УДК 371.113
Салей Дарья Михайловна
УО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы», г. Гродно
Научный руководитель – Лапковская Е.Н., кандидат филологических наук, доцент кафедры естественнонаучных и лингвистических дисциплин и методик их преподавания ГрГУ им. Янки Купалы
МАСТЕР-КЛАСС «ОРГАНИЗАЦИЯ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ НА I СТУПЕНИ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ» КАК СРЕДСТВО РАСПРОСТРАНЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
Мастер-класс (от английского masterclass: master – лучший в какой-либо области, class – занятие, урок) [1, с. 6] — это современная форма методической работы, которая позволяет передать накопленный опыт в интерактивной форме. Поскольку мастер-класс предполагает двусторонний процесс взаимодействия, у его участников активизируется познавательная деятельность, а значит, создаются условия для полноценного проявления и развития педагогического мастерства учителей.
В 2020 / 2021 учебном году в общеобразовательных школах города Гродно прошли педагогические советы, посвящённые проблемам межпредметной интеграции и возможности организации интегрированного обучения. При этом эффективность такого обучения не ставилась под сомнение. Основные трудности заключаются в отсутствии календарно-тематического планирования и дидактических материалов для его системного использования.
Мы провели мастер-класс для педагогов с целью познакомить их с особенностями интегрированного обучения и повысить мотивацию к его использованию в своей деятельности. В ходе мастер-класса педагоги:
– актуализировали знания о психологических особенностях младших школьников, которые позволяют успешно реализовать интегрированное обучение на I ступени общего среднего образования,
– узнали о возможных вариантах сочетания учебных дисциплин,
– изучили разработанный нами комплекс интегрированных заданий и упражнений,
– выполнили задания, на примере которых мы продемонстрировали механизм действия интеграции,
– сформулировали положительные и отрицательные моменты, связанные с интегрированных обучением.
Поскольку каждый из педагогов так или иначе знаком с понятием интегрированного обучения, мы сразу перешли к практической части и при помощи графической техники японского учёного Каору Исикавы – «Фишбоун» (рис. 1) – определили достоинства и недостатки интегрированного обучения на I ступени общего среднего образования. Стикеры с достоинствами прикрепили на скелет слева, с недостатками – справа, вывод –на хвост.
Среди достоинств педагоги выделили следующие:
- повышение познавательного интереса детей (активная самостоятельная работа во внеурочной деятельности),
- повышение уровня знаний учащихся,
- эмоциональное развитие детей через их общение с живой природой, музыкой, литературой,
- развитие мыслительных процессов: анализ, синтез, обобщение, что даёт возможность личности успешно усвоить материал в любой области знаний,
- формирование метапредметных понятий: закон, формула, логика, правило и т. д.,
- углубление представлений об окружающем мире, взаимосвязях и происходящих в нём процессах,
- осознанное применение знаний в реальных ситуациях,
– всестороннее развитие и саморазвитие личности школьника.
Среди недостатков (трудностей при организации):
- неумение детей самостоятельно формулировать тему и задачи урока;
- поиск методов и приёмов, подходящих разным учащимся в какой-либо деятельности;
- затраты огромного количества времени на подбор необходимого материала;
- затруднения в работе учащихся с низким уровнем развития творческого мышления;
- необходимость изучения новых форм обучения и возможности их применения на практике;
- ресурсо- и трудозатратность;
- нерациональное распределение времени между этапами урока;
- недостаточность практического опыта в управлении учебной деятельностью в условиях интегрированного обучения.
Рисунок 1 – графическая техника «Фишбоун»
На следующем этапе участники мастер-класса были разделены на 5 команд, каждая из которых выполняла отдельное задание, а результаты должны были привести к общему ответу на вопрос «Угадайте, о каком стихотворении речь и кто его автор?» Данные задания наглядно демонстрируют варианты реализации межпредметной интеграции. Приведём примеры заданий.
Задание 1. В этом году автору стихотворения исполнилось бы 126 лет. В каком году он родился? Стихотворение было написано поэтом в 1915 году, и относится оно к раннему творчеству. В каком возрасте он написал это стихотворение?
Весенняя цветущая тематика выбрана автором не случайно. Она переплеталась с состоянием поэта на тот момент. Автор испытывал поэтический подъем, переехав в Москву, он был полон сил и надежд. Однако чувство ностальгии никто не отменял, и поэт нередко посвящал свои стихотворения любимому селу Константиново, по которому он частенько скучал. Читатель сумел познакомиться с произведением в том же году, в мартовском номере журнала «Мирок».
Ответ: Сергей Есенин родился в 1895 году. Он написал это стихотворение в 20 летнем возрасте.
Задание 2. Из предложенных слов выберите прилагательные. Эти слова использовал автор в своём стихотворении.
Весна, душистая, идет, золотистые, на, прогремел, радостно, медвяная, гроза, пряная, маленький, серебряный, листья, гремучею.
Ответ: душистая, золотистые, медвяная, пряная, маленький, серебряный, гремучею.
Задание 3. Что объединяет все работы художников?
К. Коровин «Портрет девушки у окна»
|
|
В. Жданов «Расцвела …»
|
|
И. Левитан «…»
|
Ответ: цветущая черёмуха. В названии картин также пропущено слово «черёмуха».
Задание 4. Мука какого растения используется для приготовления знаменитого сибирского торта?
Ингредиенты:
… мука 1 стакан
пшеничная мука 1 стакан
молоко 1 стакан
сахар 1 стакан
куриное яйцо 2 штуки
гашеная сода1 чайная ложка
сметана 500 г
сахарная пудра 200 г
грецкие орехи 130 г
Ответ: мука черёмухи придаёт выпечке насыщенный тёмно-коричневый цвет.
Задание 5. О каком растении идёт речь?
Куст или дерево, 10-15 м, стройная. Почки темные, острые. Кора темно-серая, светлые крапинки, неприятный запах горького миндаля. Листва обратно-яйцевидная, 6-12 см, заостренная, округлая, тускло-зеленая, нижняя сторона голубовато-зеленая. На черешке 2 нектарные друзы. Цветки белые, 1-2 см в диаметре, длинными висячими кистями по 10-20 см. Плоды: блестящие черные костянки размером с горошину, горькие, неядовитые. Предпочитают влажные почвы, растёт на солнце и в полутени. Цветущее растение ни с чем не спутаешь. Ее отчетливый аромат разносится по лесу на многие сотни метров. Источником аромата являются небольшие железы, расположенные на черенках.
В народе это растение имело много названий: черемшина, глотуха, колоколушка, черм, что означало «смуглый». Народные приметы: «Когда … цветёт, всегда холод живет», «Пшеницу сей, когда в цвете …», «Лопнули … почки, лето будет мокрое», «Если у … цвет длинный, пчелы хорошо будут роиться».
Ответ: о черёмухе.
Озвучив ответы на все вопросы, педагоги пришли к единогласному решению, что речь идёт о стихотворении «Душистая черёмуха» Сергея Есенина.
На заключительном этапе педагоги подвели результаты методом «6 шляп», разработанным английским психологом Эдвардом де Боно.
Белый цвет – «Что вы узнали об интегрированном обучении?» (конкретные факты),
Жёлтый – «Какие позитивные изменения внесёт интеграция в процесс обучения младших школьников?»,
Чёрный – «Какие трудности могут возникнуть при организации интегрированного обучения?»,
Красный – «С какими чувствами вы уходите с мастер-класса?»,
Зелёный – «Приведите примеры самых оригинальных межпредметных связей»,
Синий – «Подведите итог всему сказанному».
Таким образом, мастер-класс позволил повысить интерес педагогов к интегрированному обучению, они выявили его особенности, этапы организации, осознали преимущества и недостатки в учебном процессе с младшими школьниками, узнали о возможных вариантах установления межпредметных связей, которые лежат в основе данной формы обучения. Положительный результат свидетельствует о том, что мастер-класс является эффективной формой работы распространения педагогического опыта.
Список использованной литературы
- Богачева, И. В., Фёдоров И. В. Мастер-класс как форма повышения профессионального мастерства педагогов : метод. рекомендации / И. В. Богачева, И. В. Фёдоров. – Минск : ГУО «Акад. Последиплом. Образ.», 2012. – 92 с.