УДК 373.2
Запасник Елена Чеславовна
Студентка 4 курса педагогического факультета
УО «Гродненский государственный университет имения Янки Купалы», г. Гродно
Научный руководитель – Е. А. Ковалёва, магистр педагогических наук, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии детства ГрГУ им. Янки Купалы
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ СКАЗКИ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Одной из самых актуальных проблем современности является взаимодействие человека с природой. Современные проблемы взаимоотношения человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения, начиная с дошкольного периода.
В современном мире глобальные изменения и катаклизмы представляют собой угрозу для жизни общества. К общепланетарным экологическим проблемам относятся следующие: загрязнение окружающей среды (воздуха, почвы, воды) отходами промышленного и сельскохозяйственного производства; интенсивное сокращение площади лесов, деградация почвы, изменение климата, природные катастрофы, разрушение озонового щита планеты и т.д. [2, с.4].
В нашей стране сложная экологическая обстановка сложилась в связи с тем, что в 1986 года произошла Чернобыльская катастрофа на ЧАЭС, что повлияло на экологию окружающей действительности.
На современном этапе проблемами экологического воспитания дошкольников занимаются И.А. Комарова, С.Н. Николаева, Н.А. Рыжова и др. [3, с.189]. В этом направлении работали также Т.В. Христовская, С.Е. Шукшина, Т.В. Земцова, Л.С. Игнаткина, Е.Ф. Терентьева и многие другие.
В наше время экологическое воспитание дошкольников – это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, когда педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии. [2, с.31].
Ребенок дошкольного возраста знакомится с миром природы непосредственно наблюдая ее или через практическую деятельность во время прогулок. Опосредованные способы познания природы (книги, картины, кино, телевидение) расширяют кругозор маленького ребенка, однако оказывают меньшее воспитательное воздействие. Непосредственное же общение с природой насыщает эмоциональное восприятие ребенка яркими впечатлениями. [2, с. 37]. Эффективным средством для знакомства с окружающей действительностью является использование экологической сказки.
Экологическая сказка – это сказка, которая передает знания об окружающем мире, явлениях природы, о животных и растениях, а также об экологических проблемах в доступной и понятной форме для детей[1, с.25].
Существует следующая классификация сказок: бытовые и волшебные; авторские и народные и др.
Экологическая сказка призвана помочь открыть в детях способность тонко чувствовать окружающий мир. Она должна быть доступной, понятной и отличаться выразительностью.
Основная цель экологических сказок – это воспитание основы экологической культуры.
В первую очередь экологическая сказка включает в себя научные знания о природе. Также через сказки удается распространить научные знания о свойствах объектов неживой природы, рассказать о потребностях растений (в свете, влаге и тепле).
Сказка про белоснежный цветок
Однажды летним днём шёл по дороге человек. Солнце ласково протягивало свои тёплые лучики и нежно касалась зелёных просторов и пестило их. Человек медленным шагом ступал по просёлочной дороге и смотрел по сторонам: на поле, на ясное летнее небо. Потом принялся считать шёлковые облака и, когда ему это наскучило, он просто вдыхал всей грудью чистый, свежий воздух.
Неожиданно в траве он увидел маленький белоснежный цветок с жёлтой сердцевиной.
Это была Ромашка!
Человек сорвал её.
Вдохнул аромат: «Ах, до чего же это восхитительный цветок!!!» — подумал он.
И снова зашагал по дорожке, держа перед собой в руке белоснежный цветок. Он нюхал цветок и с наслаждением вдыхал аромат цветка.
Но, как часто бывает, ему наскучил цветок, и он бездумно просто выбросил его на землю. Белоснежный цветок упал на дорогу в пыль и грязь.
Вскоре кто-то наступил на его зелёный стебелёк, потом на белый лепесток. И наш цветок тихо вскрикнул: «Ай-ай!!!». Но люди не услышали его тоненький (негромкий) голосок.
Начался дождь и капли дождя, падая на землю, образовали лужицу. И наш цветок очутился в ней. Он желал поскорее выбраться оттуда и снова тихо прокричал, но его никто из прохожих не услышал.
Пригрело солнце. Ночная лужица высохла, а на её месте появилось ещё не до конца высохшее маленькое болотце.
В этом болотце лежала Ромашка и тихонько плакала.
К обеду болотце на дороге высохло, а цветок так и остался лежать весь грязный, помятый, истоптанный…
И ничего больше не напоминало о том, что этот цветок когда-то был так бел и прекрасен.
Помимо всего, экологические сказки способны давать представления о связях между явлениями природы: Начался дождь и капли дождя, падая на землю, образовали лужицу.
С помощью экологических сказок, например, «Медвежонок и его запасы на зиму», дети учатся различать времена года на основе ярких проявлений неживой природы: «Так и пролетели незаметно тёплые летние деньки. Наступили холода. Сперва дождливая осень, а затем и зимушка-зима принесла свой первый снег в лесную чащу».
«Так прошла зима, а вместе с ней закончились и тёмные холодные зимние вечера. На смену зиме пришла весна-краса. С появлением тёплого весеннего солнца в лесу растаял снег, а с крыш тихо «заплакали» кристально-прозрачными слезами сосульки: «кап-кап». В лесу наступила долгожданная весна!».
Например, в сказке «Шум в Беловежской пуще», дети узнают не только интересные факты о редких представителях флоры и фауны, обитающих в наших лесах, но ещё эта сказка способна воспитывать у них эмоционально-положительную отзывчивость на общение с объектами и явлениями природы, а также доброжелательное отношение к растениям и животным.
«Я, Аист, высоко летаю, всё знаю. Слышал я, что люди создают специальные заповедники и национальные парки для того, чтобы защитить и уберечь природу, — и аист высоко поднял вверх крыло с указательным пером и продолжал дальше, — а редкие и вымирающие виды растений и животных они заносят в Красную Книгу».
Эта сказка также способствует привитию не только любви к родному краю, но и осознание необходимости ее охраны, желание проявлять заботу о растениях и животных, воспитывает бережное отношение к природному окружению:
«И вы, ребята, бережно относитесь к растениям и животным, не срывайте цветы, не ломайте кустарники и деревья, не убивайте зверей. Пусть они всегда радуют глаз окружающих! Ведь это наше богатство: могучие зелёные леса, синеокие озёра, голубые реки, чистые водоёмы и синие васильки на полях!!! Так давайте сохраним всё это и позаботимся об окружающей среде нашей страны!».
Такие сказки можно использовать в работе, как было сказано выше, с детьми любого возрастного периода, начиная с раннего возраста и старше. Важно только при выборе сказки учитывать специфику детского возраста: они должны быть доступными и понятными для детей. Экологические сказки можно использовать как на занятии образовательной области «Ребенок и природа», также во время прогулки, знакомя детей с живыми или неживыми объектами природы. Ещё экологическую сказку можно включить во время проведения экологической тропы в УДО или же во время экскурсии, также устраивать праздники и мероприятия, посвящённые базовым знаниям экологии [4].
Программа дошкольного образования рекомендует для прочтения дошкольникам следующие книги: Якуб Колос «Адлёт жураўлёў», У. Ягоўдзік «Вожык», К. Каліна «Зімовы дуб», «Верасень», П. Панчанка. «Месяцы года», Вера Верба «Пралеска».
Современные детские писатели также ставят перед собой цель, чтобы сказка не только воспитывала, но и обучала маленького слушателя (читателя). На полках книжного магазина можно много найти детской художественной литературы с природоведческим содержанием.
Эколого-природоведческим характером наделены следующие произведения: Р. Бензерука из сборника «Зайцаў кажушок» (2004г.), М. Познякова «Вавёрчына хатка» (2006). Интересной будет экологическая сказка «Каляровая затока» П. Васюченко (2008), где главными героями становятся животные, которые живут в загрязненной химическими стоками заводи. Познакомиться с лечебными свойствами растений, которые занесены в Красную Книгу Беларуси, поможет книга Л. Рублевской «Карона на дне вiра, альбо Казкi з хутара Юстыны» (2008г.). Также узнать больше о флоре нашей страны поможет книга-приключений известной детской писательницей Раисы Боровиковой про сказочного персонажа Мупси «Казкi з гербарыя» (2008г.) Захватывающим и познавательным будет сборник Н. Новаш «Нарочанские сказки» (2008г.), в котором автор предлагает отправиться в путешествие Нарочанского края вместе с главным героем Валериком.
Из российских писателей рекомендуется П. Бажов «Малахитовая шкатулка», С. Баруздин «Почему рыбы молчат», М. Пришвин «Кладовая солнца», Б. Заходера «Кит и кот» «Серая звёздочка». А, например, современные экологические сказки Светланы Панасенко были удостоены дипломов на различных литературных конкурсах.
Таким образом, экологические сказки в доступной форме дают ребёнку знания о природе, о растительном мире, о повадках и поведении животных, а также о взаимоотношении людей с растительным и животным миром. Следовательно, сказки природоведческого содержания несут в себе большую роль в воспитании экологической культуры. Л. В. Передельский и
В. И. Коробкин отмечают, что экологические знания необходимы каждому человеку, чтобы сбылась мечта многих поколений мыслителей о создании достойной человека среды, для чего надо построить прекрасные города, развить настолько совершенные производительные силы, чтобы они смогли бы обеспечить гармонию человека и природы [3, с.10].
Библиографический список:
- Анцыпирович, О. Н., Горбатова, Е. В., Дубинина, Д. Н. Основы методик дошкольного образования. Краткий курс) О-75 лекций: учеб. пособий / О. Н Анцыпирович. – Минск: Новое знание; М.: ИНФРА-М 2016. – 390с.
- Николаева, С. Н. Теория и методика экологического образования детей / С. Н Николаева. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 336 с.
- Передельский, Л.В., Коробкин, В.И., Приходченко, О.Е. Экология: электронный учебник. Учебник для ВУЗов – КноРус, 2009. – 347с.
- Программма дошкольного образования 2019 г.