Иляева И.А. РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ ПОКАЗАТЕЛЯМИ БАЗОВОЙ ЦЕННОСТИ ЖИЗНИ И БАЗОВЫМ НИГИЛИЗМОМ У ВОЕННОСЛУЖАЩИХ СРОЧНОЙ СЛУЖБЫ ИЗ ПОЛНЫХ И НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ

УДК 159.9

Иляева И.А.

студентка 2 курса 2 ступени образования факультета психологии

Учреждения образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»

(Научный руководитель – Галузо П.Р., доцент кафедры экспериментальной и прикладной психологии УО ГрГУ им. Янки Купалы, кандидат психологических наук, доцент)

РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ ПОКАЗАТЕЛЯМИ БАЗОВОЙ ЦЕННОСТИ ЖИЗНИ И БАЗОВЫМ НИГИЛИЗМОМ У ВОЕННОСЛУЖАЩИХ СРОЧНОЙ СЛУЖБЫ ИЗ ПОЛНЫХ И НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ

 Аннотация. В данной статье представлены результаты эмпирического исследования различий между показателями базовой ценности жизни и базовым нигилизмом у военнослужащих срочной службы из полных и неполных семей.

 Формирование ценностей является неотъемлемой частью развития не только конкретного человека, но и общества в целом. Ведь в процессе развития возникают новые ценностные ориентации, мотивы, новые потребности и интересы, на основе которых перестраиваются и качества личности. Поэтому понятие «ценность», и в том числе базовые ценности жизни, уже длительное время являются объектом множества научных исследований. Изучением различных точек зрения в данном направлении занимается наука о ценностях – аксиология. В контексте проблемы человеческих ценностей стоит рассмотреть точку зрения С.Ю. Головина, который рассматривает ценность как понятие, используемое в философии и социологии для обозначения объектов, явлений, их свойств, а также абстрактных идей, воплощающих в себе общественные идеалы и выступающих благодаря этому как эталон должного.

Жизненный смысл образован множеством ценностей отношения между которыми носят динамический характер. Отдельная ценность может как содействовать (дополнять и усиливать) так и противодействовать (конфликтовать) с другими ценностями. Именно ценности обеспечивают интеграцию общества, помогая индивидам осуществлять социально одобряемый выбор своего поведения в жизненно значимых ситуациях. Ещё один исследователь, С.Х. Шварц, выделил два источника формирования человеческих ценностей: базовые потребности человека и социальный опыт. Базовые ценности выражают в форме осознанных целей три универсальных императива человеческого существования, с которыми вынуждены считаться все индивиды и общества. Речь идет о потребностях индивида как биологического организма, о требованиях, вытекающих из необходимости координированного взаимодействия между людьми и о потребностях человеческих групп в выживании и благополучии [3].

Так, С.Х. Шварц сгруппировал отдельные ценности в типы ценностей в соответствии с общностью их целей. Он обосновывал это тем, что базовые человеческие ценности, с высокой вероятностью обнаруживаемые во всех культурах, — это те, которые представляют универсальные потребности человеческого существования (биологические потребности, необходимость координации социального взаимодействия и требования функционирования группы). Он отобрал ценности, выявленные предшествующими исследователями, а также найденные им самим в религиозных и философских трудах, посвященных ценностям разных культур. Затем сгруппировал их в десять мотивационно отличающихся типов, которые, с его точки зрения, охватывают базовые типы: власть, достижение, гедонизм, стимуляция, самостоятельность, универсализм, доброта, традиция, конформность, безопасность.

По большому счету, С.Х. Шварц собрал воедино и немного дополнил существующие теоретические разработки понятия ценностей, в результате получив универсальную теорию базовых жизненных ценностей.

При этом базовые жизненные ценности – это убеждения человека в значимости (важности) лично для него некоторого объекта, явления или состояния в качестве цели жизнедеятельности для широкого круга ситуаций.

Большой вклад в изучение такого понятия как «базовые ценности жизни» внёс белорусский психолог К.В. Карпинский. В своих исследованиях К.В. Карпинский описал два понятия, описывающих феномен базовых ценностей жизни, такие как «базовая ценность» и «базовый нигилизм». При этом базовая ценность и базовый нигилизм рассматриваются как индивидуально психологические свойства личности выражающие ее общее смысловое отношение к жизни в целом. Одной из высших ценностей является ценность человеческой жизни. Базовые ценности жизни являются одной из составных частей смысла жизни человека. При этом смысл жизни рассматривается большинством исследователей как ценностное ядро личности [1].

Ядро включает смысловые структуры высочайшей степени устойчивости и обобщенности, они консервативны и инертны вплоть до того, что могут оставаться относительно неизменными на протяжении всей жизни. Их трансформация сопровождается, как правило, радикальным преображением целостной личности. «Ядро» смысла жизни имеет двухуровневое строение. Первый («базисный») уровень объединяет структуры, которые хранят первичный опыт осмысления индивидуальной жизни. Из-за раннего генезиса эти структуры практически не выводятся на «экран» сознания и действуют через посредничество других смысловых структур. Именно этот уровень, согласно К.В. Карпинскому, и охватывается таким термином как «базовая ценность жизни» [2].

Базовая ценность — генетически первичная подструктура смысла жизни, отражающая глобальное ценностно-смысловое отношение личности к собственной жизни как таковой («за» или «против» жизни).

Базовыми считаются ценности, составляющие основание ценностного сознания человека и влияющие на его поступки в различных областях жизни. Они формируются в период так называемой первичной социализации индивида к 18-20 годам, а затем остаются достаточно стабильными, претерпевая изменения лишь в кризисные периоды жизни человека и его социальной среды.

Базовые ценности являются фундаментальными и формируют отношение человека к собственной жизни.

Актуальностью исследования является проведение его на выборке военнослужащих.

В связи с вышесказанным было предпринято исследование, цель которого заключается в анализе различий между показателями базовой ценности жизни и базовым нигилизмом у военнослужащих из полных и неполных семей.

В соответствии с целью исследования была выдвинута следующая гипотеза:

  • Существуют различия между показателями базовой ценности жизни и базовым нигилизмом у военнослужащих из полных и неполных семей.

В исследовании приняли участие 130 военнослужащих срочной службы в возрасте 18-23 лет, мужского пола. Опросник «базовая ценность жизни» составлен по модификации К.В. Карпинского, содержит 61 утверждение ответом на которое будет служить согласие или несогласие респондента. Интерпретация данных содержит две шкалы «Базовая ценность» и «Базовый нигилизм» [3].

Шкала «Базовая ценность» — генетически первичная подструктура смысла жизни, отражающая глобальное ценностно-смысловое отношение личности к собственной жизни как таковой («за» или «против» жизни). Положительно сформированное отношение к жизни. Формируется на ранних стадиях развития и крайне редко подвержена изменениям.

Шкала «Базовый нигилизм» является подструктурой противоположной по своим свойствам базовой ценность, и рассматривает жизнь и ее проявления с негативной стороны [3].

Обработка полученных данных  проводилась при помощи U критерия Манна-Уитни

Для подтверждения гипотезы было проведено сравнение данных полученных при изучении двух групп военнослужащих из полных и неполных семей.

Таблица 2 – Результаты сравнительного анализа показателей базовой ценности и базового нигилизма у курсантов из полных и неполных семей.

 

 

 

Сумма рангов

1 группа

(неполная)

Сумма рангов

2 группа

(полная)

 

 

U

 

1 группа

(N)

2

группа

(N)

 

 

P

БЦ май  

5347,000

 

3168,000

 

1943,000

 

81

 

49

 

0,84

БН май  

5288,500

 

3226,500

 

1967,000

 

81

 

49

 

0,93

БЦ сентябрь  

5518,000

 

2997,000

 

1772,000

 

81

 

49

 

0,30

БН сентябрь  

5086,500

 

3428,5000

 

1765,500

 

81

 

49

 

0,29

 

По результатам полученных данных можно говорить о том что гипотеза о наличии различий в степени выраженности показателей базовой ценности у курсантов из полных и неполных семей частично подтверждается, поскольку данные переменные фундаментальны и почти не подвержены изменениям.

Данные сравнительного анализа (таблица 1) свидетельствуют о том, что показатели базовой ценности выше у респондентов из неполных семей, а показатели военнослужащих из полных семей ниже в обоих исследованиях. Однако стоит заметить что после периода военного обучения показатель базовой ценности в 1 группе повышается а во второй снижается. Показатели базового нигилизма также выше в 1 группе (неполная) однако после периода обучения показатель базового нигилизма снижается а во второй группе повышается.

Таким образом, на военнослужащих из неполных семей период обучения военной специальности влияет положительно на развитие личность в целом. А на военнослужащих из полных семей военное обучение влияет не так положительно как на первую группу, значимые жизненные ценности теряют свою привлекательность проявляется негативное отношение к окружающему.

 

Список литературы

 

 

  1. Карпинский, К.В. Оценочная функция смысла жизни / К.В. Карпинский // Психология смысла жизни: методологические, теоретические и прикладные проблемы / под ред. В.Э. Чудновского. – Гродно: ГрГУ, 2014. с. 71–118.
  2. Карпинский, К.В. Психологическая структура индивидуального смысла жизни / К.В. Карпинский // Веснік ГрДУ імя Янкі Купалы. Сер. 3. Псіхалогія. – 2016. – Т. 6. – № 3. – с. 129 – 139.

Schwartz S.H. Universals in the Content and Structure of Values: Theoretical Advances and Empirical Tests in 20 countries. /Advances in Experimental Social Psychology. Ed. By Zanna M. Vol. 25, Academic, N-Y, 1992. pp. 1–65.

Запись опубликована в рубрике Секция 5. Социализация личности на разных этапах возрастного развития. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

2 комментария на «Иляева И.А. РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ ПОКАЗАТЕЛЯМИ БАЗОВОЙ ЦЕННОСТИ ЖИЗНИ И БАЗОВЫМ НИГИЛИЗМОМ У ВОЕННОСЛУЖАЩИХ СРОЧНОЙ СЛУЖБЫ ИЗ ПОЛНЫХ И НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ»

  1. Виктория Сидарович говорит:

    Здравствуйте, уважаемый автор! При изучении результатов вашей работы у меня возник вопрос по представленной таблице. В данной таблице такие показатели как базовые ценности и базовый нигилизм представленны за два периода — май и сентябрь. Однако в работе я не нашла информации о том, что данные показатели заменялись дважды и какова была процедура сбора эмпирического материала. Хотелось бы, чтобы вы уточнили этот момент.

    • Ирина Иляева говорит:

      Доброго дня коллега. Поскольку военное подразделение в котором было проведено исследование осуществляет свою деятельность лишь в течении периода обучения военнослужащих по военно-учетным специальностям, что составляет 6 месяцев из всего срока службы. Было решено провести лонгитюдное исследование с целью не только выявить наличие данных но и проследить за их изменениями. Для сохранения конфиденциальности имена и фамилии военнослужащих принимавших участие в исследовании были заменены шифром. Для облегчения сбора информации был разработан бланк ответов. Первое исследование было проведено в мае 2019 года сразу по прибытию молодежи в воинскую часть. После прохождения пяти месячного курса обучения по военно учетным специальностям было проведено второе исследование с повторным применением тестовых методик.

Обсуждение закрыто.