Добриянец Д.О.
студентка 2 курса 1 ступени образования педагогического факультета
Учреждения образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»
(Научный руководитель – Е. В. Чекина, кандидат педагогических наук, доцент УО ГрГУ им. Янки Купалы, заведующий кафедрой педагогики и психологии детства)
ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА УМЕНИЯ ПЛАНИРОВАТЬ СОВМЕСТНУЮ СО СВЕРСТНИКАМИ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Аннотация. В статье представлены общие подходы к пониманию процесса формирования у детей старшего дошкольного возраста умения планировать совместную со сверстниками деятельность, а также результаты диагностики сформированности данного умения у дошкольников.
Совместная деятельность дошкольников может рассматриваться как естественная социальная среда, в которой дети приобретают навыки коллективного общежития, опыта, самоутверждения, учатся взаимодействовать с разными людьми, общаться между собой. В совместной деятельности со сверстниками ребенок легче избавляется от эгоцентризма, привычки во всем ориентироваться только на собственное «Я», свои интересы. В игре и учебной деятельности дети естественно объединяются в различные сообщества. Умение играть по правилам, общаться со сверстниками – непременное условие комфортного пребывания дошкольника в коллективе [4].
В процессе совместной деятельности в детском саду у детей старшего дошкольного возраста возникает естественная потребность обмениваться мнениями и впечатлениями, согласовывать свои намерения, желания, обсуждать известные им факты, а иногда – даже спорить. Детское общение в значительной степени способствует взаимной передаче знаний в процессе совместной деятельности (например, в игровой форме), когда дети дошкольного возраста беседуют на различные темы, связанные с жизнью и деятельностью людей, природными явлениями и окружающей средой [1].
В дошкольном учреждении общение – это своего рода регулятор совместной деятельности, инструмент формирования сознания ребенка и восприятия окружающего его мира, позволяющий детям самоопределяться в своих мыслях и поступках.
По мнению В.С. Мухиной, совместная деятельность – это такая деятельность, которая осуществляется двумя и более участниками, характеризуется единством места, времени и действия, общей целью и осуществляется посредством инициативной координации и управления действиями друг друга, в рамках общего режима действий, который происходит на фоне совместных переживаний, с учетом особенностей каждого участника. Совместную деятельность следует отличать от деятельности «бок о бок, но не вместе» [2].
Одним из важнейших компонентов, оказывающих непосредственное влияние на эффективность совместной деятельности, является коммуникация. Коммуникация организуется в ходе совместной деятельности, «по поводу» ее, и именно в этом процессе людям необходимо обмениваться и информацией, и самой деятельностью, то есть вырабатывать формы и нормы совместных действий. В ходе совместной деятельности для участников чрезвычайно важно не только обменяться информацией, но и организовать «обмен действиями», спланировать общую деятельность.
Вопросы изучения совместной деятельности детей дошкольного возраста рассмотрены в работах Ф.А. Сохина, Е.И.Тихеевой, К.Д. Ушинского и других.
С целью выявления уровня сформированности у детей старшего дошкольного возраста умения планировать совместную со сверстниками деятельность нами было проведено исследование на базе ГУО «Ясли-сад №75 города Гродно». В исследовании приняло участие 20 детей в возрасте от 5 до 6 лет.
Для выявления социометрического статуса у детей старшего дошкольного возраста применялась социометрия в адаптации Я.Л. Коломинского [1]. Детям предлагалось ответить на три вопроса: Кого бы ты пригласил на свой день рождения из группы? С кем бы ты из своей группы хотел сидеть за одной партой?
Наглядно результат исследования социометрического статуса детей старшего дошкольного возраста отражены на рисунке 1.
Рисунок 1 – Социометрический статус детей старшего дошкольного возраста
Анализ результатов, представленных на рисунке 1, позволяет заключить следующее:
– социометрический статус «звезды» имеют 23,3% мальчиков и 15% девочек старшего дошкольного возраста. Эти дети востребованы и популярны, наиболее эмоционально привлекательны для остальных членов группы;
– социометрический статус «предпочитаемые» имеют 46,7% мальчиков и 20% девочек старшего дошкольного возраста, с ними стремятся общаться сверстники, устанавливать межличностные отношения;
– социометрический статус «пренебрегаемые» имеют 16,7% мальчиков и 40% девочек детей старшего дошкольного возраста. Эти дети непопулярны в группе, с ними не стремятся общаться, устанавливать межличностные отношения;
– социометрический статус «изолированные» имеют 13,3% мальчиков и 25% девочек старшего дошкольного возраста. Личностные качества, социальные привычки и мировоззрение данных испытуемых вызывают неприятие и отрицание со стороны других членов группы.
Результаты исследования показали, что мальчики старшего дошкольного возраста имеют преимущественно благоприятный социометрический статус и занимают высокое статусное положение в группе. Девочки старшего дошкольного возраста имеют неблагоприятный социометрический статус и занимают низкое статусное положение в группе. Если мальчики имеют преимущественно статус «предпочитаемых» или «звезд», то девочки – статус «пренебрегаемых».
С целью выявления эмоциональной вовлеченности в деятельность сверстника и реакции на его поощрение и порицание взрослым нами была проведена диагностическая методика «Мозаика» [3]. Методика позволяет, с одной стороны, выявить степень интереса к сверстнику и эмоционального соучастия в его действиях, а с другой – характер реакции на оценку партнера.
Результаты исследования эмоциональной вовлеченности в деятельность сверстника у детей старшего дошкольного возраста представлены на рисунке 2.
Рисунок 2 – Уровень эмоциональной вовлеченности в деятельность сверстника у детей старшего дошкольного возраста
Анализ результатов, представленных на рисунке 2, показывает, что большинство девочек старшего дошкольного возраста (60%) обладают высоким уровнем эмоциональной вовлеченности в деятельность сверстника – они сопереживают чувствам сверстника, больше заняты его работой, иногда забывая о своём задании.
Проявляют средний уровень эмоциональной вовлеченности в деятельность сверстника 28,3% девочек – они увлечены переживаниями, деятельностью сверстника, но и значительную часть внимания уделяют своей деятельности. Низкую степень вовлеченность в деятельность сверстника продемонстрировали 11,7% девочек. Они проявляли неадекватную реакцию на поощрение и наказание взрослого – радость при порицании действий сверстника, согласие с негативной оценкой взрослого.
Большинство мальчиков старшего дошкольного возраста (70%) показали средний уровень эмоциональной вовлеченности в деятельность сверстника – они увлечены переживаниями, деятельностью товарища, но и значительную часть внимания уделяет своей деятельности.
Проявляют высокий уровень эмоциональной вовлеченности в деятельность сверстника 16,6% мальчиков – они увлечены переживаниями, деятельностью сверстника, но и значительную часть внимания уделяют своей деятельности. Низкую степень вовлеченность в деятельность сверстника продемонстрировали 31,7% мальчиков.
Таким образом, проблема формирования у детей старшего дошкольного возраста умения планировать совместную со сверстниками деятельность является актуальной и требует особого внимания со стороны взрослых, организующих воспитательно-образовательный процесс в УДО.
Библиографический список
- Литовкина, А.В. Психологические особенности общения детей старшего дошкольного возраста / А.В. Литовкина, О.Н. Еремина, А.В. Хайминова // Молодой ученый. – 2015. – № 21. – С. 75–77.
- Мухина, В.С. Возрастная психология. Феноменология развития / В.С Мухина. – М.: «Академия», 2009. – 640 с.
- Рояк, А. А. Эмоциональное благополучие ребенка в группе детского сада / А.А. Рояк // Дошкольное воспитание. – 2003. – №2. – С. 36–41.
- Фадеева, Е.М. Совместная деятельность педагога и детей дошкольного возраста: пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Е.М. Фадеева. – Пермь, 2008. – 122 с.
Дарья, здравствуйте!
Скажите пожалуйста,если бы у вас была возможность как-то повлиять на статусное положение детей и исследуемой группе, какие бы формы работы вы выбрали?
Дарья, тема, которая отражена в статье, весьма интересна, чтобы вы могли порекомендовать родителям детей, у которых слабо сформированы навыки планирования? Какие задачи им необходимо реализовывать в семейном воспитании?