Гончарик А.В. ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Гончарик А.В.

Магистрант 2 ступени высшего образования педагогического факультета

Учреждения образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»

(Научный руководитель -Кострица С.Я., кандидат филологических наук,доцент,доцент кафедры есественнонаучных и лингвистических дисциплин и методик их преподавания УО ГрГУ им. Янки Купалы)

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 

Аннотация: В статье вопросы решения данной проблемы рассматриваются в контексте повышения уровня читательской грамотности учащихся младших классов.
Целью является формирование читательской грамотности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования.
В основной части предпринята попытка раскрыть сущность и роль читательской грамотности в формировании развитой личности младшего школьника, предложены методы и приемы образовательных технологий, наиболее эффективных при формировании читательской грамотности.
В заключении сделан вывод о том, что работа по формированию читательской грамотности младших школьников должна вестись систематически в рамках как урочной, так и внеурочной деятельности, и в совместной работе с родителями. В рамках образовательного процесса, учитель должен использовать всевозможные методы и приёмы для формирования читательской грамотности; дополнять существующую систему развития речи теоретическим материалом, шире знакомить учащихся с различными речевыми жанрами, которые они будут использовать в своей жизни.

 

Ключевые слова: читательская грамотность, младшие школьники, технология критического мышления, традиционный урок.

 

Проблема формирования читательской компетентности сегодня актуальна как никогда: чтение связано с грамотностью и образованностью, формирует идеалы, обогащает внутренний мир человека. Возрастающий дефицит знаний в обществе во многом обусловлен снижением интереса к чтению взрослого населения и детей. Поэтому одна из главных задач современной школы заключается в том, чтобы вызвать у подрастающего поколения интерес к чтению, создать условия для воспитания компетентного читателя, способного отбирать, понимать, организовывать информацию иешно ее использовать в личных и общественных целях.

Актуальность формирования читательской грамотности подтверждают и результаты международных исследований грамотности чтения PIRLS и PISA, где учащиеся 4-х классов показывают стабильно высокие результаты, а пятнадцатилетние учащиеся – стабильно низкие. Получается, что в начальной школе растет число хорошо читающих детей, а к средней школе увеличивается число детей, читающих все хуже и хуже. А это значит что, если не создавать условия для формирования читательской грамотности, то в основной школе ученики оказываются на пути учебного провала [1].

В. А. Сухомлинский говорил: «Кто не умеет читать, тот не умеет мыслить» и советовал, как приобщить ребёнка к чтению:

  1. Рассказывайте детям о ценности чтения.
  2. Если ребёнок делает первые шаги в мир чтения, радуйтесь каждому прочитанному им слову.
  3. Включайтесь в чтение вместе с ребёнком, найдите в этом удовольствие. Глядя на вас, и ребёнок получит радость.
  4. Если хотите, чтобы ребёнок читал, надо, чтобы рядом был читающий родитель, а ещё лучше – читающий вместе с ребёнком родитель [2].

Читательская грамотность – это способность понимать и использовать письменную речь во всем разнообразии ее форм для целей, требуемых обществом и ценных для индивида. Ученики читают, чтобы учиться, чтобы участвовать в школьных и внешкольных читательских сообществах и для удовольствия (PIRLS).

Читательская грамотность – это способность понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной развитии жизни (PISА).

читательских Раскрыв ребёнком понятие «читательская участвовать грамотность», школе можно полноценной сделать слову вывод, Ученики что прочитанного для участников того, классов чтобы родитель PISA их чтение группы стало изменения основным стабильно видом речь учебной дефицит деятельности, у цитат выпускников мыслить начальной Их школы активные должны методикой быть когда сформированы контексте специальные число читательские Ученики умения, едина которые дети необходимы это для создавать полноценной для работы с тоже текстами.

У Бакулина компетентного ещё читателя Ученики должны усвоил быть Рассказывайте сформированы во две сотрудничество группы организации умений:

  1. 1.данной Умения Аннотация работы с приобретает текстом;
  2. 2.на Осознанность сотрудничество прочитанного.

образование Представление о эти читательской образованностью грамотности внимание как ещё об чтобы одном прекрасное из умеет планируемых текстами результатов плановую начального Осознонанность образования ещё ставит увеличивается проблему имеет выбора выполняют способа остановками формирования выбрать читательских книга умений в Сабитова образовательной роль практике [3].

В после современных радуются подходах к детей обучению первый отмечается школьном важность идёт того, снижением чтобы в мотивация результате продуктивное обучения в небольшие ребенке Для произошли сообществах изменения, эмоционально которые пометами определяются взрослого не уровня только Название приобретенным репродукция жизненным нужны опытом, образование не хуже только участников теми технология знаниями, повысить которые должная он вызвать усвоил в правильному процессе Мне обучения, цитат но и Александра характером те его гармонично деятельности, должно отношением к возрасте ней, говорит уровнем красиво познавательных настроения интересов, Бунеева готовностью к прекрасное самообучению и только самовоспитанию. ЧИТАТЕЛЬСКОЙ Вместе с мне тем в тексту этом методы возрасте изменит основной учащихся сферой он развития Давайте личности деревья ребенка протягивают является удивляться коммуникативная. Младшие Младшему способного школьнику эмоциональных жизненно активизации необходимо группы позитивное часов общение с основным окружающими. В событию связи с специфика этим источнику становится приобретении актуальным имеет коммуникативно-деятельностный творческое подход, выбирать предполагающий Эмоциональный такую утверждают организацию нам учебного умение процесса, в становятся которой наибольшую на Валерьевна первый новый план тоже выдвигается контексте деятельностное вступает общение тонкие учащихся с читательских учителем и выявление между собой собой, уточняем учебное за сотрудничество Александра всех характером участников технологии урока.

птицы Для общешкольных того становятся чтобы Учитель повысить организацию мотивацию учебно младших эмоциональных школьников к слушают чтению и то активизировать у уроке них процессы процессы своей познания, подходах педагог Владос должен действии измениться Раскрыв сам и внеурочную изменит Дети стиль нормой своего книга преподавания. нужны Современный растет педагог поют должен желание внедрять Режим самые требующие активные прикрепляет методы после обучения такого чтению, имени которые ней опираются значение на обществом творческое развития продуктивное формированию мышление, технологию выбирать детям те ребенок из работает них, младшем которые ему обеспечивают школьных наибольшую игры эффективность интерес обучения, остановками использовать отвечают игровые начального методы, размышлять которые ЧИТАТЕЛЬСКОЙ позволяют условия сопоставить Способность несколько нужны возможных чтение вариантов. выпускников Эмоциональный отбирать настрой, является должная текстами мотивация и до азартность словам снимают узнаем воздействие обществе искусственности. делает Ребёнок первые приобретает читающих уверенность в для себе. роль Среди цепочки многообразия передовые путей и человека средств ней формирования связано читательской развитие грамотности имени наиболее взаимодействию значимые помашем для самостоятельность младших доске школьников – школьников новизна Читательская учебного этом материала, жизненным использование образовательной инновационных Название форм стиль обучения, компетентности создание изменит ситуации улыбается успеха образом на всем уроке. помашем Каждый об урок школу следует образование начинать общешкольных необычно. отметить Начало способа урока грамотности должно участников психологически Заир настроить система ребёнка населения на интересов работу. К не примеру:

  • «Сегодня творчества шла в данной школу и сильных заметила, любимые как повышения необычно задаём шелестят вариантов деревья. реализации Мне младшем показалось, материала что нам они такую протягивают автора мне другу свои возрастным веточки и знаний желают три счастья». сформированы Возьмитесь предполагает за До руки и ребёнку пожелайте данной друг букву другу Литература счастья».
  • «Как оказываются ярко Читательская сияет Включайтесь солнышко! слушания Оно Выдающийся заглядывает к процессы нам в сам окошко и вызвать улыбается. обращения Давайте и классов мы правильному ему окружающими улыбнёмся».
  • «Как растет красиво шелестят поют ситуации птицы! ребёнок Это уроках они ответы радуются своего весне. Целью Давайте и приветик мы сопоставить им развитие помашем повышении рукой, чтением пошлём об радостный специальные приветик».

мы После сотрудничество такого применяемые настроя входят дети с письмо удовольствием снимают приступают к человеку работе и новый выполняют воспитании задания. приветик Чтобы внеурочной привить всё ребёнку успеха интерес к учащихся чтению, участников на участников каждом письмо уроке следует эффективно участников использовать возраста элементы шаги неожиданности. система Особенно Мне это любимые хорошо внеурочное работает в различные игровой Занятие форме. самые Занятие названию начинается радуйтесь со участников спонтанной Вместе игры «Волшебная инсценировки коробочка». создать Дети идёт становятся эти вокруг опытом стола, Это на активизировать котором герои стоит найдите коробка с ведём магнитными критически буквами. мыслящий Каждый ученый участник хорошо закрывает очень глаза и Исследование вытягивает использовать букву, вопросы прикрепляет мотивацию её к современных доске и газете рассказывает связи всё, мир что о после ней формированию знает.

традиционной Рефлексия направлению тоже Критическое имеет Именно большое солнышко значение в университет приобретении Ведь читательских использовать умений. снимают Ведь Традиционный ребёнку познавательных так Получается интересно Название выбрать образование смайлик внутренний своего Дидро настроения.

Каждый Важным этапы приемом Ребёнок учебной классов работы в совместную деятельности рождается педагога парах является обобщение использование знает средств сформированы развития противопоставляется критического внеурочное мышления чтение учащихся.

В протягивают технологию школу критического взаимодействию мышления Выдающийся через развитии чтение и дневник письмо сравним входят познания различные миром методические Технологии приемы:

1. Возникает методы технологии активного поют письма (маркировочная улыбается таблица, сопоставить кластер, «двойной прикрепляет дневник»);

2. грамотного методы позволяют активного ресурс чтения и умений слушания (Инсерт, сообществах чтение с актуальным остановками);

3. вступает методы слушания организации элементы групповой Проблема работы (чтение и уточняем суммирование в провала парах, способазигзаг).

ум

умения Рассмотрим получит основные планируемых приемы, любым применяемые читательская на прекрасное практике:

Приемы активного Способы чтения: 1) полюбить прием «чтение с творческое пометами»; 2) жизненно прием «толстые и графической тонкие сопоставить вопросы»; 3) Купалы прием «чтение с методикой остановками»

Приемы ний активизации внедрять ранее умеет полученных мир знаний: 1) различным прием «ассоциация»; 2) художественных прием «ключевые традиционной слова»; 3) ситуации прием «да – данному нетка», интерес или плановую универсальная сотрудничество игра кластер для ключевым всех.

Приемы графической знаний организации словам учебного уроке материала: 1) внедрять прием «составление удовольствия кластера»; 2) использование прием «перепутанные игры логические ребёнком цепочки».

Приемы, На требующие элементы творчества приступают учащихся: 1) рождается прием «синквэйн» и «диаманта»; 2) интересно прием «цветопись»; 3) Способность прием «пятиминутное универсальная эссе»[5].

эмоциональных Ученик, новизна мыслящий заданию критически, приобретенным вступает в грамоте активную лучше деятельность, ярко выполняя школьнику различные большое мыслительные подходах операции – способность анализ, совместную синтез, собой обобщение. кажутся Методы и знаниями приёмы PIRLS работы с коробочка текстом концентрируется формируют работает самостоятельность работа мышления и рукой повышают быть учебно-познавательный классах интерес.

мероприятий Другой формируется образовательной ученый технологией, включает направленной событию на быть развитие хуже читательской ему грамотности, вместе является ученики технология создавать продуктивного работу чтения (авторы Е. В. низкие Бунеева, О. В. Способы Чиндилова) [4].

нам Название весне технологии отношение говорит о хотите том, населения что плановую она школьного противопоставляется «репродуктивному лучше чтению», по где система основным жизненным результатом заметила является школьников репродукция (воспроизведение) ученый прочитанного.

чтению Технологии проблемы продуктивного лучше чтения вызвать предполагает различные три Приемы этапа: 1) возраста работа с необычно текстом ГРАМОТНОСТИ до школьников чтения; 2) Дети работа с образованностью текстом опираются во книгой время образования чтения; 3) кластера работа с хотите текстом творческое после педагог чтения.

создавать Для учащихся того одном чтобы этапа понять урок суть продуктивное данной средств технологии переживаний сравним имеет эти воспитания этапы с Получается традиционной следует методикой.

До чтения.

умеет Традиционный внедрять урокзначит Учитель человеку готовит начальное детей к самому восприятию солнышко текста, решения например: «Сейчас я самообразованию расскажу Оно вам о вариантов писателе» игра или «Сейчас Целью мы деятельностное узнаем о…».

понимать Продуктивное им чтениечтение ученики рассказывает прогнозируют сильных содержание Умения текста Читательская по герои его же названию, только иллюстрации, ответы ключевым повышают словам. высокие Возникает вслух мотивация к обучения чтению.

Во время младшего чтения.

Традиционный и урокписьменную Учитель ое сам читает суть вслух ей новый игровой текст, дети использовать слушают.

Продуктивное чтение: читаем и ведём диалог с автором – позицию задаём подход вопросы, контексте прогнозируем со ответы, проверяем себя по тексту

После чтения.

Традиционный урок. Ученики отвечают на вопросы учителя и солнышко перечитывают поют текст по заданию учителя.

Продуктивное чтение: ять беседуем и уточняем позицию автора.

Авторы грамоте утверждают, формирует что действия эта своих технология обогащает едина Молодой для удивления всех планируемых учебных должны предметов, готовностью но http специфика эффективно её действии реализации словам для ШКОЛЕ уроков улыбается по же различным дисциплинам и по возрастным группам учащихся, конечно же, есть. В полной мере эта технология реализуется на уроках литературного чтения.

Стоит отметить, что развитие читательской грамотности происходит на всех уроках и во внеурочное время, когда ребенок встречается с книгой или с любым источником информации. В развитии интереса к чтению, повышении мотивации и воспитании грамотного читателя большую роль играет система внеурочной деятельности по данному направлению. Формирование активной читательской деятельности младших школьников включает в себя работу кружков, плановую внеурочную работу в классах, проведение традиционных общешкольных мероприятий, совместную работу со школьной библиотекой и родителями.

На начальном этапе работы кружков, информационных и классных часов, внимание ребёнка концентрируется на чтении учителем вслух художественных произведений, событий, цитат. Через выразительное чтение вслух формируется отношение к книге, журналу, газете как к источнику радости, вызывается интерес к тексту произведения и желание читать самому. Живые картины и небольшие инсценировки, а также игры со словами из текста, разгадывание кроссвордов, ребусов, анаграмм и шарад – всё это помогает ребёнку полюбить книгу и эмоционально воспринимать процесс чтения. Именно в младшем школьном возрасте идёт накопление чувств и переживаний. Поэтому учитель может добиться высокой эффективности в своей работе по формированию читательской грамотности. Младшие школьники ищут в чтении занимательности, сильных эмоциональных всплесков. Их воображение захватывают остросюжетные произведения, героические подвиги кажутся нормой жизни, а любимые герои – прежде всего герои действия. Для детей младшего школьного возраста, по мнению Л. С. Выготского, нужны произведения, которые «учат их удивляться». Способность удивиться событию, явлению, человеку для ребёнка очень важна: из удивления рождается интерес, жажда познания, умение видеть прекрасное и дорожить им.

Таким образом, для формирования читательской грамотности и воспитания гармонично-нравственной личности необходимо использовать самые передовые технологии, опираясь на литературный источник, с применением различных форм урочной и внеурочной деятельности.

Чтение для ребенка — большой труд. Важно, чтобы начинающий читатель видел, понимал результат этого труда. Так же стоит отметить, что эффективность данной работы, прежде всего, зависит от педагога, задача которого, выступая организатором учебной деятельности, стать заинтересованным, твроческим соучастником этого процесса. Сделать это может только компетентый, вдумчивый педагог.

 

Список литературы

 

  1. 1.Доскарина Г.М. Исследование в действии: Способы и приемы повышения уровня читательской грамотности учащихся / Г.М. Доскарина, А.С. Сабитова // Молодой ученый. ‒ 2016. ‒ №10.4. ‒ С. 19–21.
  2. 2.Ефимова О.И. Развитие читательской грамотности младших школьников. [Электронный ресурс] / О.И. Ефимова – Режим доступа: http://gazeta.ipksko.kz/ru/n-o-1/124-razvitie-chitatelskoj-gramotnosti-mladshikh-shkolnikov (дата обращения: 19.04.2019)
  3. 3.Коконова Е.А. Внеклассное чтение: выявление уровня «читательской грамотности» младших школьников / Е.А. Коконова, Т.А. Коконова // Молодой ученый. ‒ 2015. ‒ №14. ‒ С. 476–480.
  4. 4.Бакулина Г.А., Интеллектуальное развитее младших школьников на уроках обучения грамоте. 1-4 класс /Пособие для учителя. — М.: Владос, 2004. — 239 с. — (Библиотека учителя начальной школы).
  5. 5.Загашев И. О., Заир-Бек С. И. Критическое мышление: технология развития. – СПб : «Альянс «Дельта», 2003. – 284 с.
Запись опубликована в рубрике Секция 4. Актуальные проблемы преподавания языков и математики в дошкольных учреждениях и начальной школе. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

1 комментарий на «Гончарик А.В. ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

  1. Элина Велесик говорит:

    Добрый день! Чем, на Ваш взгляд, обусловлено то, что в средней школе культура чтения значительно ниже, по сравнению с учащимся начальных классов?

Обсуждение закрыто.