УДК 376
Петруций Наталья Викторовна
УО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы», г. Гродно
Научный руководитель – Н. И. Акопян, старший преподаватель кафедры теории и методики специального образования ГрГУ им. Янки Купалы
ХАРАКТЕРИСТИКА УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ УМЕНИЯ ПОНИМАТЬ И ПРОЯВЛЯТЬ ЭМОЦИИ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ЛЕГКОЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
Эмоциональная сфера дошкольников с интеллектуальной недостаточностью характеризуется незрелостью и существенным недоразвитием. Установлено, что у таких детей эмоции полярны, недостаточно дифференцированы, лишены тонких оттенков, являются поверхностными и неустойчивыми, подверженными быстрым, подчас резким изменениям. Дошкольники с интеллектуальной недостаточностью очень слабо контролируют свои эмоциональные проявления, а часто не дифференцируют их и не могут различить по внешним проявлениям [2, с. 256].
Цель нашего исследования – выявить уровень сформированности умения понимать и проявлять эмоции у детей 5-6 лет с легкой интеллектуальной недостаточностью.
Для достижения поставленной цели нами было проведено исследование на базе ГУО «Специальный ясли-сад № 5 г. Гродно для детей с особенностями психофизического развития». В экспериментальную группу вошли дети 5-6 лет с легкой интеллектуальной недостаточностью.
Перед проведением исследования эмоций у дошкольников был составлен протокол наблюдения, включающий критерии обследования: развернутый и подробный ответ, способность адекватно обозначать эмоциональные состояния и оценивать лицевую экспрессию, понимание эмоциональных состояний и соотношение его с графическим изображением.
Исследование умения понимать и проявлять эмоции проводилось с использованием следующих методик: методика «Эмоциональные лица» (Н.Я. Семаго), методика изучения мимической моторики (Г.А. Волкова), методика «Узнавание эмоций по словесному описанию» [1; 4].
В ходе проведения исследования дошкольники с интеллектуальной недостаточностью достаточно хорошо шли на контакт с экспериментатором. Была создана благоприятная обстановка в рамках беседы с детьми. Дети с легкой интеллектуальной недостаточностью на первоначальном этапе исследования не понимали, что необходимо выполнить по требованию экспериментатора, затем в ходе нескольких раз объяснения заданий дети начали понимать, но не в полном объеме выполнения. Для испытуемых было характерно проявление желания вступать в контакт с экспериментатором, что значительно помогло в проведении исследования.
Анализ полученных результатов позволил нам сделать вывод о состоянии уровня сформированности умения понимать и проявлять эмоции у детей 5-6 лет с легкой интеллектуальной недостаточностью.
Анализ результатов по методике «Эмоциональные лица» позволяет говорить, что опознание эмоционального состояния, точность и качество этого опознания, возможность соотнесения с личными переживаниями ребенка сформировано на низком уровне. Трудности в выполнении данного задания были связаны с тем, что дети не в состоянии адекватно проводить оценку эмоциональных состояний на реальных изображениях, а также для них многие эмоции оставались непонятными. Задание не выполнялось даже с помощью наводящих вопросов педагога, ни один ребенок не мог показать эмоцию, которая была изображена на картинке, на себе. Затруднение было в переключении внимания с одного изображения на другое, поэтому многие дети не могли понять и ответить, чем отличается первая картинка от следующей.
Результат выполнения диагностического задания по изучению мимической моторики позволяет утверждать, что выразительность и полнота воспроизведения образа эмоций у дошкольников 5-6 лет с легкой интеллектуальной недостаточностью находится на низком уровне развития. При выполнении этого задания возникали трудности: при мимическом воспроизведении образа эмоции (гнев, страх, испуг, удивление) дети дошкольного возраста выполняли задание только с помощью педагога.
Результаты по методике «Узнавание эмоций по словесному описанию», позволяет говорить, что опознание графического изображения эмоционального состояния по словесному описанию сформировано недостаточно. Можно сказать, что только 29 % детей дошкольного возраста справились с данным заданием правильно, в некоторых случаях с помощью педагога. Многие дети (71 %) не могли соотнести рассказ педагога с пиктограммой, соответствующей настроению персонажа картинки – девочки, им требовалась направляющая помощь. Наиболее типичной ошибкой было неразличение эмоций печаль (грусть) и испуг. Один ребенок полностью не смог выполнить данной задание, он не различал и не называл даже простейшего эмоционального состояния (радость).
Анализ результатов выполнения трех методик показал, что умения понимать и проявлять эмоции у детей 5-6 лет с легкой интеллектуальной недостаточностью сформированы у 0 % на высоком уровне, у 29 % – на среднем и у 71 % – на низком уровне. Данные, полученные в ходе констатирующего эксперимента, позволяют сделать вывод, что уровень сформированности умения понимать и проявлять эмоции у детей 5-6 лет с легкой интеллектуальной недостаточностью относительно низкий. Дети дошкольного возраста со средним уровнем сформированности изучаемых умений характеризуются тем, что у них понимание своих эмоциональных реакций и эмоциональных проявлений других людей сформированы частично. Наиболее успешно распознаются положительные эмоции (радость), т.к. это эмоции базового уровня. У 71 % детей дошкольного возраста с легкой интеллектуальной недостаточностью наблюдается недоразвитие эмоциональной сферы. Поэтому дети были не способны выявить по картинкам, словесному описанию и по мимике лица простейшие эмоциональные состояния.
Большинство детей не опознают базовые эмоции, не ориентируются на их внешние признаки – мимику, пантомимику и т.п., затрудняются при выборе картинки, по наводящим вопросам экспериментатора также не могут определить эмоцию. Данные особенности характерны для детей с низким уровнем сформированности исследуемых умений. Изучение эмоционального развития детей дошкольного возраста с легкой интеллектуальной недостаточностью целесообразно проводить с использованием комплекса методик, учитывающих особенности интеллектуального, речевого, сенсорного развития детей, предполагающего применение стимульного материала различных модальностей (вербальных и невербальных). Полученные результаты указывают на необходимость коррекционно-развивающей работы по социально-эмоциональному развитию.
Эмоциональное воспитание предполагает изучение уровня способности выражать и понимать эмоциональные состояния. Это позволит определить возможности каждого ребенка к социально-эмоциональному взаимодействию, обеспечит выбор адекватной программы эмоционального развития воспитания, которая, в свою очередь, будет способствовать формированию максимально возможного уровня социальной адаптации этой категории дошкольников. Активизация познавательной деятельности путем положительного эмоционального подкрепления станет пусковым механизмом интереса к учебному материалу, стимуляции интеллектуальных процессов.
В соответствии с программой коррекционных занятий «Социально-эмоциональное развитие» задачами работы являются: развитие и коррекция эмоциональной сферы, знакомство с многообразием социальных отношений, формирование у детей навыков поведения, одобряемого в обществе и способствующего дальнейшей социализации и адаптации к жизни [3].
Таким образом, коррекционная работа по социально-эмоциональному развитию воспитанников предполагает обращение к миру внутренних ощущений и переживаний, миру детских эмоций. Важнейшим средством передачи детям значимых ценностей является пробуждение в них адекватных эмоциональных переживаний. Эмоции внешнего мира требуют от каждого ребенка правильного понимания, расшифровки и соответствующего адекватного реагирования. Многообразие эмоций и чувств в жизни человека способствует формированию разносторонних черт характера, регулирует восприятие, внимание, память, мышление и другие психические процессы ребенка, а также его поведение и деятельность.
Библиографический список
- Волкова, Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики : учеб.-метод. пособие / Г. А. Волкова. – М. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. – 144 с.
- Певзнер, М. С. Дети-олигофрены / М. С. Певзнер. – М. : Просвещение, 1959. – 341с.
- Программа коррекционных занятий «Социально-эмоциональное развитие» учебного плана специального дошкольного учреждения для детей с интеллектуальной недостаточностью. I–V годы обучения. – Минск : Национальный институт образования, 2016.
- Семаго, Н. Я. Диагностический комплекс психолога. Методическое руководство / Н. Я. Семаго, М. М. Семаго. – М. : Изд-во АПКиПРО РФ, 2007. – 113 с.