Лескевич Т. В. К ПРОБЛЕМЕ КОРРЕКЦИИ СТРАХОВ СРЕДИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

УДК 373.2

Лескевич Т. В.

студентка 2 курса 1ступени образования педагогического факультета

Учреждения образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»

(Научный руководитель – Т. В. Лантух, доцент кафедры педагогики и социальной работы УО ГрГУ им. Янки Купалы, кандидат педагогических наук, доцент)

К ПРОБЛЕМЕ КОРРЕКЦИИ СТРАХОВ СРЕДИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 Аннотация.В данной статье раскрыта сущность понятий «страх», «коррекционная работа». Указаны последствия, которые ожидают детей с проблемами страхов. Представлена разработанная автором модель коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста.

 Проведенное нами на теоретическом уровне исследование показало, что чрезмерно выраженные страхи могут привести к нарушениям физического и психического здоровья детей (расстройство сна, речевые расстройства, агрессивное поведение и др.).

По мнению Л. С. Выготского [1], А. И. Захарова [5], И. В. Дубровиной [4] и др. невыявленные детские страхи серьёзно затрудняют учебную деятельность ребёнка, существенно усложняют детско-родительские отношения, а также отрицательно сказываются на социальной активности и взаимоотношениях ребёнка со сверстниками и взрослыми.

А.И. Захаров определяет понятие «страх» как аффективное (эмоционально заостренное) отражение в сознании конкретной угрозы для жизни и благополучия человека [5].

Коррекционная работа представляет собой особую форму психолого-педагогической деятельности, направленной на создание наиболее благоприятных условий для оптимизации психического развития личности ребенка, оказание ему специальной психологической помощи [3, с. 166]. По мнению Л. С. Выготского, коррекционная работа должна строиться не как простая тренировка умений и навыков, не как отдельные упражнения по совершенствованию психологической деятельности, а как целостная осмысленная деятельность ребенка, вписывающаяся в систему его повседневных жизненных отношений [1].

При работе по выявлению причин и последствий детских страхов необходим комплексный подход к решению данной проблемы, а также последующая коррекция детских страхов спривлечением резервных возможностей семьи. Такой подход может воздействовать не только на внешние стороны проявления страхов, но и на порождающие его обстоятельства. Истоки тревожности следует искать в раннем детстве [2, с. 26].

Для старших дошкольников характерны живой интерес к окружающей жизни, жажда ее познания, огромная восприимчивость к тому, что он узнает самостоятельно и от взрослых. Они очень впечатлительны, эмоциональны и внушаемы. Именно влияя на чувства, родители и воспитатели могут успешнее вызвать у них желание «поступать хорошо и не делать плохо». Очень опасно не доверять ребенку, постоянно упрекать его в промахах, акцентировать внимание на недостатках, говорить, что он ленив, неумен, шестилетний ребенок и впрямь станет таким.

Исследование на теоретическом уровне позволило нам разработать модель коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста. Для большей наглядности представим её в виде рисунка:

 

Рис. 1 – Модель коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада

 

Из рисунка 1. видно, что в целях коррекции страхов у дошкольников, в первую очередь, необходимо создать благоприятную окружающую среду в условиях УДО. Такая среда, в нашем понимании, должна включать:

– внимание и заботу о детях (забота в тоне голоса воспитателя, его поступках, прикосновениях и др.);

– доверительные отношения (уверенность; честность; поддержка; похвала; одобрение; надёжность; любовь; правильные и разумные запреты и объяснения установленных границ «нельзя» и «надо» и др.);

– защищённость (межличностные отношения, душевное благополучие, позитивное мировосприятие и др.);

– использование музыки (дети данной возрастной группы с удовольствием откликаются на музыкальные звуки, любят петь и танцевать, двигаться под музыку, играть на детских музыкальных инструментах и др.).

Проведенное нами исследование показало, что представленные выше компоненты создадут ребёнку-дошкольнику благоприятную окружающую среду, позволяющую вести эффективную работу по преодолению страхов. Эмоциональное благополучие дошкольника будет способствовать нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим детям. Слова одобрения, похвала взрослых будут являться для дошкольников стимулом самоубеждения в положительных поступках, уверенности в собственных возможностях. Ласка будет направлена на проявление нежности, этому будут способствовать поступки воспитателя (поглаживание по спинке, по голове, объятия и т. д.). Музыка окажет своё воспитательное воздействие, стимулируя активность детей, самостоятельность, вызывая различные эмоциональные переживания, создавая хорошее настроение.

Подводя итог вышесказанному, можно прийти к выводу, что проблема коррекции детских страхов, не смотря на свою значимость, до сих пор полностью не решена, продолжаются поиски путей эффективного решения данной проблемы. Коррекционная работа с детскими страхами, на основе разработанной нами модели, позволяет снять напряжение, поднять самооценку, утвердить уверенность в собственных силах, улучшить общее самочувствие детей, оказывает положительное влияние на их психику.

 

Список литературы

  1. Выготский, Л.С. Психология развития ребёнка / Л.С. Выготский. – М.: Смысл, 2006. – 508 с.
  2. Гусева, Л.М. Эмоциональное благополучие в развитии личности ребенка / Л.М. Гусева. – Чебоксары: Чувашский государственный педагогический институт им. И.Я. Яковлева, 1997. – 64 с.
  3. Диагностика и коррекция психического развития школьника / под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. – Минск.: Университет, 1997. – 237 с.
  4. Дубровина, И.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми / А.Д. Андреева [и др.]; под общей ред. И. В. Дубровиной. – М.: Академия, 1998. – 160 с.
  5. Захаров, А.И. Дневные и ночные страхи у детей / А.И. Захаров. – СПб.: Союз, 2000. – 448 с.

 

Запись опубликована в рубрике Секция 1. Детство в аспекте педагогических и психологических исследований. Добавьте в закладки постоянную ссылку.