филологии ГрГУ им. Янки Купалы
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕСТАНДАРТНЫХ ФОРМ РАБОТЫ В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
Английский язык на сегодняшний день становится всё более и более распространённым. Знание английского языка становится не исключением, а нормой. Ведь даже в школе иностранный язык изучается 3 раза в неделю. Однако зачастую школьникам неинтересно изучать иностранный язык в школе, поскольку он подаётся скучно и однотипно. В этой статье мы рассмотрим несколько нестандартных методов обучения английскому языку. Эти методы можно использовать на уроках, чтобы заинтересовать обучающихся.
Сначала разберёмся, что такое нетрадиционные методы обучения. Нетрадиционные методы – это нетипичные методы, содержащие в себе оригинальную, творческую идею. Это нетрадиционные методы, далёкие от шаблона. Нестандартные методы обучения используются для повышения эффективности образовательного процесса. Они не только пробуждают интерес к изучаемому предмету, но и развивают творческие способности, память, воображение, самостоятельность, повышают уровень мотивации.
Рассмотрим некоторые формы нестандартных уроков подробнее.
Видео-урок – это процесс передачи знаний при помощи мультимедийных технологий. Видео-уроки способствуют развитию памяти, мышления, внимания, кругозора, языковой догадки. Благодаря видео материал подаётся интересно и необычно, что способствует лучшему усвоению материала и стимулирует к изучению иностранных языков. При просмотре видеороликов учащиеся более заинтересованы в обучении, особенно если после просмотра им предлагается сделать какое-нибудь задание. В таком случае уровень мотивации возрастает даже у тех учеников, которым изучаемый предмет был неинтересен. Эта форма урока особенно эффективна для учеников начальной школы. Однако важно правильно подобрать видеоматериал для просмотра, чтобы он мог увлечь и был понятен детям определённого возраста.
Практика показывает, что видеомультипликации особенно эффективны на начальном этапе обучения иностранному языку. Их использование позволяет развить речевую активность школьников, и повысить речевую активность обучения. «Мультипликация даёт возможность легко проникнуть в суть реальных вещей и явлений и в простой наглядной форме донести информацию до учащихся. Методически важно и то, что интерес к мультфильмам не ослабевает при многократных просмотрах. Это помогает поддерживать внимание к неоднократно предъявленному учебному материалу и обеспечивает эффективность восприятия. Несомненными достоинствами мультипликационных видеофильмов являются их аутентичность, информативная насыщенность, концентрация языковых средств, эмоциональное воздействие на учащихся». [2, с. 8]
Урок-экскурсия – это действенная форма занятия, как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Изучение иностранного языка невозможно без изучения культуры и традиций той или иной страны. Поэтому важно приобщить школьников к культурным ценностям народа изучаемого языка.
Однако овладеть коммуникативной компетенцией на английском языке, не находясь в стране изучаемого языка, достаточно сложно. Прекрасным решением этой проблемы могут стать как реальные, так и виртуальные экскурсии. Эта форма обучения может использоваться не только для изучения культуры другой страны, но и для изучения каких-либо мест (например, экскурсия на ферму, магазин, музей и т.д.).
Виртуальная экскурсия – один из наиболее эффективных и убедительных способов подачи информации, поскольку такой урок позволяет совершать увлекательные виртуальные туры-экскурсии в пространстве. Такие уроки создают у обучающихся полную иллюзию присутствия в другом месте.
Использование виртуальных экскурсий помогает решить несколько важных задач:
- делает обучение интерактивным и увлекательным;
- мотивирует обучающихся к изучению иностранного языка;
- позволяет путешествовать по разным странам, городам, не выходя из класса;
- привносит в урок часть культуры страны изучаемого языка.
Урок-игра – это активная форма учебного занятия, при проведении которого моделируется заданная ситуация прошлого или настоящего, воссоздаются исторические картины событий с их персонажами в качестве участников. Для учащихся младшего школьного возраста, игра – это основной вид деятельности. В воспитательно-образовательных целях можно использовать все виды игр: дидактические, подвижные, творческие, ролевые и т.д. В играх могут сочетаться все виды речевой деятельности: говорение, аудирование, письмо, чтение. На таких уроках дети быстро и легко усваивают необходимый материал, отрабатывают правила произношения английских слов, учатся работать в команде.
Известно, что у младших школьников очень хорошо развита слуховая память. Дети запоминают большое количество лексических единиц, если они употребляются в контексте, особенно игровом. «Чем ближе к жизни игровая ситуация, тем легче и быстрее дети запоминают употребляемые в ней слова». [1, с. 7]
Игра предполагает самостоятельное принятие решений, что способствует обострению мыслительной деятельности учеников, и когда игра проходит на иностранном языке, то рефлекторно запоминаются новые слова и фразы.
Чтобы разнообразить урок английского языка, можно использовать сразу несколько нестандартных форм обучения. Однако не следует злоупотреблять ими, так как при использовании большого количества новых методик ученикам будет сложно переключиться с одной формы обучения на другую. Для детей разных возрастов будут актуальны разные формы обучения. Например, для учащихся старших классов урок-игра будет скучным. Однако им понравится урок-экскурсия.
Также следует помнить, что использование одной и той же нестандартной формы обучения на каждом уроке, автоматически превращает её в стандартную. Не обязательно использовать нетрадиционные формы на каждом уроке, их можно чередовать с «обычными», тем самым повышать уровень мотивации у учеников.
Таким образом, нестандартные формы работы играют большую роль в обучении английскому языку. Они повышают интерес и уровень мотивации учащихся к изучаемому предмету, развивают творческую самостоятельность, способствуют лучшему восприятию материала и использованию его в повседневной жизни.
Библиографический список
- Пучкова Ю.Я. Игры на уроках английского языка: Метод. пособие [Текст]/ Ю.Я. Пучкова. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2005. – 78с.
- Садовина Л.В. Применение видеоматериалов в процессе обучения английскому языку. Методические материалы. – Йошкар-Ола: ГБУ ДПО Республики Марий Эл «Марийский институт образования», 2016. –28 с.