Сеглюк Марина Леонидовна, ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

УДК 373.2

Сеглюк Марина Леонидовна

УО «Гродненский государственный университет

имени Янки Купалы», г. Гродно

Научный руководитель – Т.А. Тюфанова, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии детства ГрГУ им. Янки Купалы

Пластилинография как средство развития коммуникативной речи детей среднего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи

 

Речь выполняет множество функций в жизни ребёнка, но основной является коммуникативная функция. Освоение речи – это основной механизм социализации. Мы живём в обществе, поэтому коммуникативные способности ребёнка очень важны для взаимодействия с другими людьми: как со взрослыми, так и с детьми[1].

Коммуникативная компетентность детей дошкольного возраста во многом определяется развитием речи.

Речь – это психическая функция, форма общения людей посредством языковых единиц. Она выполняет множество важных функций:

  • коммуникативную (общение, сообщение);
  • регулирующую (планирующую) и интеллектуальную (регуляция своего поведения и поведения других);
  • номинативную (узнавание названий);
  • сигнификативную (знаковую);
  • функцию освоения общественно-исторического опыта [3].

Все функции речи очень важны. В дошкольном детстве особенная роль отводится коммуникативной стороне развития речи. Она определяет развитие ребёнка и социально адаптирует малыша в детском обществе.

Структура коммуникативной речи

Коммуникативная речь

               Диалог                                                               Монолог

Связная речь

 

Ситуативная речь

Контекстная речь

 

Звукопроизношение

                       Активный словарь                             

Лексика

Грамматика

                                                                                                 Словотворчество

 

Рисунок 1 – Структура коммуникативной речи

 

Анализируя выше предложенную схему, можно сделать вывод, что гармонично развивающийся ребёнок успешно овладевает коммуникативной речью, свободно общается со взрослыми и сверстниками в рамках своей возрастной категории.

К сожалению, у многих современных детей среднего дошкольного возраста остаются нарушения речи. Что же такое нарушение речи?

Нарушение речи – это отклонения от речевой нормы, принятой в языковой среде, полностью или частично препятствующие речевому общению, затрудняющие речевое общение и социализацию человека.

В последнее время всё чаще наблюдается увеличение количества детей с трудностями в коммуникативной сфере. К этому приводят нарушения речи, как общие (ОНР), так и тяжёлые (ТНР). Отклонения в речевом развитии несут в себе негативные последствия для ребёнка: замедляется психическое развитие, познавательная сфера, формируются отрицательные личностные качества: замкнутость, эмоциональная неустойчивость, нерешительность (затруднения в выборе действий и достижению результатов, позже в усвоении письма и чтения[2]). Все это негативно сказывается на социализации ребёнка.

Основополагающей причиной нарушений речи является недоразвитие мелкой моторики рук. А. В. Запорожец указывает, что у большинства этих детей наблюдаются отклонения в развитии движений пальцев рук: движения неточные, не координированные, затруднены изолированные движения пальцами [5].

Причины лежат на поверхности: облегчая трудные для малыша операции, взрослые лишают его тренировки моторных навыков, что приводит к ослаблению мелкой мускулатуры рук ребёнка. Следует отметить, что развитие мелкой моторики рук и уровень развития речи находятся в прямой зависимости друг от друга. В связи с этим рекомендуется развивать речь детей дошкольного возраста путем тренировки движений пальцев рук.

Существует множество эффективных способов развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста: пальчиковые игры, плетение, игры с прищепками. Но современные тенденции в системе дошкольного образования требуют от педагогов поиска новых путей развития личности как здорового ребёнка, так и с отклонениями в коммуникативном развитии речи. В связи с этим в педагогике вызывают повышенный интерес дети дошкольного возраста с нарушением коммуникативной компетенции.

В данной статье мы остановимся на пластилинографии как средстве развития мелкой моторики рук детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Пластилинография – это нетрадиционная техника изобразительного искусства, в которой создаются лепные картины из пластилина.

Нами была поставлена цель: изучить эффективность техник и приемов пластилинографии как средства развития коммуникативной речи у детей среднего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи.

Связь между развитием речи и руки доказана учёными. Следовательно, наряду с занятиями по развитию речи должны быть и систематические упражнения, развивающие мелкую моторику рук. Овладение движениями рук и пальцев имеет немаловажное значение для развития речи ребенка.

Всему этому способствуют занятия с использованием пластилинографии. При работе с пластилином главной задачей является снятие излишнего мышечного напряжения и развитие мелкой моторики рук. В процессе лепки происходят положительные изменения в развитии коммуникативного общения со сверстниками, а также улучшается эмоциональный настрой ребёнка. Стоит отметить, что также происходит развитие волевых усилий (увлекаясь, дети больше времени могут провести в статическом положении, стараются работу выполнить до конца). «Формируются элементарные навыки самоконтроля (организованно готовят рабочее место, убирают его, контролируют поведение), развивается общая и мелкая моторика» [6]. Создание «детских шедевров» заставляет малышей планировать свои действия, объяснять свой выбор. В процессе занятий пластилинографией дети среднего дошкольного возраста с ТНР вслушиваются в слова, фразы, высказывания, постепенно постигая лексические, фонетические, грамматические их оттенки, что позволяет ребёнку чувствовать себя увереннее в социуме. К тому же продуктивная деятельность требует речевых реакций (заставляет говорить). Анализ вышесказанного показывает, что занятия пластилинографией можно успешно использовать для развития и коррекции коммуникативной речи у детей среднего дошкольного возраста с ТНР.

Для подтверждения эффективности использования пластилинографии как средства развития речи было проведено исследование коммуникативной функции речи детей среднего дошкольного возраста с ТНР на базе ГУО «Ясли-сад №4 г. Белоозёрск».

Исследовались социальный и социолингвистический компоненты коммуникативной компетенции детей среднего дошкольного возраста.

Для изучения отношений детей со сверстниками и коммуникативных умений нами было проведено исследование на основе методики «Рукавички» Г.А. Цукерман. Цель исследования: изучить уровень коммуникативных умений и отношений детей со сверстниками [4].

Анализируя полученные результаты по методике «Рукавички», было выявлено, что 17% детей показали высокий уровень сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества. Их работы были практически одинаковыми. Также выявлено, что 33% исследуемых показали средний уровень коммуникативного сотрудничества. 50 % детей не смогли договориться между собой. Соответственно их уровень коммуникативного развития оказался низким. При вторичном исследовании отмечается переход из низкого уровня на средний. Так на среднем уровне уже оказались 50% исследуемых, а на низком – 33,3%. Высокий уровень оказался прежним – 16,7 %.

Наглядно с результатами сравнительного анализа исследования по данной методике можно ознакомиться, изучив рисунок 2.

 

Рисунок 2 – Сравнительный анализ исследований уровня сформированности КФР по методике «Рукавички»

На основе методики С.Ю. Серебренниковой «Беседа о семье и лепка» в личностном общении было проведено исследование уровня развития КФР.

Цель исследования: изучить уровень развития коммуникативной функции речи у детей среднего дошкольного возраста с ТНР [4].

Обследование разделило детей на четыре группы:

  1. Дети, которые активно работали с пластилином, сами начинали разговор со взрослым, понимали речь в полном объёме, ответы на вопросы содержали существительные, прилагательные, глаголы –16,7%.
  2. Дети активно лепили, задавали очень мало вопросов взрослому, умели отвечать на вопросы, но ответы не развёрнуты –16,7%.
  3. Дети, которые не сразу приступали к лепке, вопросы взрослому не задавали, не всегда понимали речь в полном объёме – 41,6 %.
  4. Дети, которые лепили молча, не охотно. Не понимали речь в полном объёме, не отвечали на вопросы – 25%.

Таким образом, из полученных результатов исследования можно увидеть, что КФР у детей среднего возраста с ТНР слабо развита, носит ситуативный характер. Не сформированы языковые средства. Дети не могут использовать языковые функции и знаки речи в полной мере. Соответственно у них происходит нарушение и восприятия обращённой к ним речи, вследствие чего – затруднения в полноценном общении.

Проведенные исследования показали, что пластилинография является специфическим, но действенным способом развития коммуникативной речи у детей среднего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи. Поскольку коммуникативная функция – это использование речи для сообщения другим какой-либо информации или побуждения их к действиям, то планомерные занятия пластилинографией побуждают ребёнка к действию, к общению как со взрослым, так и с ребёнком.

 


Библиографический список

  1. Аксенова, М. И. Развитие тонких движений пальцев рук у детей с нарушениями речи / М. И. Аксенова // Дошкольной воспитание. – –
    № 8. – 65 с.
  2. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений /
    М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – М. : Издательский центр «Академия». – 1997. – 400 с.
  3. Валитова, И.Е. Детская психология : учеб. пособие для студентов педагогических и психологических специальностей / И. Е. Валитова,
    И. В Шматкова. – Минск : Народная асвета. – 2017. – 447 с.
  4. Глухов, В. П. Методика формирования навыков связных высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи : учебно-методическое пособие для студентов пед. и гуманит. вузов и практикующих логопедов /
    В. П. Глухов. – 2-е изд. – М. : 2014. – 232 с.
  5. Запорожец, А. В. Развитие произвольных движений / А. В. Запорожец. – М. : Астрель. – – 320 с.
  6. Комарова, Т. С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию / Т. С. Комарова. – М. : Просвещение. – 1985. – 271 с.
Запись опубликована в рубрике Психолого-педагогическое и методическое сопровождение инклюзивного образования. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *