Коломиец О. М., Голубчикова М. Г., Капалыгина И. И. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКА НА ОСНОВЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

УДК: 372. 4

Коломиец О. М.

Международный Институт профессионального развития педагога, Москва, Российская Федерация

Голубчикова М. Г.

Педагогический институт Иркутского государственного университета, Иркутск, Российская Федерация

Капалыгина И. И.,

Гродненский государственный университет имени Янки Купалы, Гродно, Республика Беларусь

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКА НА ОСНОВЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

 Аннотация. В статье описываются способ формирования «психического образа» и здоровьесберегающие образовательные технологии, на основе которых организуется учебная деятельность школьников.

Задача здоровьесбережения в образовательном процессе заключается в обеспечении таких условий обучения, воспитания, развития, которые не оказывают негативного воздействия на здоровье учащихся. Разрешение проблемы организации для каждого школьника здоровьесохраняющей учебной деятельности возможно на принципах психологической теории деятельности (Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев и др.) и системного подхода к обучению (З.А.Решетова и др.), что предполагает проектирование новых, отличных от существующих сегодня в школе, условий организации учебного процесса.

Исходя из основополагающего принципа психологии об ориентировочной функции психики в деятельности человека [1], учебный процесс необходимо рассматривать как процесс целенаправленного формирования у школьника ориентировочной основы разных видов его учебной деятельности. Так как ориентировочная основа не передается наследственным путем, а формируется только в жизнедеятельности человека, то нормативный вариант таковой можно сформировать у любого ученика независимо от его наследственных индивидуальных особенностей и способностей, без причинения вреда психическому и физиологическому здоровью учащегося. Для этого необходимо научить ученика строить в материализованной форме «схему ориентировочной основы» его деятельности, а затем интериоризировать ее содержание в умственный, «психический» план. Такая схема превращается в «психический образ», опираясь на который каждый школьник успешно строит свою учебную деятельность в своем собственном временном режиме по своей образовательной траектории [2].

Технология организации исследовательской деятельности учащегося.

Схема ориентировочной основы деятельности не дается учащемуся в «готовом виде», он строит ее сам. Для этого необходимо организовать исследовательскую деятельность школьника по производству им самим, с одной стороны, конкретно-предметных знаний – математических, химических, лингвистических, географических и т.д., а с другой стороны, знаний о своей учебной деятельности: как открывать новое знание, как строить свою деятельность по решению практических задач, как усваивать новый материал и т.д. Эти знания после их обобщения в материализованной форме и являют собой схему ориентировочной основы деятельности.

Поэтому встает задача научить любого ученика независимо от его способностей и индивидуальных особенностей самостоятельно, без помощи извне проводить исследовательскую деятельность и добывать конкретно-предметные знания. Разрешить эту задачу возможно на принципах системного подхода, который предполагает научение школьника общенаучному методу познания – методу системного анализа. Процедурами этого метода и руководствуется ученик в своей деятельности: сначала он определяет основные характеристики исследуемого объекта; затем выделяет его структуру: уровни и подуровни, их содержание; далее на каждом из уровней и подуровней учащийся выделяет элементы, их предметное содержание и системообразующие связи между элементами на одном уровне (одноуровневые системообразующие связи); потом рассматривает  системообразующие связи между элементами разных уровней и способы их выражения (межуровневые системообразующие связи) и т.д. Таким образом, изучаемый конкретно-предметный материал рассматривается через призму его видения как системы с выделением ее внутренней структуры и содержания — изучаемый объект распредмечивается как системно-структурное образование [3]. Метод системного анализа выступает тем способом организации исследовательской деятельности, которым может овладеть любой школьник и использовать при изучении любой предметной области.

Технология обобщения и схематизации произведенных в исследовательской  деятельности знаний.

Произведенные в исследовательской деятельности конкретно-предметные знания обобщаются учеником с помощью логических приемов мышления, схематизируются в материализованной форме знаково-символическими средствами в виде схемы ориентировочной основы деятельности, которая называется опорной таблицей. Форма схематизированных знаний может быть разной: она может отражать знания без связей между ними или с наличием связей, но не системообразующих. С позиций системного подхода к обучению эффективной формой обобщения знаний является такая форма, которая представляет изучаемый объект в системно-структурном виде: как целостную систему, имеющую внутреннюю структуру ‑ элементы и системообразующие связи между ними.

Процесс решения задачи – это деятельность, и учащегося надо научить ее строить [2]: определять цель (что нужно сделать по условиям задачи), выделять  предмет (на что направлена деятельность), в соответствии с предметом выбирать метод решения задачи, подбирать необходимые для этого средства и формы; исходя из метода, средств и форм планировать действия и операции, которые приведут к успешному решению задачи; в конце выполнения деятельности получать именно тот продукт, который в скрытой форме был определен в цели. Поэтому в учебном процессе необходимо организовать исследовательскую деятельность ученика другого типа ‑ по производству им самим знаний о способе построения деятельности по решению практических задач (математических, лингвистических, географических, биологических, по истории, чтению и т.д.). Эти знания школьник обобщает и представляет в виде другой схемы ориентировочной основы деятельности — опорной карты, которая раскрывает деятельность ученика при решении им практической задачи  через выделение компонентов деятельности и системообразующих связей между ними.

Технология  усвоения содержания опорных таблиц и опорных карт

Деятельность школьника строится по этапам, на каждом из которых она выполняется в разных формах. На I этапе учащийся решает задачу в материальной или материализованной форме (в зависимости от специфики учебной дисциплины), при этом вслух проговариваются выполняемые действия и составляющие их операции, актуализируемые знания; ученик объясняет, какие знания и при выполнении какой операции или действия следует использовать. На II этапе деятельность учащегося выполняется в «громкой социализованной речи» ‑ он проговаривает вслух только  выполняемые действия и операции, но уже без объяснения, которое имело место на предыдущем этапе. На III этапе школьник выполняет деятельность  в «речи про себя», т.е. шепотом. И на последнем IV этапе деятельность решения задачи выполняется учеником в умственном, «психическом плане».

Технология формирования логического мышления.

Важное значение в построении школьником учебной деятельности имеют не только сформированные у него конкретно-предметные знания и умения, но и логические, к которым относятся: выделять признаки в объекте, сравнивать, создавать определение понятия, группировать, классифицировать, систематизировать, подводить под понятие, ограничивать понятие, располагать понятия в логической последовательности, выводить следствие, строить причинно-следственную связь, выполнять логический перенос и др. Владение логическим действием  предполагает знание ученика о том, из каких операций оно состоит. Например, в состав действия сравнения входят следующие операции: 1) подобрать предметы для сравнения, 2) выделить основание для их сравнения, 3) сопоставить предметы по выделенному основанию, 4) найти сходство или различие между предметами, 5) сделать вывод о том, по какому основанию предметы схожи, а по какому основанию они различны. Знание о составе операций конкретного логического действия выступает действенной ориентировкой при формировании у учащегося соответствующего логического умения, обеспечивая его осознанное использование в построении любой учебной деятельности.

Технология формирования общедеятельностных знаний и умений.

Для организации успешной учебной деятельности школьнику необходимо овладеть общедеятельностными знаниями и умениями – знать компоненты ее содержания и структурные этапы, и каждый раз ее строить, а не повторять заданный извне образец или алгоритм. Это предполагает, с одной стороны, научиться каждый раз при построении любой деятельности определять ее цель, выделять предмет деятельности, подбирать необходимые для ее выполнения метод, средства и формы, планировать состав действий и операций, и получать именно тот продукт, который был в скрытой форме задан в цели. С другой стороны, проводить ориентировку в условиях деятельности, планировать способ ее построения, проводить самоконтроль, самооценку, самокоррекцию выполняемой деятельности. Эти знания и умения необходимо развивать у школьников целенаправленно в учебном процессе, а не ждать, когда они сами собой появятся у ученика в процессе его возрастного умственного развития. Причем это можно делать при изучении любого учебного предмета: физкультуры, литературы, иностранного языка, окружающего мира, истории и др.

Технология выполнения  самоконтроля, самооценки и самокоррекции.

В своей деятельности школьник ориентируется на содержание ОТ и ОК, которые выступают эталонным образцом. Для объективного выполнения деятельности по самооценке ученику предлагаются нормативные критерии оценки, в которые включены количественные и качественные показатели. Для организации учебной деятельности школьника на основе представленных выше здоровьесберегающих образовательных технологий было разработано соответствующее дидактическое средство — учебная тетрадь по предмету, которая представляет собой нормативную развертку учебной деятельности школьника [2]. Она выполняет функцию научения этой деятельности любого ученика. В нее включены исследовательские задания, практические задачи, логические задачи, материалы самостоятельных и контрольных работ, каркасы опорных таблиц на знания и опорных карт на умения решать задачи. Учебная тетрадь, организуя исследовательско-практическую деятельность учащегося на уроке и дома, научает его учиться самостоятельно и предупреждает возможные ошибки.

По итогам проводимой с 2014 по 2019 г. экспериментальной деятельности нами были получены следующие результаты.

  1. Каждый школьник получил возможность учиться на самом высоком для него уровне успешности. Качество успеваемости повысилось с 43 % до 88 %.
  2. На протяжении всего учебного процесса учащиеся пребывали в состоянии психологической комфортности: а) снизилось количество учащихся, испытывающих высокую тревожность при выполнении любых видов деятельности (контрольных и тестовых работ, устных ответов у доски, и др.) с 57 % до 18 % учащихся; б) снизилось количество учащихся, испытывающих психоэмоциональные перегрузки, с 47 % о 14 %; в) снизился уровень утомляемости и физической усталости с 42% до 19%; г) у школьников появилась раскованность, отсутствие боязни отвечать на уроке или выполнять письменную работу как следствие сформированных умений осознанного построения любой деятельности; д) ученики постоянно пребывали в состоянии успешности и продвижения вперед при овладении изучаемым предметом. В целом количество школьников, испытывающих психологическую комфортность в учебном процессе, увеличилось с 37 % 94 %.
  3. Учебный процесс стал адаптивным, доступным любому учащемуся независимо от его индивидуальных психофизиологических особенностей и способностей.
  4. Появились существенные изменения в отношении учащихся к формам учения. Школьники предпочли исследовательско-практическую деятельность с учебным материалом механическому запоминанию образцов и алгоритмов и воспроизведению их по памяти. Изменилась мотивация учения: ведущим мотивом у учащихся стал познавательный – интерес к технологии овладения предметом.
  5. Составляемые учащимся опорные таблицы и опорные карты отражали его нормативную деятельность и ее результаты. Каждый раз они выступали тем эталонным образцом, который давал возможность любому школьнику без чьей-либо помощи проводить самоконтроль, самооценку и самокоррекцию выполненной им деятельности, ее рефлексию. При этом школьник мог найти допущенную ошибку, определить причину ее появления и самостоятельно ее исправить.
  6. Наряду с конкретно-предметными знаниями и умениями у учащихся формировались «умения учиться», основу которых составили методологические знания и умения ‑ инструментарий познавательной и практической деятельности: а) логические приемы мышления (выделение признаков в объекте, выделение основания, сравнение, создание определения понятия, подведение под понятие, выведение следствия, ограничение понятия, обобщение, группировка, классификация, систематизация, абстрагирование, логический перенос, расположение понятий в логической последовательности, построение причинно-следственной связи); б) общенаучные методы (структурный и системный анализ) и специальные (по конкретному предмету) методы организации исследовательской и практической деятельности; в) общедеятельностные знания и умения как способ организации любой деятельности.
  7. У школьников формировались психические новообразования, что было определено их учебной деятельностью в «зоне ближайшего развития»: рефлексия выполняемой деятельности; произвольность деятельности, внимания, мышления, памяти; учебно-познавательная мотивация; знаково-символическая деятельность (замещение, кодирование, схематизация, моделирование); построение внутреннего (психического) плана действий; теоретическое, научное мышление (логическое, системное).

Все перечисленное в целом создает условия для выполнения школьником своей учебной деятельности, природосообразной его психофизиологическому началу, что в свою очередь снимает проблему разрушения психофизиологического здоровья учащегося и формирует его представления о самостоятельной здоровьесберегающей познавательной и практической деятельности в реальной жизненной ситуации.

 

Список литературы

  1. Гальперин П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий / П.Я. Гальперин ‑ Психологическая наука в СССР. ‑ Т.1. ‑ М.: АПН РСФСР, 1959. ‑ С. 441-461.
  2. Коломиец, О. М. Преподавательская деятельность учителя : учеб.-метод. пособие / О.М. Коломиец − М.: ИД «Развитие образования», 2017. – 176 с.
  3. Формирование системного мышления в обучении / Под ред. З.А.Решетовой. М.: Единство, 2002. ‑ 344 с.
Запись опубликована в рубрике Секция 4. Актуальные проблемы преподавания языков и математики в дошкольных учреждениях и начальной школе. Добавьте в закладки постоянную ссылку.