УДК 373.2
Русак Екатерина Игоревна
УО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»,
г. Гродно
Научный руководитель – А.Н. Певнева, преподаватель кафедры педагогики и психологии детства ГрГУ им. Янки Купалы
ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ
С ПОМОЩЬЮ СЮЖЕТНЫХ ИГР
Игра как ведущая деятельность имеет особое значение для развития рефлексивного мышления. Игра эмоционально насыщена и доставляет каждому ребенку радость и удовольствие уже самим своим процессом. Не случайно
А.Н. Леонтьев рассматривал игру как ведущую деятельность дошкольника, порождающую детское сознание. Дошкольник воспринимает социальное окружение через игру, которая раскрывает ребенку смыслы человеческого взаимодействия в различных ситуациях.
Игра – это зона ближайшего развития. Высказывание Л.С. Выготского о том, что в игре ребенок как бы выше себя на голову. Такое понимание игры очень близко определению, которое автор культурно-исторической теории дал понятию зоны ближайшего развития.
Теоретической основой исследования явились работы Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, Е.И. Тихеевой, А.Н. Леонтьева, К.Д. Ушинского,
С.Л. Рубинштейна, А.М. Леушиной и Д.Б. Эльконина.
В игре развивается детская личность и осуществляется подготовка к переходу на следующий период развития. А.В. Запорожец подчеркивал, что будет большой ошибкой стремиться сократить период игры в жизни детей дошкольного возраста и ускорить переход от игры к учебной деятельности.
Особое значение в развитии ребенка имеет игра. В ней происходит познавательное, личностное и поведенческое развитие ребенка. Теме игры уделяется большое внимание в исследованиях отечественных исследователей. Например, в исследованиях А.Н. Леонтьева, игра рассматривается как деятельность, которая имеет большое значение в развитии ребенка и в которой происходит ориентация в отношениях между людьми, а также овладение ребенком навыками кооперации [2, с. 25].
По мнению А.В. Запорожца и Д.Б. Эльконина сюжетно-ролевая игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Она в развернутом виде представляет собой деятельность, во время которой дети берут на себя роли взрослых и в обобщенной форме в специально создаваемых игровых условиях отображают деятельность взрослых и отношения между ними. Многие педагоги считают, что эффективным методическим средством в развитии диалогической речи дошкольника является сюжетно-ролевая игра. Необходимо обратить внимание на существование различных точек зрения на сюжетно-ролевую игру, ее разновидности и систему работы по развитию игрового поведения [1; с. 85].
Игровая роль – это воспроизведение ребенком определенной социальной или профессиональной позиции взрослого, которая выражается ребенком в целой системе игровых действий, выполняемых с помощью игровых предметов и моделирующих социально-профессиональные отношения взрослых.
Игровые действия – это игровые поступки, которые изначально воспроизводят реальные предметные действия, но по мере развития ребенка приобретают все более обобщенный и сокращенный характер при сохранении логики и последовательности выполняемых в игре действий.
По мнению Е.И. Тихеевой, к 5-6 годам у детей должны сформироваться элементарные формы монологической речи: рассказ и пересказ. Для детей пересказ художественного произведения более близок, так как ребенок ориентируется на уже готовый образец, который вызывает у него эмоции, заставляет сопереживать героям и тем самым мотивирует ребенка запомнить и пересказать услышанный текст [5].
Д.Б. Эльконин подчеркивал, что игра – это сложное психологическое явление, которое дает эффект общего психического развития [7]. По утверждению К.Д. Ушинского, в игре ребенок «живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни» [6, с. 207].
Связная речь – это выражение определенной мысли. А.М. Леушина указывала, что степень связности и ее форма определяется смысловым содержанием и условиями обучения. На протяжении дошкольного возраста происходят существенные и глубокие сдвиги и изменения в плане нарастающей связности речи детей. В результате речь как средство общения ребенка и форма его мышления становится более полноценной. По мере умственного развития и вербального мышления, речь ребенка-дошкольника освобождается от ситуативной связности. Появляется новая форма речи – речи структурно оформленной, связной, точной, объективно воспроизводящей – контекстной [3].
Таким образом, в старшем дошкольном возрасте должны сформироваться элементарные формы монологической речи – рассказ и пересказ, снижается характерная для младших дошкольников ситуативность речи, происходит возникновение регулирующей, планирующей функций речи, дети могут последовательно и четко составить описательный и сюжетный рассказ на предложенную тему, активно осваивают рассказы-рассуждения. Важно отметить, что при составлении повествовательных текстов наблюдается отсутствие логической завершенности, затянутость или отсутствие развязки, наиболее сложным для дошкольников является построение текстов-описаний, что у старших дошкольников есть все предпосылки для усвоения речи рассуждения.
В традиционном руководстве сюжетно-ролевыми играми основное внимание педагога сосредоточено на обогащении содержания игр. С этой целью он создает у детей интерес к новым сюжетам. Такой интерес не возникает на пустом месте, он «вызревает» в ходе всей воспитательно-образовательной работы, если дошкольники получают яркие представления об окружающей жизни, которые вплетаются в их прошлый опыт, будоражат воображение, вызывают эмоциональный отклик. Чем младше дети, тем важнее для них впечатления, полученные при непосредственном ознакомлении с тем или иным явлением. Так, для обогащения содержания игр малышей на транспортную тематику (в шофера, в машиниста) воспитатель ведет детей на остановку городского транспорта, специально просит шофера, который привозит продукты в дошкольное учреждение, побеседовать с детьми, показать кабину своей машины, разрешить посидеть там, подержавшись за руль. С детьми 4-6 лет можно рассмотреть соответствующий иллюстративный материал, почитать им книги, провести беседу [2, с. 81].
С одной стороны речь развивается и активизируется в игре, а с другой – всама игра развивается под влиянием развития речи. Ребенок словом обозначает свои действия, и этим самым осмысливает их; словом он пользуется и чтобы дополнить действия, выразить свои мысли и чувства. А в старшем дошкольном возрасте иногда целые эпизоды игры создаются только с помощью слова.
Таким образом, среди всего многообразия детских игр наибольшее значение имеет сюжетно-ролевая игра. Комната, в которой играют дети, превращается в больницу или в магазин, а играющие дети берут на себя роли (от врача до работника зоопарка и т.д) и играют от имени данных ролей.
Можно утверждать, что сюжетно-ролевая игра оказывает положительное влияние на развитие речи. В ходе игры малыш вслух беседует с игрушкой, беседует и за себя, и за нее, подражает гудению самолета, голосам животных и т. д., поэтому в сюжетно-ролевой игре развивается речевая активность детей.
Библиографический список
- Ильинова, К. В. Влияние сюжетно-ролевой игры на формирование личности ребёнка / К. В.Ильинова, О. Ю. Логинова, С. В. Мещерякова,
И. Ю. Кулько // Молодой ученый. – 2014. – №17. – С. 487–489.
2.Клюева, Н. В. Учим детей общению / Н.В.Клюева, Ю.В. Касаткина. – Ярославль : Академия развития, 1996. – 240 с.
3.Леушина, А.М. Развитие связной речи у дошкольников [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://vestnik.yspu.org/releases/2009_1g/32.pdf. – Дата доступа : 24.03.2021.
4.Леонтьев, А. Н. Психологические основы дошкольной игры /
А. Н. Леонтьев // Психологическая наука и образование. – 1996. – №3. – С. 25–27.
5.Тихеева, Е. И. Развитие речи детей / Е. И. Тихеева; под ред. Ф.А.Сохина. – М. : Просвещение, 2011. – 159 с.
6.Ушинский, К. Д. Сочинения / К. Д.Ушинский // М. : Лениздат, 2007. – Т.8. – 207 с.
7.Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д.Б.Эльконин // – 2-е изд. – М: Просвещение, 1999. – 300 с.