Маринец Е.П.
студентка 4 курса 1 ступени образования педагогического факультета
Учреждения образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»
(Научный руководитель – Сидорко Т.В., старший преподаватель кафедры теории и методики специального образования УО ГрГУ им. Янки Купалы)
ХАРАКТЕРИСТИКА УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ НАВЫКА СОСТАВЛЕНИЯ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА У УЧАЩИХСЯ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В 4 КЛАССЕ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Аннотация. В данной статье представлены методы и приёмы формирования навыков составления описательного рассказа у учащихся с ТНР в 4 классе на уроках литературного чтения.
С каждым годом увеличивается число детей с тяжёлыми нарушениями речи, которые нуждаются в оказании целенаправленной коррекционной помощи.
На первой ступени общего среднего образования детей обучают связным высказываниям, которые характеризуются самостоятельностью, законченностью, логическим завершением, придается особое значение формированию навыков рассказывания, но у учащихся с тяжёлыми нарушениями речи (далее ТНР) возникают сложности в формировании навыков составления описательного рассказа.
У детей с ТНР психофизиологической основой трудностей является замедленная скорость приема, недостаточная прoдуктивность запоминания и обработки образно воспринимаемой информации, низкая скорость мыслительных процессов, которые лежат в основе понимания прочитанного, сложность установления ассоциативных связей между слуховыми, зрительными и речевыми центрами, которые участвуют в актах чтения [1].
Цель статьи – сравнить уровень сформированности навыков составления описательного рассказа у детей с ТНР и детей с нормой речевого развития.
Работу по формированию навыков составления описательных рассказов следует начинать с подготовительных упражнений, при проведении которых главное внимание уделяется развитию у детей сенсорного восприятия, навыков анализа воспринимаемого предмета, формированию фразовой речи при ответах на вопросы [1, с. 23].
В обучении рассказыванию применяются специфичные приемы, назначение которых – получить от ребенка связное высказывание, монолог. На первоначальном этапе занятия употребляются такие приемы, с помощью которых учащимся показывают примерный результат предстоящей им речевой деятельности и пути достижения этого результата.
Р.И. Лалаева [3, с. 53] выделяет приемы обучения детей рассказыванию:
– образец рассказа – это краткое, живое описание какого-либо предмета или события, доступное детям для заимствования текста по содержанию и форме;
– план рассказа – это 2-3 основных вопроса, которые опpеделяют содеpжание и последовательность изложения. Обычнo после одного-двух зaнятий с образцом рассказа план станoвится cамоcтоятельным и ведущим приемом обучения.
Проанализировав психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме формирования описательного рассказа у детей с тяжёлыми нарушениями речи на уроках литературного чтения, был проведен констатирующий эксперимент, в котором приняли участие 20 учащихся. В экспериментальную группу вошли 10 учащихся с ТНР в 4 классе, в контрольную – 10 учащихся с нормой речевого развития в 4 классе. Возраст испытуемых – 9–11 лет.
Для исследования уровня сформированности умения составлять описательный рассказ была использована методика В.П. Глухова [1, с. 77], которая состоит из 6 заданий:
— первое задание используется для определения способности ребенка составлять адекватное законченное высказывание на уровне фразы (по изображению, картинке);
— второе задание направлено на выявление способности детей устанавливать логико-смысловые отношения между предметами и передавать их в виде законченной фразы-высказывания (составление предложения по трём картинкам: «девочка», «корзинка», «лес»);
— третье задание используется для выявления умения воспроизводить небольшой по объему и простой по структуре литературный текст. Для этого могут быть использованы знакомые детям сказки: «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба»;
— четвертое задание используется для выявления возможностей детей составлять связный сюжетный рассказ на основе наглядного содержания последовательных фрагментов или эпизодов;
— пятое задание – составление рассказа на основе личного опыта, его цель – выявить индивидуальный уровень и особенности владения связной фразовой и монологической речью при передаче своих жизненных впечатлений;
— шестое задание – составление описательного рассказа.
В целях комплексного исследования навыков описательного рассказа использовали серию заданий, которые включали составление рассказа по сюжетным картинкам и пересказ текста (знакомой сказки или короткого рассказа).
Для получения общей оценки за всю серию баллы складывались и представлялись в процентном выражении.
По результатам проведенного исследования мы выделили три уровня сформированности навыков составления описательного рассказа у учащихся с ТНР:
– высокий уровень – описательный рассказ составлен самостоятельно, с соблюдением грамматических норм русского языка; полностью передается содержание текста, воспроизводятся все смысловые звенья; соблюдается связность и последовательность изложения, употребляются разнообразные языковые средства в соответствии с текстом;
– средний уровень – рассказ составлен с помощью учителя, смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями; отмечаются отдельные нарушения связного воспроизведения текста, отсутствует оформление речи художественно-стилистическими элементами;
– низкий уровень – используются наводящие, стимулирующие к ответу вопросы, имеются сокращения или искажения смысла, пропуски отдельных моментов действия или целого фрагмента, включение посторонней информации, неоднократные нарушения связности изложения, отмечаются аграмматизмы, повторы, неадекватные словесные замены.
Анализ результатов проведенного констатирующего эксперимента показал, что среди учащихся без нарушений речи высокий уровень отмечался у 70 % (7 детей), средний уровень – 30 % (3 ребенка), низкий уровень в данной группе не выявлен.
Анализ полученных данных группы детей с ТНР показал, что при составлении рассказа по сюжетным картинкам 10 % (1 ребенок) детей находится на высоком уровне сформированности навыков описательного рассказа, 50 % (5 детей) – средний уровень, 40 % (4 ребенка – на низком уровне.
Для наглядности полученные данные представлены на рисунке 1.
Рис. 1 – Уровень сформированности умения составлять рассказ по сюжетным картинкам у учащихся в 4 классе
Дети контрольной группы показали следующие результаты: высокий уровень – 80 % (8 детей) детей, средний уровень – 20 % (2 ребенка), низкий уровень в данной группе не выявлен.
Среди детей экспериментальной группы мы получили следующие результаты: средний уровень умения пересказывать текст – 60 % (6 детей), низкий уровень – 40 % (4 ребенка) детей, высокий уровень – не выявлен. Проводя качественный анализ полученных результатов, мы выявили, что у детей с ТНР, при пересказе наблюдалось незначительное искажение ситуации, а также неправильное воспроизведение причинно-следственных связей. Учащиеся данной группы не смогли самостоятельно пересказать текст, без помощи учителя, им была оказана помощь в виде наводящих вопросов. Такие особенности обусловлены низкой степенью самостоятельной речевой активности ребёнка, с неумением выделить главные и второстепенные элементы в исходном тексте, с невозможностью чёткого построения целостной композиции своего сообщения.
Для наглядности полученные данные представлены на рисунке 2.
Рис. 2 – Уровень сформированности умения пересказывать текст у учащихся в 4 классе
Таким образом, при обучении детей с ТНР составлению описательного рассказа необходимо правильно отбирать текстовый материал, учитывая возрастные особенности и речевые нарушения, подбирать необходимые методы и приёмы, а также соблюдать поставленные задачи, главными из которых являются: формирование лексико-грамматической стороны речи и умения строить внутренний плaн высказывания с опорой на наглядность и без нeё, активизирование и обогащение словаря, развитие связной речи, закрепление навыков планирования высказывания, развитие умения выделять в тексте существенные признаки и основные части предметов. Формирование обобщённых представлений о правилах построения рассказа-описания.
Список литературы
- Глухов, В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с ТНР / В. П. Глухов. – М. : АРКТИ, 2014. – 168 с.
- Глухов, В. П. Формирование связной монологической речи у детей с ТНР в процессе обучения пересказу / В. П. Глухов // Дефектология. – 2017. – № 1. – С. 69–76.
- Лалаева, Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах / Р. И. Лалаева. – М. : Владос, 2011. – 256 с.