Козловская Е.Г. ЗНАЧЕНИЕ УРОКОВ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В ВОСПИТАНИИ ПАТРИОТИЗМА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (НА ПРИМЕРЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ)

УДК 372.4

Козловская Е.Г.,

студентка 3 курса педагогического факультета

Учреждения образования ««Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»

(Научный руководитель – Гринько С.Д., старший преподаватель кафедры естественнонаучных и лингвистических дисциплин и методик их преподавания УО «ГрГУ им. Я.Купалы», магистр педагогических наук)

ЗНАЧЕНИЕ УРОКОВ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В ВОСПИТАНИИ ПАТРИОТИЗМА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (НА ПРИМЕРЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ)

 

Аннотация В данной статье рассматривается проблема патриотического воспитания на уроках литературного чтения младших школьников. Музей рассматривается как один из способов формирования гражданских качеств на уроках литературного чтения личности обучающегося.

 

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения обретает сегодня особую значимость. Построение в Беларуси гражданского общества, динамичное развитие страны зависит от усилий дееспособных и ответственных людей, любящих свою Родину, заботящихся о ней, способных отстаивать её интересы. Воспитание гражданина-патриота сегодня – есть залог гарантированного будущего для всего белорусского общества.

Любовь к Родине у каждого проявляется в свое время и по-своему. Сначала это происходит неосознанно, ребенок тянется к отцу, к матери; подрастая, он начинает испытывать привязанность к друзьям, родной улице, городу; и только взрослея, набираясь опыта и знаний, он постепенно осознает свою принадлежность к Отчизне. Дети уже в младшем школьном возрасте должны понять, как это нужно и важно любить свое государство, свой народ, гордиться настоящим, прошлым своей страны, а также нести ответственность за их будущее в этой стране.  Учащиеся начальных классов находятся именно в том периоде, когда они наиболее восприимчивы к моральным ценностям и нормам, имеют склонность к подражанию и огромный авторитет, которым пользуется учитель, создают благоприятные предпосылки для успешного решения данной проблемы.

Современное образование подразумевает, как известно, неразрывное, органическое соединение обучения и воспитания. Именно воспитание как результат целенаправленного систематического воздействия на личность призвано сформировать такие качества, которые окажутся в состоянии обеспечить этой личности гармоничное социальное существование.

В «Кодексе Республики Беларусь об образовании» обозначена цель воспитания – формирование разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности обучающегося. Одна из главных его задач – формирование гражданственности, патриотизма и национального самосознания на основе государственной идеологии.

Следовательно, одной из основных составляющих воспитательного процесса является гражданское и патриотическое воспитание, направленное на формирование у обучающегося активной гражданской позиции, патриотизма, правовой, политической и информационной культуры [1].

Осознанные и сформулированные общественным сознанием цели и задачи воспитания подразумевают, что на различных этапах образования будут мобилизованы все доступные средства их достижения и решения.

При этом оказывается очевидным, что воспитание немыслимо без использования возможностей учебных предметов. К настоящему времени разработаны и приняты концепции учебных предметов. Учебный предмет «Литературное чтение» называется именно так и его название не подразумевает, что изучаться будет только русская литература. Это верно, хотя доля произведений русских писателей весьма значительна.

Как указано в Концепции «Литературного чтения» этот предмет, кроме всего прочего, должен еще приобщить детей к общечеловеческим и национальным духовным ценностям, а нравственно-эстетический потенциал литературы позволит реализовать воспитательную функцию и осуществлять гражданское и нравственно-эстетическое воспитание младших школьников [2].

На произведениях классиков ребята учатся любить и охранять родную природу, гордиться за свою Родину, восхищаться подвигами героев, сопереживать им и трепетно относиться к близким и окружающим людям.

Эмоциональный настрой учащихся усиливается при изучении литературного произведения, если сопровождается через прослушивание музыкальных произведений (классика для детей, белорусские народные песни, сказки).

Любая форма организации внеклассной и внешкольной работы должна полно раскрывать ее содержание, создавать оптимальные условия для развития школьников.

Воспитание патриотизма – важнейшего качества личности гражданина своей страны осуществляется, прежде всего, при всестороннем познании «малой Родины» и является основной целью патриотического воспитания средствами музея. Музей способен посредством эмоционального восприятия материальных ценностей национальной культуры воздействовать на формирование чувств и сознания человека.

Важнейший критерий эффективности музейной деятельности – интерес, удовлетворение, радость.

Другой критерий – интеллектуальный и эмоциональный отклик учащихся, которые проявляются как в процессе деятельности, так и по ее завершению.

Именно по этим критериям можно обнаружить те глубокие внутренние процессы, которые стимулировали поиск, творческие усилия, воображение, волю учащихся, а главное воздействовали на формирование чувства любви к своей культуре, краю.

Использование технологии музейной педагогики дает неограниченные возможности учителю для проведения нестандартных уроков по литературному чтению. Это урок в музее, урок-описание экспоната музея, урок-защита проекта, презентация поискового материала, интегрированные уроки с использованием музейных материалов, урок-виртуальная экскурсия.

Виртуальные экскурсии можно использовать на уроках литературы, когда мы ведем разговор о биографии писателя, знакомимся с его творчеством. Также используются школьные музеи, их возможности уже давно используются в воспитательной работе в практике школ на уроках литературного чтения. Учебные лекции, чтение литературных текстов в музее, встречи с интересными людьми, обновление экспозиции музея, обработка экспонатов, пропаганда собранных материалов помогают поддерживать и сохранять у ребят устойчивый интерес к литературному чтению и краеведению. По мнению ученых Г.А. Малкина и Г.А.Асланова: «Музей и литературное чтение способствуют воспитанию культуры межнациональных отношений, формированию гражданской позиции, помогают раскрыть единство и связь истории родного края с историей государства».

Поэтому для закрепления эффекта посещения музея педагоги могут предложить школьникам в зависимости от возраста – написание сочинения, творческое задание – рисунок, дискуссию и т. п. Эти задания помогут учащимся закрепить полученные в результате посещения музея знания и впечатления с тем, чтобы, осознав их, превратить в личные убеждения и чувства. В свою очередь, музей – это открытая педагогическая система. Именно современная педагогика должна стать посредником между ним и человеком, оживить его экспозиции, обосновать механизм включения человека в мир культуры с помощью и педагогики сотрудничества. Музей – это средство патриотического и гражданского воспитания. Патриотизм – это качество человека, коллектива, общества. Развивается оно постепенно, зачастую со словом и делом учителя. Только в музее, где в центре находятся подлинники истории и культуры, такие понятия, как «связь времён», «наследие», «национальная традиция», «гражданский долг», «служение Отечеству», приобретают реальность и значимость.

Таким образом, музейный урок по литературному чтению является ярким примером «красочной» иллюстрации исторических событий. На таких уроках детям не бывает скучно, так как, сам по себе музейный урок отличается от традиционного. Учащиеся не сидят за партами, а познают музейный предмет, играя, соревнуясь друг с другом в сообразительности и находчивости: отгадывают загадки, расшифровывают ребусы, отправляются вместе с работниками музея и педагогом в путешествия во времени, они сами становятся, в зависимости от класса и формы музейного урока, героями невыдуманных рассказов.

 

Список литературы

 

  1. Данилюк, А. Я. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников : пособие для учителей общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / А. Я. Данилюк. – М. : Просвещение, 2011. – 320 c.

2.Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи: Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 15 июля 2015 № 82 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://usyazh-school.by/koncepciya-nepreryvnogo-vospitaniya-d/. – Дата доступа: 03.04.2019.

Запись опубликована в рубрике Секция 2. Актуальные проблемы педагогики и социальной работы. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

1 комментарий на «Козловская Е.Г. ЗНАЧЕНИЕ УРОКОВ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В ВОСПИТАНИИ ПАТРИОТИЗМА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (НА ПРИМЕРЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ)»

  1. Генечко Марина говорит:

    На мой взгляд, патриотическое воспитание младших школьников по-прежнему сохраняет свою актуальность. Патриотизм является определяющей чертой современной личности. На уроках литературного чтения использование технологий музейной педагогики предоставляет возможности учителю для проведения нестандартных уроков.

Обсуждение закрыто.