Федулов А.С. ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ ПОДРОСТКА

 УДК 37.013.2

                                                              Федулов А.С.

учащийся 8 «П1»  класса

Государственного учреждения образования «Средняя школа №23 г. Гродно»

(Руководитель – Мешкова Н.А., педагог-психолог

Государственное  учреждения образования «Средняя школа №23 г. Гродно»)

ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ ПОДРОСТКА

 Аннотация. В данной статье рассматриваются особенности стилей общения детей и родителей  и их влияние на процесс социализации.

 Живой интерес к процессу социализации подростков возникает в связи и с особенностями как социально-демографической группы, а также с теми социальными переменами и изменениями, происходящими в современном обществе. Социализация  оказывает огромное  влияние на формирование личности ребенка  и становится фактором, обусловливающим его отношения в обществе в будущем. В настоящих условиях данный процесс сопровождается переоценкой ценностей, критическим осмыслением опыта предшествующих поколений, новыми представлениями о своем профессиональном будущем и будущем общества.

Важно отметить, что социализация исключает пассивную роль  подростка в жизни, она предполагает необходимое активное участие его в освоении общечеловеческой культуры, людских отношений, в формировании определенных социальных норм, ролей и функций, приобретение умений и навыков, необходимых для их успешной реализации. Социализация базируется на широком познании окружающей действительности, на овладении навыками практической индивидуальной и групповой работы. Все это способствует вхождению подростка  в социальную жизнь и успешному функционированию в ней.

Иными словами, с одной стороны, подросткам необходимо принять существующие объективные условия общественной жизни (войти в мир взрослых), а, с другой, – выработать свою позицию (сконструировать свой мир) в условиях, когда происходящие быстрые социальные преобразования вызывают изменения субъективных установок в сознании подростков. Если исходить из положения,  что личностью не родятся, личностью становятся, то ясно, что социализация по своему содержанию есть процесс становления личности, который начинается с первых минут рождения  человека. И хотя процесс социализации осуществляется в течение всей жизни человека, но наиболее интенсивно это происходит в детстве, подростковом и юношеском возрасте.

Подростковому возрасту можно отвести одну из ключевых ролей, поскольку в этот  период происходят значительные физиологические и психологические изменения, существенно влияющие  на дальнейшее развитие, это критический  период в жизни человека. Он выступает в роли «переходного мостика» между детством и взрослостью. Понятие «кризис» применительно к подростковому периоду используется для того, чтобы подчеркнуть сложность  переходного состояния от детства к взрослости, этого периода разлома, распада (возраст «бури и натиска», «эмоционального шторма»). Проявляемое в этот период противопоставление себя взрослым, активное завоевание новой позиции является не только закономерным, но и продуктивным для формирования личности.

Особенности социализации в этом возрасте соотносятся с потребностями подростка  в самостоятельности и независимости, самоопределении, общении со сверстниками, смены значимых лиц и перестройки взаимоотношений со взрослыми. Подросток применяет уже усвоенные на предыдущих возрастных этапах образцы поведения в обществе, продолжает усваивать новые образцы в уже расширенной социальной среде, стремится найти свое место в системе социальных отношений, обрести определенный, как можно более высокий социальный статус, достичь общественного признания. При этом он ориентируется преимущественно на оценки своего поведения взрослыми и сверстниками, на особенности референтных групп.

В данной работе хочется обратить внимание на некоторые особенности социализации  подростка в семье.

Из факторов социализации самым важным и влиятельным является, была и остается родительская семья, влияние которой ребенок испытывает раньше всего. Семейные условия, включая социальное положение, род занятий, материальный  уровень и уровень образования родителей, в значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка. Важно понимать, что на социализацию подростка влияет не только сознательное и целенаправленное воздействие, которое родители оказывают на своего ребенка, воздействует вся внутрисемейная атмосфера в целом. Причем эффект этого воздействия накапливается с возрастом. Сложно найти сторону поведения подростка, которая не зависела бы от семьи, особенностей семейного воспитания. Для процесса социализации имеет значение, какой стиль воспитания используют родители и соответственно, какой социальный опыт может накапливаться у него в этой среде – положительный или отрицательный.

Наиболее распространенной классификацией стилей общения родителей и детей является их деление на следующие стили: авторитарный, попустительский, гиперопека и демократический. Каждый из этих стилей имеет свои особенности и по-разному отражается на личностном развитии и на социализации подростка. Авторитарная семья ограничивает  возможности подростка в развитии. При этом стиле воспитания ребенок не имеет возможности проявлять инициативу, так как все вопросы, касающиеся его жизни, решаются родителем единолично, без его участия. Родители не считают нужным объяснять ребенку  причины своих указаний и запретов, уделяют большое внимание дисциплине, но оказывают мало поддержки. В таких семьях в подростковом  возрасте часто возникают конфликты, дети становятся «неуправляемыми», т.к. все прежние средства воздействия родителей теряют свою силу. В такой семье ребенок вырастает либо конформистом (человеком, который никогда не пойдет против авторитетного мнения начальника, жены и мамы), либо – домашним «авторитетом». Представитель авторитарного стиля воспитания будет, копируя своих родителей, «подгонять» уже своих детей под определенный стандарт представлений о «хорошем ребенке». Подросток из семьи с попустительским стилем отношения к нему обычно не усваивает позитивных форм общения: адекватная лояльность ему не известна. При этом стиле воспитания родитель формирует у ребенка «свободу», самостоятельность, позволяет ему делать абсолютно всё, что он хочет, не накладывает никаких ограничений. Попустительская семья лишает подростка возможности осознать закономерности общественных отношений и делает его несостоятельным в реальных взаимоотношениях с другими. Общими особенностями попустительского и авторитарного стилей общения, несмотря на кажущуюся их противоположность, являются дистантные отношения, отсутствие доверия, явная обособленно обособленность, отчужденность, демонстративное подчеркивание своего доминирующего положения.

Подросток в гиперопекающей семье растет под пристальным вниманием и заботой родителей. Родители стараются полностью оградить ребенка от всех трудностей, выполнять все его желания. Этот стиль подходит для совсем маленьких детей, т. е. для раннего возраста, для подросткового возраста, однако в долгосрочной перспективе под влиянием гиперопекающего стиля воспитания дети становятся слишком зависимыми от своих родителей (как в мелочах, так и в важных жизненных вопросах). Здесь подросток, как и в детстве, неуверен в себе. В случае необходимости он не может дать отпор, но и не может сам построить позитивные отношения. Он пассивен, лоялен и инфантилен. В подростковом возрасте негативные последствия данного стиля воспитания проявляются наиболее ярко. В этот период ребенку необходимо эмоционально отделиться от родителей. В гиперопекающей семье такое отделение невозможно или проходит крайне болезненно.

При демократическом стиле общении родители понимают, что ребенок взрослеет и что с этим надо считаться. К подростку относятся с учетом, появившегося у него чувства взрослости. Не навязывая своего внимания и мнения, родители выражают готовность обсуждать интересующие подростка вопросы, проблемы. В демократическом стиле скомбинированы, с одной стороны, дисциплина, а с другой, тепло и отзывчивость. При данном стиле воспитания происходит наиболее гармоничное и разностороннее развитие личности ребенка. Наилучшие взаимоотношения подростков с родителями складываются  обычно тогда, когда родители придерживаются демократического стиля воспитания. Этот стиль в наибольшей степени создает благоприятные условия для успешной социализации подростков.

Таким образом, социализация подростка осуществляется в процессе его взаимодействия с многообразными и многочисленными факторами. И одним из главных факторов выступает семья. Кому как не родителям помочь облегчить подростку процесс вхождения в жизнь. В семье ребенок не только растет, но и усваивает нормы общежития, нормы человеческих отношений, впитывая из семьи добро, и зло, все, чем характерна его семья.

 

Список литературы

  1. Волков, Б. С. Психология подростка.-3-е изд., испр. и доп. / Б.С. Волков // М. : Педагогическое общество России, 2001. – 160 с.
  2. Кон, И.С.Психология ранней юности / И.С. Кон // М., Просвещение, 1989. – 254с.
  3. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество : учебник для студ. вузов / В.С. Мухина // 4-е изд., стереотип. М., «Академия», 1999. – 456 с.
  4. Реан, А.А., Подросток и семья / А.А. Реан, Н.Л.  Москвичева  // Психология подростка ; под ред. А. А. Реана. – СПб, 2007. – С. 203–233.
  5. Фролов, Ю. И. Психология подростка / Ю.И. Фролов // М. : Российское педагогическое агентство, 1997. – 526с.
Запись опубликована в рубрике Секция 7. Путь в науку. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

1 комментарий на «Федулов А.С. ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ ПОДРОСТКА»

  1. Надежда Голонская говорит:

    Личность человека формируется в социуме. Самый ближайший социум для подростка-семья. Семейные отношения — фундамент психологического здоровья подростка, отправная точка его будущей жизни.

Обсуждение закрыто.