Жилинская Татьяна Михайловна, СФОРМИРОВАННОСТЬ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ 5–6 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

УДК 376.37

Жилинская Татьяна Михайловна

УО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы» г. Гродно

Научный руководитель – Т. В. Лисовская, профессор кафедры специальной педагогики Института инклюзивного образования БГПУ им. Максима Танка

СФОРМИРОВАННОСТЬ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ 5–6 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

 

В формировании связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного развития, развития мышления, восприятия, наблюдательности. Для достижения связности речи необходимо уметь не только отобрать содержание, но и использовать для этого необходимые языковые средства. Нужно умело подобрать подходящие для выражения своей мысли слова, уметь построить сложные предложения, связать их во едино. Связная речь – это не только последовательность слов и предложений, но и последовательность мыслей, которые выражаются словами и формируются в предложения [3, с. 5].

Формирование связной монологической речи является важнейшей задачей работы с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Целью речевого развития воспитанников является формирование не только правильной, но и хорошей устной речи, с учётом их возрастных особенностей, возможностей и речевых нарушений. На данный момент актуальность этой проблемы возрастает в связи с тем, что стремительно увеличивается процент детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Нами было проведено экспериментальное исследование, целью которого являлось выявить состояние связной монологической речи у детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи.

Для выявления уровня сформированности связной монологической речи в эксперименте приняли участие 16 детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи (3 уровень речевого развития), стертая дизартрия и 16 детей 5–6 лет с нормальным речевым развитием, посещающие ГУО «Ясли-сад № 79 г. Гродно».

Для исследования были использованы материалы диагностических заданий В. К. Воробьевой [1], В. П. Глухова [3], направленные на изучение речевых функций и мыслительных процессов.

Все диагностические задания состояли из четырех серий в зависимости от степени представленных в них смысловых и лексико-синтаксических компонентов связного высказывания.

Анализ полученных материалов позволил нам сделать вывод о состоянии связной монологической речи у детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи.

На основе анализа результатов выполнения диагностического задания первой серии «Подробный пересказ текста» можно отметить, что у 8 (50%) детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи возникали трудности воспроизведения в полном объеме смысловой программы текста. Трое детей дошкольного возраста пересказали только первый отрывок текста. События шли не по порядку. Вика К.: «Он его домой забрал. Зайчик вывел его из леса…». Большинство предложений не были полные, пропускались ключевые слова. Четверо воспитанников составляли пересказ только по наводящим вопросам. В тексте наблюдались многочисленные пропуски глаголов. Пересказ сопровождался длительными паузами, что свидетельствует о трудностях выбора правильных слов. Слова подменялись похожими по звучанию. Аня К.: «Огонь его за плечи тягал…». Существительные заменялись местоимениями (он, они, ему), что искажало смысл рассказа. Однако вопросы, задаваемые в процессе беседы, свидетельствовали о полном понимании текста.

8 (50%) детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи составляли пересказ с некоторой помощью взрослого. Наводящие вопросы задавались только для перехода от одной части к другой. Воспитанники показали относительно полную смысловую затею текста, однако ими использовались коммуникативно слабые предложения, которые соединялись местоимением или союзом (и, они, а, потом). Многократная замена существительных местоимениями нарушали смысл текста. Артем Б.: «Он вывел его из леса, потом они упали возле озера…». Некоторые глаголы подменялись глаголами-синонимами, более распространенными в обиходном словаре (выскочил – выбежал, подобрал – взял). Наблюдались некоторые аграмматизмы и трудности межфразового соединения. Дети с нормальным речевым развитием с заданием справились без помощи взрослого. Воспроизводили достаточно полную программу текста. Только у двоих воспитанников наблюдались небольшие смысловые пробелы, которые исправлялись с помощью наводящих вопросов.

Анализ выполнения диагностического задания «Краткий пересказ текста» позволяет говорить, что большинство детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 12 (75 %) имели затруднения при выполнении этого задания. Чаще повторялась первоначальная версия, либо было лишь формальное усечение. Воспитанники не понимали слово «кратко» и даже после составления плана и наводящих вопросов повторяли тот же пересказ. У 4 (25%) детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи прослеживалась тенденция к адекватному сжатию текста. После построения плана воспитанники меняли текст рассказа, но не доводили до конца. Вторая часть как правило, не сокращалась. Дети с нормальным речевым развитием в большинстве своем (75%) справились с заданием с помощью наводящих вопросов. Троим воспитанникам не понадобилась посторонняя помощь. Четверо имели трудности со сжатием текста.

Анализ результатов диагностического задания второй серии «Выкладывание серии сюжетных картинок в логической последовательности» и «Составление цельного связного рассказ» свидетельствует о том, что с первым заданием у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи не возникло трудностей. Все воспитанники смогли расположить картинки в нужной последовательности, троим понадобились дополнительные вопросы. Однако не все воспитанники сумели выразить суть текста в речевом высказывании. 6 (38%) детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи при составлении рассказа нарушали смысловую цепочку сообщения. В рассказах четверых воспитанников не было последовательности событий, они описывали каждую картинку отдельно, не связывая их между собой. Дамир М.: «Мальчик читал книгу. Взял что-то. Он ее достал и уронил.». Двоим воспитанникам понадобилась жестовая помощь с указаний на нужный элемент картинки. Милана Г.: «Тут стояла ваза. Тут летел комар…». Основное содержание рассказа не отображалось в тексте детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Была не понятна смысловая затея рассказа. Сообщения 10 (62%) воспитанников лишь условно можно назвать рассказом, поскольку они не являлись развернутыми. Смысловые звенья линейной цепочки были соблюдены, однако рассказы краткие и сводились к нескольким предложениям (как правило одна картинка, одно предложение). Особую трудность дети с общим недоразвитием речи испытывали в подборе глаголов, здесь прослеживалась стереотипность (комар был, ваза была, был стол). Переход от картинки к картинке связывался словом «потом». Предложения произносились монотонно, между ними наблюдались длительные паузы. Текст не воспринимался как целостный рассказ. Все дети с нормальным речевым развитием составляли рассказы относительно полные, развернутые, не нарушались логико-фактические цепочки событий.

Анализ выполнения диагностического задания третьей серии «Окончание рассказа по данному началу» позволяет говорить о том, что дети дошкольного возраста с общим недоразвитием речи затрудняются представить события, которые будут являться предметом связного высказывания. Ответы 11 (69%) воспитанников представляли набор высказываний, не объединенных темой данного начала. Тема начала не развивалась, а только завершалось последнее предложение. Рассказ у пяти воспитанников состоял из одного слова или одного предложения: «И он утонул; наверное, упал в воду; лодка перевернулась, и он утонул; утонул». Один ребенок завершил рассказ сюжетом из знакомого ему мультфильма, Тимофей А.: «Алеша потом пошел плыть на Египет. Лодка зашла на дно и начала плыть сама…». Воспитанники не внимательно слушали начало рассказа, поэтому нужно было повторять инструкцию несколько раз. Для детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи представляло трудность выделения главного смысла начала, на котором должен был строиться весь рассказ. У 5 (31%) воспитанников рассказы адекватно завершались, но они были минимальными по объему, одно, два предложения. Милана П.: «А это был Шарик. Он вывел Лешу из леса». Дети дошкольного возраста с общим недоразвитием речи нуждались в многократных наводящих вопросах. В их высказываниях отмечались лексические и синтаксические затруднения. Дети с нормальным речевым развитием рассказ составляли самостоятельно. Лишь четверым понадобились наводящие вопросы. Текст имел логическое завершение, соблюдались связность и последовательность. Языковое оформление в основном соответствовала грамматическим нормам.

Результаты выполнения диагностического задания «Составление рассказ по выбранной теме» позволяет говорить о недостаточной сформированности самостоятельно находить тему и реализовать ее в рассказах. У 12 (79%) детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи рассказы представляли собой простые перечисления предметов.  Настя Ж.: «На участке песочница, горка, беседка и домик» или действий Милана Г.: «Я строю замок. Я играю в снежки. Я делаю снеговика.». Воспитанники не составляли связного рассказа, а только отвечали на поставленные вопросы. Нарушалась связность повествования. У 4 (25 %) воспитанников рассказы были не большие по объему, характеризовались незавершенностью, однако соответствовали вопросным планом задания. Высказывания связные, информативные, хотя и наблюдались ошибки в построении фраз. Семен А.: «В лесу катались на санках. Скатывались с горы. Там была пещера, в которой никто не жил. Было весело. Потом устали ноги.». Дети с нормальным речевым развитием справились с заданием. Только четверым воспитанникам понадобились дополнительные вопросы. Рассказы были информативны, представляли собой связные развернутые высказывания.

Анализ результатов диагностического задания четвертой серии «Описательный рассказ» свидетельствует о том, что дети дошкольного возраста с общим недоразвитием речи затрудняются самостоятельно выделить признаки предмета и реализовать их в связный рассказ. 10 (63%) воспитанников испытывали трудности в составлении развернутых высказываний. Дети с общим недоразвитием речи употребляли преимущественно короткие фразы. Аня К.: «Она живет в лесу. У нее пушистый хвост. Она ест орехи.».  Рассказы воспитанников состояли главным образом из перечислений признаков. В предложениях отсутствовали связи между элементами сообщения. Дамир М. «Это белка. Хвост пушистый. Ест орехи. Рыжая. Ушки пушистые, немножко с черненьким.». Егор Ж.: «Хвост пушистый. Цвет оранжевый. Питается орешками. А ушки у нее коричневые.». У 6 (37%) детей с общим недоразвитие речи рассказы хоть и были небольшие по объёму, но характеризовались точностью отражения основных свойств предмета, не нарушалась логико-смысловая организация высказывания. Милана П.: «Белка живет на дереве. Питается она орешками. У нее очень пушистый хвостик. Шерстка у нее оранжевая. Она очень хорошо прыгает по деревьям.»  Дети с нормальным речевым развитием рассказ составляли самостоятельно. Только двоим воспитанникам понадобились дополнительные вопросы. Языковое оформление соответствовала грамматическим нормам, соблюдались связность и последовательность высказываний. В рассказах отражались основные свойства и признаки предмета.

Таким образом, результаты, полученные в ходе констатирующего эксперимента, позволяют сделать вывод, что связная монологическая речь у детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи не сформирована. Отмечается значительное отставание по сравнению с детьми с нормальным речевым развитием. Анализируя результаты выполнения каждого задания, нами были выделены основные трудности связной монологической речи у детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи:

—  значительные затруднения при пересказе текста;

— трудности в составлении рассказа по серии сюжетных картинок;

— затруднения в составлении рассказа с опорой на заданный началом рассказ;

— трудности в составлении рассказа по выбранной теме;

— трудности в составлении описательного рассказа.

Таким образом итоги выполнения всех заданий позволяют выделить в качестве причин несформированности умений и навыков связной монологической речи у детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи несформированность операций, обеспечивающих смысловую организацию текстового сообщения и операций, обеспечивающих его лексико-синтаксическое оформление.

 

Библиографический список

  1. Воробьева, В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи / В. К. Воробьева. – М. : «Астрель», 2005. – 88 с.
  2. Глухов, В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / В. П. Глухов. – М. , 2006. – 182с.
  3. Развитие речи детей дошкольного возраста: пособие для воспитателя дет. сада / под ред. Ф. А. Сохина. – М. : «Просвещение», 2007. – 223 с.
Запись опубликована в рубрике Психолого-педагогическое и методическое сопровождение инклюзивного образования. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *