УДК 373.24
Терешко Оксана Владиславовна
УО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы», г. Гродно
Научный руководитель – А. Н. Стецкая, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии детства ГрГУ им. Янки Купалы
КОНСТРУИРОВАНИЕ МОДЕЛИ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ ЧУВСТВА ЛЮБВИ К БЛИЗКИМ ЛЮДЯМ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Важное значение в развитии и становлении личности ребенка играют первые годы его жизни. Это создает необходимость в организации педагогического процесса, направленного на активное познание ребенком дошкольного возраста окружающей социальной действительности. Следует отметить, что социально-нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста направлено на углубление представлений о родных людях, воспитание уважения и любви к ним. А категория «близкие люди» прежде всего обозначает семью ребенка. Соответственно, воспитание чувства любви к близким людям буквально обозначает необходимость воспитания этого чувства по отношению к членам своей семьи.
Изучив психолого-педагогическую литературу, мы можем отметить, что основные теоретические подходы исследования отношения дошкольников к семье отражены в трудах С. В. Березина, , Л. Ф. Обуховой, Л. Д. Столяренко и др. Следует обратить внимание, что представления о семье у детей дошкольного возраста «отличаются фрагментарностью, бедностью эмоциональной окраски, часто искажены, деформированы в связи с кризисными явлениями в современной семье» (И. В. Бестужев-Лада, Н. Н. Поддьяков). Такие представления «негативно сказываются на развитии ожиданий ребенка в отношении своей будущей семьи, сопряжены с неблагоприятным эмоциональным фоном для формирования личности» (Е. П. Арнаутова, А. С. Спиваковская, X. Фигдор и др.).
Актуальность исследования процесса воспитания чувства любви к близким людям обусловлена существующим противоречием между необходимостью воспитания данного чувства и недостаточным уровнем его сформированности у детей дошкольного возраста. Для разрешения данного противоречия нами была сконструирована модель педагогического процесса.
Моделирование в психолого-педагогической литературе рассматривают как «замещение исследуемого объекта его условным образом, описанием, именуемым моделью и обеспечивающим близкое к оригиналу поведение в рамках некоторых допущений и приемлемых погрешностей» [1].
В разработанной нами модели процесса воспитания чувства любви к близким людям на основе формирования у дошкольников представлений о своей семье определены концептуальный, содержательно-процессуальный и результативный блоки.
Концептуальный блок модели представлен целью и педагогическими условиями воспитания любви к близким людям и формированим представлений о своей семье у детей старшего дошкольного возраста. Выбор цели, ориентирующей на формирование представлений о своей семье у старших дошкольников, определяет важнейшие направления работы педагога, содержание этой работы, выбор характерных для нее методов и приемов, критерии степени сформированности представлений о своей семье.
Реализация цели определяется тремя важными условиями: 1) поэтапным формированием представлений о своей семьи с учетом их содержания для детей дошкольного возраста; 2) обогащением содержания воспитания различными видами деятельности; 3) использованием диагностических методик определения степени сформированности представлений о своей семье с учетом возрастных особенностей, способностей и жизненного опыта детей.
Выделение первого педагогического условия обусловлено тем, что представления о том, что такое семья, для чего она нужна, что такое родственные связи, дифференцированные представления о своей будущей семье, о взаимосвязях между настроением взрослых и поведением детей, их поступками по отношению к старшим, о том, как поддерживаются родственные связи, как проявляются в семье забота, любовь, уважение друг к другу, составляют целостную систему и определяют полноту ее сформированности. «Их последовательное формирование и интеграция обусловливают не только этапы становления целостной системы представлений о своей семье у ребенка, но и раскрывает индивидуальный путь формирования этой системы от простого к сложному» [2].
Второе педагогическое условие определяется тем, что именно деятельность во всех ее видах предоставляет собой активный способ познания детьми закономерностей взаимоотношений и взаимодействия людей в семье, эффективное средство формирования всех компонентов системы представлений о своей семье у ребенка.
Формулировка третьего педагогического условия связана с тем, что процесс формирования представлений о своей семье у дошкольника должен обеспечивать прогнозируемый результат. Диагностика результата осуществляется на основе изучения структурных элементов системы представлений о своей семье у ребенка, их формирования, усложнения и интеграции в целостное личностное образование.
В содержательно-процессуальном блоке модели обозначены процессуальные основы формирования представлений о своей семье у ребенка, в составе которых выделены содержание деятельности воспитанников и методы, объединяющие приемы педагогической работы в пошаговой реализации каждого этапа процесса формирования представлений о своей семье у ребенка. Для каждого этапа реализации педагогической работы предлагаются свои методы и приемы.
Первый этап предполагает формирование представлений о том, что такое семья, для чего она нужна, что такое родственные связи, дифференцированных представлений о своей будущей семье.
Поставленная на данном этапе задача осуществляется в основном посредством занятий. Специально подобранный материал позволяет выстраивать занятия вокруг определенной темы, объединить их сюжетом, сказкой, игрой и варьировать их виды.
Второй этап направлен на обеспечение формирования представлений о взаимосвязях между настроением взрослых и поведением детей, их поступками по отношению к старшим. На данном этапе применяется комплекс методов и приемов, направленных на развитие базовых эмоций в процессе обогащения опыта восприятия и проявления различных по характеру чувств, эмоциональных переживаний различными средствами (словом, мимикой, пластикой, цветом, рисунком и т.д.).
Третий этап предполагает формирование представлений о том, как поддерживаются родственные связи, как проявляются в семье забота, любовь, уважение друг к другу. На данном этапе практикуются различные упражнения и ситуации соответствующей тематики, а также сюжетно-ролевые игры.
Результативный блок модели представлен обобщенными критериями определения уровня сформированности представлений о своей семье у детей старшего дошкольного возраста и предполагает использование комплекса диагностических методик, позволяющих оценить результативность функционирования педагогического процесса формирования представлений о своей семье на основе констатации степени их сформированности у детей. Высокий уровень характеризуется тем, что у детей отмечается наличие полноценных представлений о семье: ребенок понимает значение семьи в жизни человека, функции членов семьи, без труда рассказывает о том, какая у него будет семья, когда он вырастет. Родители отмечают, что ребенок говорил им о своей будущей семье. Средний уровень определяется тогда, когда у ребенка имеются отдельные представления о семье, но у него могут возникать трудности при рассказе о семье, в процессе рисования, в игре. Низкий уровень характеризует ситуацию, когда представления детей о семье крайне фрагментарны или искажены. Ребенок отказывается участвовать в беседе о семье, играть и рисовать свою будущую семью.
Таким образом, все компоненты представленной модели взаимосвязаны и образуют целостную систему: от цели – к результату. А внедрение представленной модели в практику работы учреждения дошкольного образования позволит оптимизировать образовательный процесс и повысить уровень сформированности чувства любви к близким людям на основе формирования у дошкольников представлений о своей семье.
Библиографический список
- Педагогика: большая современная энциклопедия / сост. Е. С. Рапацевич. – Минск: Соврем. слово, 2005. – 720 с.
- Чечет, В. В. Педагогика семейного воспитания: учеб. пособие / В. В. Чечет. – Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2003. — 292 с.