Острейко Е.А. ФОРМИРОВАНИЯ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У УЧАЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ НА УРОКАХ «ЧЕЛОВЕК И МИР» В I КЛАССЕ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Острейко Е.А.

студентка 5 курса 2 ступени образования педагогического факультета

Учреждения образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»

(Научный руководитель – Н. В. Крюковская, заведующий кафедрой теории

и методики специального образования УО ГрГУ им. Я. Купалы,

кандидат педагогических наук, доцент)

ФОРМИРОВАНИЯ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У УЧАЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ НА УРОКАХ «ЧЕЛОВЕК И МИР» В I КЛАССЕ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

 

Аннотация. В статье описаны методические аспекты и результативность использования электронного средства обучения при организации процесса формирования временных представлений у учащихся с интеллектуальной недостаточностью на уроках «Человек и мир» в I классе.

 

Процесс усвоения системы знаний, умений и навыков осуществляется учащимися на основе соответствующего уровня сформированности их познавательной деятельности. Для учащихся с интеллектуальной недостаточностью характерны быстрая утомляемость, отвлекаемость, затруднения при необходимости применять мыслительные операции и прилагать волевые усилия. Это обусловливает наличие трудностей в процессе усвоения временных представлений учащимися с интеллектуальной недостаточностью на уроках «Человек и мир» в I классе, что требует внесения игровых моментов, частой смены форм работы, и кроме того, постепенного вовлечения их в процесс обучения с постоянным учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Процесс формирования временных представлений у учащихся с интеллектуальной недостаточностью требует многократного повторения пройденного материала, так как детям свойственно быстрое забывание. Поэтому, на наш взгляд, использование электронного средства обучения (далее – ЭСО) для ребенка и педагога будет намного интереснее и продуктивнее.

Актуальность исследования данной проблемы у учащихся с интеллектуальной недостаточностью на уроках «Человек и мир» определяется тем, что на современном этапе развития специального образования разработка электронных образовательных ресурсов для учащихся вспомогательной школы является важной составляющей информатизации процесса обучения.

Цель статьи – описать содержание электронного средства обучения  «Изучаем время» и показать результативность его применения на уроках «Человек и мир» во вспомогательной школе.

За последние десятилетия накоплен значительный теоретический и практический опыт в области применения ЭСО в специальном образовании. Исследования в области применения электронных средств обучения учащихся с интеллектуальной недостаточностью проводили Ю. В. Захарова [16], Ю. Н. Кислякова [19], Т. В. Лисовская [25], И. А. Никольская [32] и др. Внедрение ЭСО раскрывает обширные возможности проектирования обучающей среды с реализацией принципиально новых методов и форм обучения и использованием новых подходов к организации процесса обучения. Использование в коррекционно-педагогической работе ЭСО имеет ряд преимуществ:

  • возможность создания игровой среды с учетом коррекционно-развивающих и обучающих задач;
  • разнообразие подачи учебного материала;
  • постоянный контроль за действиями учащегося;
  • устойчивый интерес к процессу выполнения упражнений на компьютере даже при их многократном выполнении;
  • индивидуализация темпа выполнения каждым учеником заданий.

По мнению Ю. Н. Кисляковой [19], Т. В. Лисовской [25] и др. использование ЭСО в образовательном процессе положительно влияет на качество образования учащихся с интеллектуальной недостаточностью, а именно:

  • интенсифицирует образовательный процесс, сделает его интерактивным;
  • способствует визуализации учебной информации, объектов, процессов, явлений природного мира, представлению их в динамике развития, во временном и пространственном движении;
  • повышает эффективность и наглядность обучения, так как в компьютерных пособиях используется минимум текста, вся информация визуализирована для облегчения ее понимания и запоминания;
  • облегчает моделирование заданий под разные педагогические цели;
  • обеспечивает многократность повторения материала;
  • снижает ресурсоемкость коррекционно-педагогической работы с детьми за счет использования пакета офисных программ Windows и адаптированных программных комплексов;
  • корригирует социальную и эмоционально-волевую сферы личности обучающихся, высшие психические функции (память, внимание, речь, мышление), мелкую моторику рук.

ЭСО на уроках «Человек и мир» может быть реализовано:

  • при объяснении нового материала учителем (в виде анимации и презентации);
  • при организации индивидуальной познавательной деятельности учащихся (анимации и презентации, понятийный аппарат, дидактические игры);
  • при организации групповой работы учащихся (анимации и презентации, понятийный аппарат, материалы для любознательных);
  • для индивидуальной и дифференцированной работы с учащимися;
  • для закрепления изученного материала (задания тестового характера).

ЭСО в форме интерактивных игр – одна из особо продуктивных педагогических информационных технологий, создающих оптимальные условия развития, самореализации участников коррекционно-педагогического процесса.

С целью повышения эффективности процесса формирования временных представлений у учащихся с интеллектуальной недостаточностью на уроках «Человек и мир» в I классе нами было разработано ЭСО «Изучаем время» на основе использования интерактивных игр.

В целях формирования временных представлений у учащихся в ЭСО нами были включены следующие виды работ:

  1. Определение и называние наиболее ярко выраженных признаков сезонных явлений (зима, весна, лето, осень).
  2. Отгадывание загадок о порах года по их существенным признакам и нахождение отгадки среди иллюстраций.
  3. Называние частей суток по результату узнавания и определения особенностей природы в разные периоды суток.
  4. Отгадывание загадок о частях суток с опорой на особенности поведения и действий человека в разное время суток.
  5. Определение последовательности частей суток.
  6. Нахождение изменений, происходящих в окружающей среде в связи с различным положением солнца, освещенностью земной поверхности, появлением и исчезновением луны, звезд в разное время суток.
  7. Установление простых причинно-следственных отношений при определении последовательности разных временных отрезков.

Для изготовления игр была использована программа Microsoft PowerPoint. Игры были выполнены с использованием различных технологических приемов: «телевизор», «карусель», «универсальный тренажер», «сорбонка». Со слайда презентации к детям обращается персонаж, который предлагает поиграть с ним или помочь справиться с трудным заданием. Принцип игр основан на коррекционно-развивающем характере обучения, в игре применяются поисковые ситуации, стимулирующие мыслительную активность детей.

Разработанное ЭСО «Изучаем время» было внедрено в процесс обучения учащихся с интеллектуальной недостаточностью, обучающихся в I классе на базе ГУО «Вспомогательная школа №1 г. Гродно». Для оценки эффективности его применения в учебном процессе были организованы экспериментальная и контрольная группы; в состав каждой из них вошли 5 учащихся с легкой степенью интеллектуальной недостаточности (F70 по МКБ-10) (7–8 лет). С целью оценки результативности применения электронного средства обучения «Изучаем время» было проведено исследование учащихся с интеллектуальной недостаточностью, направленное на оценку уровня сформированности исследуемого навыка. Согласно количественному анализу результатов, продемонстрированных учащимися, наблюдается положительная динамика в уровне развития временных представлений у детей экспериментальной группы (рисунок).


Рис. – Динамика уровня сформированности временных представлений у учащихся с интеллектуальной недостаточностью

 

Учащиеся экспериментальной группы успешнее выполнили все задания контрольного эксперимента. По сравнению с первичным исследованием у них возросло число правильных ответов и улучшилось их качество. В экспериментальной группе у 20 % учащихся был выявлен высокий уровень сформированности временных представлений, сократилось количество учащихся с низким уровнем сформированности исследуемых представлений (с 40 % до 20 %). Кроме того, в экспериментальной группе не было ни одного отказа от выполнения диагностических заданий, в контрольной группе 20 % учащихся отказывались от выполнения некоторых заданий.

В процессе выявления представлений о соотношении событий личной жизни с конкретными временными отрезками учащихся экспериментальной группы, правильно выполнивших задания оказалось на 20 % больше, чем учащихся контрольной группы. Таким образом, численность учащихся экспериментальной группы, допустивших грубые ошибки, снизилось по сравнению с числом детей контрольной группы за время проведения эксперимента.

При определении времени суток, времени года, установлении их последовательности, выполнении задания на дифференциацию временных отношений учащиеся экспериментальной группы продемонстрировали более высокие результаты, чем учащиеся контрольной группы. В экспериментальной группе 20 % детей продемонстрировали высокий уровень и 60% средний уровень сформированности временных представлений. В контрольной группе высокий уровень выявлен не был, но наблюдалось увеличение количества детей со средним уровнем (на 20%) и уменьшение с низким уровнем (на 20 %) сформированности временных представлений.

Учащиеся экспериментальной группы лучше осуществляли определение времени суток в рамках режимных моментов. Устанавливая последовательность частей суток, времен года, учитывали субъективные и объективные показатели временных отрезков (деятельность людей, освещенность неба, положение солнца, признаки природы и явления погоды). При выполнении заданий на дифференциацию временных отношений «вчера–сегодня–завтра» 20 % учащихся экспериментальной группы учитывали относительный характер употребления временной терминологии, которой обозначаются данные отношения.

60 % учащихся экспериментальной группы допустили негрубые ошибки, нуждались в наводящих вопросах. При незначительной помощи эти дети исправляли свои ошибки. У 40 % учащихся экспериментальной и контрольной групп возникали выраженные трудности при дифференциации отношений «вчера–сегодня–завтра». Это объясняется сложностью специальной терминологии, необходимостью ее соотнесения с соответствующими объектами и событиями, относительностью ее употребления, что требует повышения продуктивности познавательных процессов.

При этом следует отметить, что у учащихся с интеллектуальной недостаточностью усилилась мотивационная сторона учебной деятельности, возрос познавательный интерес к выполнению заданий. Дети с большим удовольствием работали с интерактивными играми, старательно выполняли задания. В результате обучения возрос их темп работы на уроке. Учащиеся с интеллектуальной недостаточностью стали более внимательны, собраны, активны. У них появились попытки контролировать свою деятельность, доводить начатую работу до конца, делать элементарные умозаключения.

Таким образом, использование ЭСО «Изучаем время» в процессе формирования временных представлений у учащихся с интеллектуальной недостаточностью на уроках «Человек и мир» в I классе доказало свою эффективность. В результате проведенного эксперимента мы смогли добиться положительной динамики в развитии временных представлений учащихся. Однако для получения более выраженных и стойких изменений в уровне сформированности исследуемого процесса коррекционно-педагогическую работу с использованием ЭСО требуется проводить систематически и более длительное время.

 

Список литературы

 

  1. Захарова, Ю. В. Электронные учебно-методические комплексы для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью: проблемы и перспективы создания / Ю.В. Захарова // Садыковские чтения: проблемы и пути внедрения инновационных технологий в образовательное пространство : материалы Междунар. научн.-практ. конф., Алматы, 26–28 сент. 2013 г. / КазНПУ им. Абая. – Алматы, 2013. – С. 317–319. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://elib.bspu.by/bitstream/doc/847/1. – Дата доступа: 16.02.2020.
  2. Кислякова, Ю. Н. Методические рекомендации по использованию мультимедийных средств обучения в специальном образовании / Ю. Н. Кислякова, Т. В. Лисовская. – Минск : Четыре четверти, 2010. – 52 с.
  3. Лисовская, Т. В. Электронные учебно-методические комплексы для организации процесса обучения детей с интеллектуальной недостаточностью как новое ресурсное обеспечение инклюзивного образования / Т. В. Лисовская // Инклюзивное образование : практика, исследования, методология. – М. : МГППУ, 2013. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://edu-open.ru/Default.aspx?tabid=520. – Дата доступа: 17.02.2020.
  4. Никольская, И. А. Информационные технологии в специальном образовании / И. А. Никольская. – М. : Академия, 2011. – 137 с.

 

Запись опубликована в рубрике Секция 3. Вопросы организации коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими особенности психофизического развития. Добавьте в закладки постоянную ссылку.