Кузнецова П.А. БЕЗГРАНИЧНАЯ СВОБОДА КАК СТИХИЯ ХАОСА: ВЫБОР СВОБОДЫ И БЕГСТВО ОТ НЕЁ

УДК 342

П.А.Кузнецова

Студентка 4 курса 8 ступени образования Факультета искусств и дизайна
Учреждения образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»

(Научный руководитель – Трафимович Д.А., старший преподаватель кафедры философии УО ГрГУ им. Янки Купалы, магистр гуманитарных наук)

БЕЗГРАНИЧНАЯ СВОБОДА КАК СТИХИЯ ХАОСА: ВЫБОР СВОБОДЫ И БЕГСТВО ОТ НЕЁ

Аннотация. В статье осмысливаются объективные и субъективные понятия свободы человека. Свобода в контексте ответственности и боязнь её перенимать на себя, боязнь своей подлинной жизни, в следствие чего жизнь проходит в пассивности, происходит избегание важных решений, которые принимаются под воздействием чужого влияния или мнения. Анализируется роль ответственности за совершаемый выбор.

             К тому моменту, как стадия полной индивидуализации бывает завершена и человек становится свободен от первичных уз, перед ним встает новая задача: сориентироваться и укорениться в мире, достичь безопасности иным способом, чем тот, что был характерен для его доиндивидуального существования. Свобода приобретает для него смысл, отличный от того, который имела до этого этапа эволюции. Свобода кроется в выборе, человек вынужден выбирать. Следовательно, возникает ряд вопросов о том, как быть с этой свободой, каков риск не навредить своей жизни, пойти не тем путём или прибегнуть к альтернативному решению – перенести ответственность выбора на других.

Если же допустить, что каждый будет независим в своём выборе, без каких-либо влияний, это будет называться безграничной свободой, которая станет аналогична хаосу. Свобода без границ приводит к стиранию нравственных границ между людьми, стираются границы нормы морали. Следовательно, человеку станет дозволено всё. И всё это окажется безрассудством, что превратит мир в хаос. Безрассудство станет единственным выбором, свободой без границ, без раздумий о последствиях. Человек не станет в безграничной свободе руководствоваться совестью, которая каким-либо образом сдерживает человека от абсурдных поступков. Она создаёт границы дозволенности, а в тотальной свободе никаких границ не может быть. Исходя из этого влияние людей на свободу друг друга имеет так или иначе свою необходимость, чтобы предотвратить разрушительную тенденцию.

Невыносимое бремя свободы угнетает человека, которая именуется «гибельной». Свобода «гибельная», представляющаяся собой шаг в неизвестность, чреватая опасностями, не может не тяготить слабого человека. Ему кажется куда более предпочтительным променять её на счастье комфортного существования под крылом руководителя. Поэтому человек постоянно пребывает в поисках того, кто бы взял на себя ответственность за него. В разные периоды истории этим «кем-то» становится вождь, государство, наука или техника. Корень проблемы не в том, что у человека нет свободы, а в том, что он не хочет её принять, взять на себя. Свобода это выбор, а выбор это ответственность. Носителем свободы изначально является человек как экзистенциальный субъект. Человек наделён метафизической свободой, но он зависим от своей каждодневной жизни, от окружающего мира – мира быта, рода, общества, тем самым он ставит под сомненья свою подлинную экзистенцию, утрачивает прирождённую свободу. Без свободы личности человек был бы всего лишь биологической особью. Другими словами, свобода является родовым признаком человека. Свобода представляется ценностью санкционированной культурой человека в качестве фундаментальной, к которой стремится современный человек. Отрицая свободу на практике, западная цивилизация в мысли целиком ориентирована на нее. Как пишет русский философ Николай Бердяев, «человек полюбил свободу больше, чем он любил ее прежде, и требует свободы с необычайной настойчивостью. Он не выносит уже внешнего и внутреннего насилия над своим творческим инстинктом. Наряду с этим действуют в современном человеке и другие инстинкты, инстинкты рабства и жестокости, и обнаруживается творческое бессилие». Также, следуя взглядам Бердяева на тему свободы, он считает, что виной утраты свободы это грехопадение, отдалённость от Бога, которое рождает в человеке пассивность и только обладая творческой активностью, пример которой показал человечеству Иисус, станет победой [1, C.68].

В противовес взглядам Н. Бердяева, где свобода заключена в Боге, у Ж.-П.Сартра свобода, напротив, заключена в отсутствии Бога в жизни человека. Он считает, что человек попал в мир случайно, наугад. Человек не создан по подобию Бога, а вышел из «черного жерла» Ничто. Это Ничто – источник свободы, в котором человек создаёт своё «нечто». Будь Бог – человек был бы запланированным и предопределенным. В понятии Ж.-П.Сартра человек созидает себя сам [1, C. 69].

Существует также историко-культурные образы свободы, которые сопряжены с развитием идеи «Я» как истока уникальности человеческой личности: фатализм, свобода воли, свобода как познанная необходимость, экзистенциальная свобода как свобода выбора. Ориентиром свободы являются в фатализме космос и судьба, в свободе воли – совесть и покаяние, в свободе как познанная необходимость – знания, в экзистенциальной свободе – выбор своего Я. Экзистенциальная свобода предполагает одновременно отрицание расхожих истин («свобода-от») и проектирование собственной позиции («свобода-для»). Свобода здесь уравновешивается ответственностью за сделанный выбор. Экзистенциальная свобода дана человеку как мучительная ноша постоянно совершать акты выбора, в отличие от социальной свободы, за которую человеку приходится бороться. Экзистенциальная свобода неизбежно включает в себя ответственность. Гигантские масштабы преобразовательной деятельности человека порождают огромное число проблем, решение которых требует высокой личностной зрелости. Ответственность или вменяемость означает поощрение или наказание, похвалу или поощрение за поступок, совершенный человеком. Отношения в обществе невозможно представить себе без ответственности людей друг перед другом и самим собой. Там, где есть возможность действовать, просто неизбежна и ответственность за совершенный поступок. В ответственном отношении к ситуации и кроется основополагающая функция личности – функция совершенствования человеческого мира – культуры. Религиозный философ-экзистенциалист Г.Марсель выводит необходимость всесторонней ответственности о незавершенности человека. Человек и мир процессуальны, человек заведомо живет в «неразрешенной ситуации». Человеческая ситуация не задана природно. Животное как природное существо не имеет ситуации: оно живет и погибает так, как этого хочет природа. Ситуацию может создать только человек.

Лишь ничего не понимая в сущности свободы можно допустить распространенную путаницу между понятиями свободы и произвола (вседозволенности). В.Даль определяет произвол как самовластие, необузданность и деспотизм. Произвол есть потакание худшему в себе, тогда как свобода – достижение лучшего в себе. Произвол есть качество дозволенности всякого – нужного и ненужного, исходящее из принципа «моему нраву не препятствуй». Свобода подчинена зову ответственности: «на том стою и не могу иначе». Произвол – проявление внутренней несвободы человека. Ведь стоит появиться тому, кто всерьез воспрепятствует «нраву» самодура, как он пасует и теряется. Самодур зависим от окружающих и пребывает в постоянном страхе, что найдется кто-нибудь посильнее его.

В противоположность произволу свобода предполагает самоограничение, ибо любая свобода есть высвобождение лучшего в себе. Не случайно философ-славянофил А.Хомяков выводит понимание слова «свобода» от «быть собой». Что значит принять себя, воспринять себя. Возникает следующий вопрос относительно к свободе, которая заключает в себя возможность выбора. Свобода всё же это ответственность, ответственность за определенный выбор. Кричащие заголовки о том, что себя нужно принимать таким какой ты есть, знакомиться с собой заново и полюбить,  делают решение за нас. Исходя из этого можно предположить, что речь об абсолютной свободе нет. Именно благодаря самоограничению, самодисциплине, умению «властвовать собой» личность сохраняет свою свободу, автономию, способность сопротивляться внешнему принуждению. Утрата таланта свободы – беда и вина лишь самого человека, а внешние обстоятельства могут лишь объяснить такую ситуацию, но никак – не оправдать.

Человек может забыть о свободе или бежать от нее. Феномен «бегства от свободы» описал Эрих Фромм. Свобода налагает определенные обязательства, она сопряжена с трудностями и одиночеством, поэтому человек часто не хочет быть свободным. Индивид остаётся в одиночестве лицом к лицу с жизнью – брошенный в безграничном и угрожающем мире [2, C. 70].  Свобода человека с открытым характером предполагает так или иначе зависимость от контактов с окружающими людьми, он не свободен. Его устремления направлены как раз на бегство от своей подлинной, природной свободы. Когда человек способен отказаться от длительных контактов, от принадлежности к сообществу, и уединиться в собственном одиночестве, тогда он понимает экзистенциальную свободу. Он свободен – а значит одинок.  Бегство от свободы выражается в том, что современный человек действует ради успеха, власти, денег, но только не ради самого себя и своей свободы. Он бежит от свободы в царство суррогатов, а его подлинная личность заменяется псевдо-личностью (виртуальным человеком). Выбирая суррогаты виртуальной эрзац-культуры, человек не обретает свободы, но, напротив, удаляется от нее.

Отказ от свободы тоже акт свободы. Как утверждает Ж.П.Сартр, есть только две вещи, в которых мы не свободны, это рождение и смерть. Жизнь – это не самоцель. В отличие от социальной свободы, за которую человеку приходится бороться, экзистенциальная свобода дана ему как мучительная ноша постоянно совершать акты выбора.

 

Список литературы

  1. Цитата по: Чернявская, Ю.В. Введение в культурно-философскую антропологию / Ю.В.Чернявская. – Мн.: БГУ, 2003.
  2. Фромм Э. Бегство от свободы / Э. Фромм; [пер. с англ. А.В. Александровой]. – М.: Издательство АСТ, 2018. – 288 с.
Запись опубликована в рубрике Секция 6. Актуальные вопросы современного социогуманитарного знания. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

14 комментариев на «Кузнецова П.А. БЕЗГРАНИЧНАЯ СВОБОДА КАК СТИХИЯ ХАОСА: ВЫБОР СВОБОДЫ И БЕГСТВО ОТ НЕЁ»

  1. Александр Степаненко говорит:

    Интересный и полезный материал! Изучение теорий свободы, разработанных философами, может непосредственно оказать положительное влияние на состояние личной жизни каждого. Считаете ли вы, что тоталитаризм как режим, направленный на максимальное подавление социальной свободы индивида, полностью изжил себя? Или же он все еще существует в латентной форме и по сей день, изменив только свое обличье? По вашему мнению, современный человек в глобализированном мире наиболее склонен к так называемому «бегству от свободы», склонен перекладывать ответственность за свой экзистенциальный выбор на других? Или же, напротив, мы можем говорить о тенденции к тому, что люди стали более ответственно и осознанно относится к своей жизни и к выборам в ней, чем делали это в предшествующие исторические эпохи? Спасибо!

    • Полина Кузнецова говорит:

      Спасибо за ваш отзыв и за вопросы.
      Тоталитаризм не изжил себя полностью до конца. В какой-то мере он остается существовать. Да, остается в латентной форме и по сей день. Полностью изжить он себя не сможет, так или иначе контроль государства над народом, для государства, необходимость.

      Феномен «бегства от свободы» заключает в себя «бегство от самого себя», от своей экзистенциальной свободы. Современный человек, безусловно, ориентирован только на себя, но его пугают изменяющие тенденции современного мира, происходит непонимание современных тенденций, в зависимости из-за этого легче переложить ответственность своего экзистенциального выбора на других, нежели сопротивляться, так сказать, «непонятному» и не пытаться этого понять. Человек бросает свою жизнь на произвол судьбы.

  2. Дарья Ибрахимова говорит:

    Так в чем же, по вашему мнению, заключается свобода: в атеизме или религиозности?

    • Полина Кузнецова говорит:

      Однозначно сказать в чём же заключается свобода человека не имеет возможности. Из-за своего мировоззрения, своих взглядов на жизнь, человек выбирает быть ему религиозным или быть атеистом.
      В религиозном случае, для человека свобода заключается в Боге.
      Бог — это совесть, определенные нравственные правила, по которым и следует человек, восполняет свою свободу таким образом.
      Но тут уже речь заходит о том, что всё же свобода имеет границы, следовательно, вопрос свобода ли это ?
      Можно подумать, что возможно с точки зрения атеизма свобода это абсолютное право вседозволенности? Отнюдь нет. Атеизм заключает в себя ориентир на экзистенциальную свободу. Экзистенциальная свобода есть у каждого человека, и она — это выбор, ответственность. Человек вынужден выбирать, вынужден нести ответственность за свои решения.
      По моему мнению, то свободы таковой нет. Там и там есть свои нюансы по поводу понятия свободы. Которой присуще какие-либо границы.

  3. ТАТЬЯНА МАСЮК говорит:

    Что для Вас свобода?

    • Полина Кузнецова говорит:

      Если следовать из понятий о свободе, указанных в статье, то я больше придерживаюсь к понимаю как экзистенциальная свобода. Когда свобода заключена в самом человеке и только он принимает решения, выбирает как поступить, как ему будет лучше без влияния на него окружающих и близких людей.
      Придерживаюсь понятия Ж.П. Сартра : «Человек обречен быть свободным».

  4. Наталья Гуськова говорит:

    Добрый вечер, очень интересная и познавательная статья.Как вы считаете ,у каждого человека свой критерий свободы?

    • Полина Кузнецова говорит:

      Добрый вечер! Спасибо.
      Да, безусловно. У каждого человека своё понятие о свободе.
      Но вот в чём вопрос, свобода ли это ? Или иллюзия ?
      В полной ли мере человек ощущает свою подлинную экзистенциальную свободу ?
      У каждого ответ свой.

  5. Максим говорит:

    Свобода личности заканчивается там, где начинаются интересы общества. Согласны ли вы с такой оценкой?

    • Полина Кузнецова говорит:

      Вполне согласна.
      Как говорилось в статье : «влияние людей на свободу друг друга имеет так или иначе свою необходимость, чтобы предотвратить разрушительную тенденцию.»
      Это говорит о том, что люди в неизбежности, чтобы не быть зависимыми друг от друга.
      Интересы общества «рождаются» тогда, когда интересы одной личности находят отклик с интересами другой личности. В следствии, это превращается в навязанную модель и постепенно приводит в норму, которую мы и называем «интересы общества».
      Столкновение свободы личности со свободой другой — несет неизбежную потерю подлинного. Как писал М. Бакунин: «Свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого». В своем высказывании Бакунин затрагивает идею о невозможности существования абсолютной свободы.

  6. Анастасия Худик говорит:

    Так получается, что межличностная свобода все же заключает в себя зависимость друг от друга ?

    • Полина Кузнецова говорит:

      Да. Так или иначе люди не могут находиться вне коммуникации друг с другом. Ведь, даже в коммуникации присутствует своего рода зависимость, где каждый подстраивается под другого, тем самым, в момент общения люди зависимы от реакции и оценки друг друга.

  7. Дмитрий говорит:

    Мне кажется, что свобода довольно обширное понятие. Тут стоит опираться в контексте чего мы его рассматриваем. Свобода мысли, слова или свобода выбора и поступка. Но хочу заметить, что сама идея свободы в обществе и социуме это иллюзия. Т.к. любое общество вольно или нет ставит пределы, барьеры и всячески пытается уравновесить систему, где две грани хаоса или диктатуры выбраны за противоположные точки(альфа и бета). Общество строит основополагающие структуры, иерархии мышления и взаимосвязей, которые обязывают вводить гласные или негласные правила/нормы/законы. Нормы морали и права. Все это культивируется с прошествием времени на несознательном уровне, т.к. человек быстро привыкает к изменениям(особенно если это происходит массово). После это переходит из поколения в поколение, теряя истоки становления, но сохраняя посыл.
    Пример тому, это воспитание детей, когда каждый ребенок воспитывается в определенной среде и в нем культивируются моральные принципы, взгляды, действия, которые в последующем, возможно и без прямого желания взрослого уже человека влияют на границу широты его взглядов и свобод, если брать «широкую» формулировку этого понятия.
    Спасибо Полина за статью, жду от вас нового материала

    • Полина Кузнецова говорит:

      Спасибо, Дмитрий, за ваш отзыв.

Обсуждение закрыто.