Чучва А. В. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

УДК 376.37

Чучва А. В.

студентка 2 курса педагогического факультета

Учреждения образования «Гродненский государственный университет имени

Янки Купалы»

(Научный руководитель – Букша К.И., магистр образования, старший преподаватель кафедры теории и методики специального образования УО ГрГУ им.Янки Купалы)

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

 Аннотация. В данной статье представлены теоретические и экспериментальные исследования на тему развития коммуникативной функции речи у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.

 

Коммуникация–представляет собой процесс общения и передачи информациимежду людьми или их группами в виде устныхиписьменных сообщений.Человек не рождаетсяс готовыми речевыми навыками. Все коммуникативные компоненты формируются в течение жизни. Особенно остро стоит вопрос формирования коммуникативных навыков применительно к детям с тяжелыми нарушениями речи, так каковладение техникой общения у данной категории детей происходит в значительно поздние сроки по сравнению со сверстниками.У детей нарушена как звуковая сторона речи, так и понятийная, включающая нарушения лексического запаса слов и грамматического строя. Словарь ограничен рамками обиходно-бытовой тематики, качественно неполноценен. Поэтому дети часто не понимают друг друга, конфликтуют, не стремятся к сотрудничеству, у дошкольников обнаруживаются особенности не только на уровне собственного использования невербальных способов при передаче информации, но и на уровне восприятия и понимания её. Они используют и понимают более простые средства невербального общения (мимика, взгляды), характерные для детей раннего возраста, тогда как сверстники с нормой речевого развития пользуются в процессе общения преимущественно речью.

Развитие коммуникативных умений занимает ведущее место, так как они имеют универсальный, максимально обобщённый характер. Процесс общения в дошкольном возрасте является сложной и многогранной деятельностью, требует специфических знаний и умений, которыми ребенок может овладеть только в процессе усвоения социального опыта, накопленного предыдущими поколениями. Высокий уровень коммуникативности выступает залогом успешной адаптации детей в любой социальной среде, что определяет практическую значимость формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.

Цель данной статьи – раскрыть особенности развития коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.

Проблема эффективной организации процесса развития коммуникативных умений и навыков в ходе учебной и воспитательнойдеятельности у детей дошкольного возраста нашла свое отражение в исследованиях отечественных и зарубежных ученых (А. Т. Репина [5] и Е. О. Смирнова [7] изучали развитие коммуникативной функции у детей с нормальным речевым развитием, Д. И. Бойко [1], О. Е. Грибова [2] и М. А. Зыкова [3] рассматривали вопросы речевого развития детей с нарушениями речи).

Коммуникативные умения –это осознанные коммуникативные действия, способность правильно строить свое поведение, управлять им в соответствии с задачами общения.

Можно выделить несколько групп коммуникативных умений [6]:

  1. Собственно речевые умения:

– умениевступать в общение (уметь и знать, когда и как можно начать разговор со знакомым и незнакомым человеком, занятым, разговаривающим с другими);

– умениеподдерживать и завершать общение (слушать и слышать собеседника; проявлять инициативу в общении, переспрашивать; выражать отношение к предмету разговора – сравнивать, излагать свое мнение, приводить примеры, оценивать, соглашаться или возражать, спрашивать, отвечать; высказываться логично, связно);

– умениеговорить выразительно, в нормальном темпе, пользоваться интонацией диалога.

  1. Умения речевого этикета: обращение, знакомство, приветствие, привлечение внимания, приглашение, просьба,согласие и отказ, извинение, жалоба, сочувствие, неодобрение, поздравление, благодарность и т.п..
  2. Умение общаться в паре, группе из 3–5 человек, в коллективе.
  3. Умение общаться для планирования совместных действий, достижения результатов и их обсуждения, участвовать в обсуждении определенной темы.
  4. Неречевые умения – уместное использование мимики, жестов.

Уже к младшему дошкольному возрасту у детей сформированы умения обращаться к сверстнику и взрослому по имени, умение наладить контакт с детьми в совместной деятельности, а к старшему дошкольному возрасту дошкольники могут свободно излагать свои мысли, у них сформировано умение направить свою речь на партнера и ситуацию общения. У детей с тяжелыми нарушениями речикоммуникативные умения формируются несколько иначе. При сформированномумении обращаться к сверстнику и взрослому с просьбой они могутне упоминать имени собеседника, а сама просьба часто сопровождается жестикуляцией или полностью ей заменена. Отмечаютсяпроявление многочисленных повторенийи единичные случаи активной вербальной коммуникации, затруднения в оценке высказываний других детей, необоснованное изобилие пауз в речи. У дошкольников с тяжелыми нарушениями речив целом наблюдается снижение потребности в общении как со сверстниками, так и со взрослыми. Может отмечаться недостаточная сформированность культуры общения, малая развернутость речевых навыков в содержательном и структурном отношении [2].Отмеченные коммуникативные трудности отрицательно сказываются на усвоении и поддержании контакта со сверстниками и взрослымиво время игры, процесса общения и обучения.

Для изучения уровня сформированности коммуникативных уменийу детей старшего дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи, нами были выбраны воспитанники с тяжелым нарушением речи, которые вошли в состав экспериментальной группы и дети, не имеющие нарушений речевого развития, которые составили контрольную группу. Возраст обследуемых дошкольников составлял 5–6 лет. Экспериментальное исследование осуществлялось на базе ГУО «Специальный детский сад № 21 г. Гродно для детей с тяжелыми нарушениями речи».

В качестве диагностическогоинструментария выступила социометрическая проба «День рождения» [4], которая позволила выявить потребность детей в общении, коммуникативные умения дошкольниковиэмоциональные предпочтения в общении.

Суть методики заключалась в том, что детям необходимо было по просьбе экспериментаторавыбрать несколько человек из группы, которых они бы пригласили на свой день рождения, и ответить, почему выбор пал именно наних.

Общий уровень состояния коммуникативных навыков у дошкольников определялся путем суммирования набранных баллов. В ходе эксперимента детям было задано 8 вопросов. За каждый ответ ребенок получал 2 балла, таким образом, наивысший балл, который мог получить дошкольник равнялся 16 баллам. Баллы за ответы распределялись следующим образом: за первые 2 вопроса («Ты отмечаешь свой день рождения?» и «Много друзей к тебе приходят?»), ребенок мог получить либо 0 баллов, либо 4, так как ответы подразумевали«Да» и «Нет», соответственно, если ребенок отвечал неправильно (имеется ввиду, если дошкольник уходил от ответа или отвечал любыми другими словами), баллы он не получал. В вопросах 3 и 4, от ребенка требовалось назвать имена детей, с которыми у него хорошие и плохие отношения (требуется не менее трех имен, чтобы заработать 2 балла, за одно или два – предполагался1 балл, в случае отсутствия ответа ребенок получал 0 баллов). В вопросах 5 и 6 необходимо было ответить, за какие качества дошкольники считают названных детей хорошими и плохими (2 балла дается за три названных качества, 1 балл, если было названо, хотя бы одно качество и предпринята попытка назвать второе). В 7 и 8 вопросах детям необходимо было назвать имена детей, которых бы они точно позвалии не позвали на свой день рождения и обосновать свое решение (данный ответ не ограничивался количеством, если ребенок смог назвать имена, и объяснить причину, то получал 2 балла, если же в одном случае ребенок просто называет имена или качества, или забыл при назывании имени пояснить почему, то зарабатывал 1 балл, если ответа получено не было – 0 баллов).

Таким образом, было выделено 3 уровня сформированности коммуникативных умений. Для облегчения анализа полученных результатов мы представили следующее ранжирование:

  1. Высокий уровень (10–16 баллов)–полное включение ребенка в процесс коммуникации, дошкольникохотно отвечает на предоставленный вопрос, в случае затруднений, принимает помощь взрослого, если сбился с хода мыслей, исправляет ошибки.
  2. Средний уровень (4–10 баллов) – характерен для детей, которые активно принимали участие в ответах на вопросы, если пропускали часть вопроса, то предпочли не возвращаться к нему, даже после повторения вопроса и просьбы послушать внимательнее.
  3. Низкий уровень (0–3 баллов) –отмечается при полном отсутствии желания отвечать на вопросы, включаться в диалог, наблюдалась замена своих речевых ответов жестами.

В ходе полученных данных было выявлено, что, как и в группе нормально развивающихся дошкольников, так и в группе детей с тяжелым нарушением речи, действуют одни и те же закономерности.Наиболее важным качественным показателем, отражающим причины предпочтений детей, являлся характер мотивов выбора партнера для общения.

В процессе исследования контрольной группы у 100 % процентов детей был выявлен высокий уровень сформированности навыков коммуникации, дети оперативно принимали решения, поясняли свои ответы, активно поддерживали диалог.

При анализе результатовэкспериментальной группы высокий уровеньотмечался только у 20% детей. Их ответы отличались единообразием («Он очень хороший и добрый.», «Его хвалит воспитательница.», «Он со мной делится игрушками.»),однако, дошкольникипозитивно были настроены на работу, и активно проявляли себя.

Средний уровень сформированности коммуникативных умений был выявлен у 60 % детей. В данном случае отмечалось, что при ответе, дошкольники могли опускать часть вопроса, даже при просьбе послушать еще раз внимательно. Среди ответов чаще всего фиксировались назывные предложения: «Хороший», «Плохой».

Низкий уровень был характерен для 20 % детей. Здесь отмечалось полное отсутствие коммуникативных навыков, дошкольники отказывались идти на контакт, отвечали либо кивками головой, либо предпочитали вовсе уйти от экспериментатора.

Как правило, дети с тяжелыми нарушениями речи мотивировали свой выбор и строили ответы однообразно, используя элементарные модели предложений. При отрицательном выборе дети объясняли это плохим поведением своего товарища. Как для контрольной, так и для экспериментальной групп было характерно объяснение своего выбора наличием хороших качеств детей, успехов на занятиях.Данный факт свидетельствует о том, что мотивацией выбора ребенка нередко является оценка ребенка воспитателем. Среди детей, оказывались те, речевое развитие которых было более низким по сравнению с другими детьми.Данная категория детей находится в состоянии неуспеха во многих видах деятельности. Игровые умения и навыки у них развиты слабо. Чаще всего дети, у которых низкий уровень речевого развития, редко являлись выбранными для совместных игр.

Таким образом, мы видим, что у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи отмечается недостаточное проявление коммуникативных умений. Дошкольники редко вступают в диалог по собственной инициативе, ответы их характеризуются однообразием, нередко заменены жестами. Дошкольники не замечают ошибок в собственной речи,а в некоторых случаях вовсе не испытывают интереса к общению. Полученные данные убеждают в необходимости планомерного обученияи воспитания, направленного на развитие коммуникативных умений и навыков у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.

 

Список литературы

 

  1. Бойко, Д. И. Общение детей с проблемами в развитии / Д. И. Бойко. – СПб. : КАРО, 2005. – 275 с.
  2. Грибова, О. Е. К проблеме анализа коммуникаций у детей с речевой патологией / О. Е. Грибова. – М. : Наука. 1995. – 16 с.
  3. Зыкова, М. А. О речевом общении младших школьников / М. А. Зыкова. – М. : Академия, 2000. – 43 с.
  4. Панфилова, М. А. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры / М. А. Панфилова.– М. : ГНОМиД, 2001. – 160 с.
  5. Репина, Т. А. Отношения между сверстниками в группе детского сада / Т. А. Репина. – М. : Академия, 1978. – 135 с.
  6. Соловьева, Л. Г. Особенности коммуникативной деятельности детей с общим недоразвитием речи / Л. Г. Соловьева. – М. : АРКТИ ,1996. – 66 с.
  7. Смирнова, Е. О. Особенности общения с дошкольниками / Е. О. Смирнова. – М. : Академия, 2000.– 152 с.

 

 

 

Запись опубликована в рубрике Секция 3. Вопросы организации коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими особенности психофизического развития. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

3 комментария на «Чучва А. В. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ»

  1. Корний Валерич говорит:

    Здравствуйте, хотела у Вас уточнить один вопрос: «Если бы перед Вами стояла задача развить коммуникативные навыки у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи, какие бы игры либо упражнения Вы использовали?»

  2. Корний Валерия говорит:

    Здравствуйте, хотела у Вас уточнить один вопрос: «Если бы перед Вами стояла задача развить коммуникативные навыки у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи, какие бы игры либо упражнения Вы использовали?»

    • Анастасия Чучва говорит:

      Здравствуйте! Универсальным способом являются игры с мячом «Мяч передавай – слово называй», также игра с мячом «Назови ласково», так как это практичный способ взаимодействия детей в команде. Используются также и игровые упражнения, направленные на развитие навыков взаимодействия, на достижение положительного самоощущения, умение выражать позитивные эмоции («Звериное пианино», «Веселый паровозик», «Волшебные очки»).

Обсуждение закрыто.