Калиниченко К.В. ВЗАИМОСВЯЗЬ САМООЦЕНКИ И ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ПОДРОСТКОВ О СТИЛЕ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

УДК 159.9

Калиниченко К.В.

студентка 4 курса Iступени образования факультета психологии

Учреждения образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»

(Научный руководитель – Комарова Т.К., доцент кафедры общей и социальной психологииУО ГрГУ им. Янки Купалы, кандидат психологических наук, доцент)

 ВЗАИМОСВЯЗЬ САМООЦЕНКИ И ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ПОДРОСТКОВ О СТИЛЕ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

 Аннотация.В данной статье представлены результаты эмпирического исследования о взаимосвязи самооценки и представлений подростков о стиле семейного воспитания.

В современной психологии аксиоматичным является положение о том, что самооценка — значимый фактор развития личности. Она оказывает большое влияние на ощущение себя в обществе, представляет немаловажную значимость в оценке человеком своих способностей, деятельности. Основу для формирования самооценки как механизма саморегуляции и самосовершенствования личности во многом задают социальные факторы, в числе которых важнейшее место занимает семья как тот микросоциум, в котором первоначально  и далее на протяжении всей жизни  происходит становление личности. Семейный круг считается главной модификацией социальных взаимоотношений. В нынешнем мире мы всё больше и больше встречаемся с проблемой качества воздействия семейного воспитания на формирование личности детей, поскольку в идеале именно детско-родительские отношения должны быть позитивным примером взаимоотношений в социуме и условием формирования высоконравственной личности. В этой связи Э.Фромм отмечал, что характер детей считается слепком с личности отца и матери и формируется в ответ на их личностные качества.

Влияние отца и матери связано с воспитательными действиями на ребенка, а понимание его считается ориентировочной базой воспитания. В семье на базе скрытых взаимовнушений и взаимовлияний формируется особенная обстановка, когда даже не сформулированные идеи помечаются детьми и, проходя в их сознание, выражаются затем в действии. В семье более чувственно яркими считаются взаимоотношения «мама-ребёнок».  Значительные перемены, случившиеся в мире в минувшие года, сформировали новейшие трудности института семьи, когда стало существенно больше семей с негативным эмоциональным климатом, трудными межличностными взаимоотношениями. На сегодняшний день родители зачастую не уделяют надлежащего интереса и внимания к воспитанию, стараясь перебросить обязанность на педагогов, психологов, забыв, что семейный круг – основной социальный институт личности, и кроме того это важнейшее условие, влияющее на формирующееся самосознание ребенка и самооценку как показатель его отношения к себе.

Это обуславливает актуальность и значимость выполнения эмпирических исследований проблемы влияния на самооценку детей разных стилей семейного воспитания, которые могут выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора формирования самооценки. Однако сложившийся в семье стиль родительского отношения является тем объективным фактором, который субъективно воспринимается, оценивается и переживается ребенком. В этой связи возникает необходимость исследований, в которых в качестве фактора формирования самооценки детей выступают их субъективные представления о стиле воспитания их родителей.

В эмпирическом исследовании, цель которого — выявить взаимосвязь самооценки представлений подростков о стиле семейного воспитания, приняли участие 150 респондентов (учащиеся СШ №28 г. Гродно). После отбраковки неправильно заполненных анкет, выборка эмпирического исследования составила 119 учащихся (57 мальчиков и 62 девочки). Отбор респондентов осуществлялся по возрастному принципу. В связи с тем, что в исследовании принимали участие подростки в возрасте от 13 до 15 лет, было проведено диагностическое исследование только в данной возрастной группе.

На первом этапе исследования с целью дифференциации выборки по представлениям подростков о стиле воспитания их родителей использовалась методика РОД (Опросник родительского отношения к детям), разработанная И.А. Фурмановым и  А.А. Аладьиным. С помощью методики  были исследованы следующие аспекты детско-родительских отношений в восприятии подростка: гиперпротекция, гипопротекция,  потворствование, игнорирование потребностей ребенка, чрезмерность требований и обязанностей, недостаточность требований и обязанностей, чрезмерность требований-запретов,  недостаточность требований-запретов, строгость санкций за нарушение требований, минимальность санкций, сочетание различных стилей в воспитании, расширение сферы родительских чувств, предпочтение в подростке детских качеств, воспитательная неуверенность родителей, фобия утраты, неразвитость родительских чувств, проекция на подростка собственных нежелательных качеств, вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания[2].

Таблица 1 –Распределение выборки по представлению подростков о стиле семейного воспитания

Представления о стиле семейного воспитания как: Количество мальчиков Количество девочек Общее количество Процентное выражение
  %   %   %
Авторитарном 18 54,5% 15 45,5% 33 100% 27,7%
Демократическом 24 43,6% 31 56,4% 55 100% 46,2%
Попустительском 15 48,4% 16 51,6% 31 100% 26,1%

На основании полученных результатов, представленных в таблице 1, в зависимости от преобладающих значений показателей диагностируемых шкал методики «Родителей оценивают дети» (РОД) вся выборка была разделена на три группы: с преобладанием представлений о стиле семейного воспитания как авторитарном ( значения выше средних по шкалам Г+,У+, У-,Т+, Т-, З+, С+, С-) – 33 человека (27,7%), из которых 15 девочек и 18 мальчиков; с преобладанием представлений о стиле семейного воспитания как попустительском (значения выше среднего по шкалам Г-, У-, Т-, З-, С-) – 31 подросток (26,1%), из которых 16 девочек и 15 мальчиков; группа респондентов с преобладанием представлений о стиле семейного воспитания как демократический (полученные значения по шкалам не превышают средний балл ключа методики) – 55 человек (46,2%), из которых 31 девочка и 24 мальчика.

Таким образом, на данном этапе исследования можно отметить, что подростки обнаруживают способность дифференцировать обращенные на них воздействия родителей и оценивать их. Как следствие восприятия таких воздействий у подростков формируются субъективные представления о стиле воспитания как отношении к ним родителей. Характерно, что в исследуемой выборке доминируют представления подростков о стиле семейного воспитания как демократическом — подростки склонны оценивать семейные стили воспитания как проявления родителями уважения кмсвоим взрослеющим детям в сочетании с требовательностью. В меньшей степени выражены представления об авторитарном стиле семейного воспитания, а также как об отсутствии родительского внимания и непоследовательности воздействий (попустительский стиль).

Особая сензитивность подростков к демократическим проявлениям родителей обусловлена психологическими особенностями возраста, среди которых прежде всего следует иметь в виду такие как потребность в признании подростка как «не ребенка» и на этом фоне – признания за ним права на автономность и самостоятельность.

Реализация такого права подростками предполагает сформированность у них определенного представления о себе и своих актуальных возможностях. Данное представление – это не что иное как самооценка. В зависимости от того, как оценивает себя подросток, им осуществляется сознательная регуляция своего поведения и деятельности, особенности которой зависит от его адекватного или неадекватного отношения к себе.

В этой связи на следующем этапе было предпринято изучение самооценки подростков с разными представлениями о стиле семейного воспитания.

Методика исследования самооценки личности С.А. Будасси [1] показала, что у подростков 13-15 лет преобладает адекватная самооценка, которая выявлена у 75 человек. Из них данная самооценка наблюдается у 35 мальчиков и 40 девочек.Завышенная самооценка — у 44 человек (соотношение мальчиков и девочек 1:1).

С помощью сравнительного анализа с использованием U-критерия Манна-Уитни было выявлено, что существуют статистически значимые различия между адекватной и завышенной самооценкой подростков с представлениями о стиле семейного воспитания как авторитарном (U = 85, при р=0,080388), демократическом (U = 1194, при р=0,012161) и попустительском (U = 1089, при р=0,002033). Характерно, что , по мнению  самих подростков, они в состоянии совершенно правильно оценить себя. Об этом свидетельствуют полученный в сравнительном анализе результат, согласно которому независимо от  представлений  подростков о стиле семейного воспитания, во всем трех группах преобладающей оказалась адекватная самооценка.Представляется, что это обстоятельство свидетельствует скорее не о возможности , об обусловленной  подростковым возрастом как сензитивным периодом разв ития самосознания в целом и отношения к себе в частности потребностью в осознании своей самоценности и уникальности. Отсюда желание подростка принимать себя таким как есть и  демонстративное игнорирование внешних оценок и формирующих воздействий значимых других, и прежде всего, собственных родителей.

Однако, очевидно, что семья как ближайшее социальное окружение не может не оказывать воздействия на то, как воспринимает и оценивает себя живущий в ней  с момента рождения ребенок. В этой связи было выдвинуто предположение, что формирующееся (в том числе  и  на бессознательном уровне) представление  о стиле семейного воспитания как вариативном ряде   воспитательных воздействий  со стороны родителей связаны с  отношением подростка к себе.  Для проверки наличия и характера связи между самооценкой подростков и их представлениями о стиле воспитания в их родительской семье был осуществлен корреляционный анализ по Спирмену.

На основе результатов корреляционного анализа были выявлены  варианты взаимосвязи самооценки и представлений подростков о стиле воспитания в семье.  Установлено, что существует статистически значимая обратная связь между представлениями о стиле семейного воспитания как авторитарном и самооценкой подростков (R=–0,137, при p=0,038). Это означает, что чем выше выраженность представлений подростка о стиле семейного воспитания как авторитарном, тем ниже уровень самооценки подростков. Такой результат даёт основание предположить, что у подростка, который воспринимает действия родителей по отношению к нему как контроль, как чрезмерный авторитаризм и игнорирование его мнения, ограничение его самостоятельности, жестокое обращение с ним, в результате формируется неуверенность в себе, страх,тревожность, которые  могут компенсаторно провоцировать агрессивность, ненависть к родителям,  формирование деспотических качеств, а также воспроизведение родительского сценария в собственной семье в будущем .

Была  также зафиксирована прямая статистически значимая связь между представлением о стиле семейного воспитания как демократическом и самооценкой подростка (R=0,1699, при p=0,022). Это означает, что чем выше выраженность представлений подростка о стиле семейного воспитания как демократическом, тем выше уровень его  самооценки. Исходя из этого, можно утверждать, что когда подросток видит, как родители поощряют его самостоятельность и ответственность, придерживаются умеренного авторитаризма, уважают, считаются с его мнением, проявляют позитивный интерес к его жизни, принимают совместный решения, не осуждают, а, наоборот, принимают его таким, каков он есть, тогда он легко прислушивается к советам, наследует адекватное ролевое поведение, хорошо адаптируется в окружающем социуме, чутко относится к людям, не осуждает их, приобретает адекватное отношение к себе, а также умение принимать решения и нести за них ответственность,  навыки планирования и принятия жизненно важных решений и т.д.

Корреляционный анализ выявил также, что существует обратная статистически значимая связь между представлениями о стиле семейного воспитания как попустительском и самооценкой подростка (R=–0,2103, при p=0,045). Это означает, что чем выше выраженность представлений подростка о стиле семейного воспитания как попустительском, тем ниже уровень его самооценки. Исходя их этого, можно утверждать, что проявления родительского стиля воспитания, воспринимаемые подростком, как вседозволенность, неоправданная идеализация и на этом основании неограниченная свобода, вместе с тем, игнорирование потребностей и интересов ребёнка, неустойчивость воспитательных воздействий, пренебрежение ребёнком, отсутствие запретов приводит к тому, что у подростка  возникает не просто заниженная самооценка, а глубинное переживание эмоциональной депривированности и понимание того, что родители не воспринимают его как ценность для себя. Отсюда берут истоки такие черты «недолюбленных» родителями детей как  компенсаторный  эгоизм, высокая конфликтность, неспособность учитывать мнение окружающих их людей, упрямство, недоверие к людям, озлобленность.Такие дети и в будущей взрослой жизни могут испытывать трудности при построении собственной семьи, плохо разбираться в людях, могут попасть в плохую компанию, не будут способны к эмпатии и ответственности.

Таким образом, в предпринятом исследовании была эмпирически подтверждена гипотеза о существовании взаимосвязи самооценки и представлений подростков о стиле семейного воспитания .

Список литературы

  1. Корчуганова, И.П. Профессиональное развитие и поддержка педагогов, работающих с детьми группы риска: методическое пособие / И.П. Корчуганова; под науч. ред. С.А. Лисицына, С.В. Тарасова. СПб.: ЛОИРО, 2006. – 172 с.
  2. Фурманов, И.А., Аладьин, А.А., Фурманова, Н.В. Психологическая работа с детьми, лишенными родительского попечительства: Книга для психологов. / И.А. Фурманов, А.А. Аладьин. – МН.: «ТЕСЕЙ», 1999. – 174 с.

 

 

Запись опубликована в рубрике Секция 5. Социализация личности на разных этапах возрастного развития. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

1 комментарий на «Калиниченко К.В. ВЗАИМОСВЯЗЬ САМООЦЕНКИ И ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ПОДРОСТКОВ О СТИЛЕ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ»

  1. Евгения говорит:

    Спасибо за статью. А какой оптимальный стиль воспитания? На Ваш взгляд?

Обсуждение закрыто.