Пушко Л. А.УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ОБРАЗОВАНИЯ НА БАЗЕ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩЕГО ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

УДК 37.013.75

 Пушко Л. А.

студентка 1 курса 2 ступени образования педагогического факультета

Учреждения образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»

(Научный руководитель – Н.В. Михалкович, кандидат педагогических наук, доцент,

УО «ГрГУ им. Янки Купалы»)

УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ОБРАЗОВАНИЯ НА БАЗЕ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩЕГО ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Аннотация. В данной статье представлена система взглядов, знаний, представлений, деятельности адекватно обеспечивающая развитие и совершенствование личности ребенка дошкольного возраста.

Для современной цивилизации характерно утверждение философии качества и проникновение ее во все сферы жизни человечества, включая и сферу образования, во многом определяющую и формирующую облик будущей жизнедеятельности человека и общества. Приоритет качества образования как ядра образовательной политики делает остроактуальной проблему поиска эффективных механизмов управления им на всех уровнях образовательной системы, начиная с дошкольного учреждения. Последнему принадлежит особо важная роль, которая определена уникальностью дошкольного детства как периода разностороннего развития ребенка.

На современном этапе развития специальных дошкольных учреждений образования, характеризующихся масштабностью, комплексностью потребностей и интересов их внешней и внутренней среды, наличием проблем с программными признаками, необходимостью концентрации ресурсов и интеграции различных видов деятельности для достижения желаемых результатов, особую актуальность приобретает расширение исследований по управлению развитием дошкольного учреждения, осуществляющего обучение и воспитание дошкольников с особенностями психофизического развития.

Управление образовательными учреждениями мы рассматриваем как часть общей системы образования в Республике Беларусь, а, следовательно, все основные положения науки управления, педагогического менеджмента применимы и к управлению дошкольным учреждением образования. Усложнение и постоянное изменение задач, стоящих перед специальным образованием, особенности контингента дошкольного учреждения с лицами с особенностями психофизического развития влекут за собой необходимость совершенствования устройства данного типа учреждения, побуждают к поиску новых подходов, технологий в обучении и воспитании. Управление процессом образования на базе дошкольного учреждения с лицами с особенностями психофизического развития – сложный процесс, успешность которого во многом зависит от научно обоснованного моделирования устройства всей организации, учебно-воспитательного процесса. Управление процессом образования на базе дошкольного учреждения с лицами с особенностями психофизического развития (далее ОПФР) направлено на оптимизацию процессов обучения и воспитания воспитанников, позволяет адаптировать содержание, методы и темпы учебной деятельности ребенка к его особенностям, следить за каждым его действием в процессе освоения социального опыта; обеспечивать продвижение в овладении жизненно значимыми компетенциями; вовремя вносить необходимые коррективы в деятельность как ребенка, так и педагога.

Не зная конкретных условий, в которых работает образовательное учреждение, уровня его организационной культуры, степени профессионализма педагогов, невозможно повысить эффективность управления. Поэтому использование технологии психолого-педагогического мониторинга способствует и создает основу для реализации задач по совершенствованию как образовательной, так и управленческой деятельности.

Использование технологии мониторинга в дошкольном учреждении с лицами ОПФР, с целью повышения эффективности его работы требует от руководителя проведения ряда организационных мероприятий, которые можно осуществить, по мнению Н. Н. Малофеева, в несколько этапов [8, c. 145].

I этап – это отбор диагностических методик и обучение им сотрудников. Эти методики должны быть доступными для них в использовании в условиях дошкольного учреждения.

II этап – знакомство педагогов с методами экспертной оценки и приемами практико-ориентированных исследований. Завершает этот этап подготовка необходимой документации.

III этап — создание в дошкольном учреждении практической службы психолого-педагогического мониторинга. Для этого необходимо разработать положение о службе мониторинга и подготовить приказ о ее составе на текущий учебный год. Положение определяет задачи, направления и содержание деятельности службы, права и обязанности членов, формы отчета и сроки их предоставления. Оно утверждается Советом педагогов дошкольного учреждения.

Объекты и содержание деятельности службы определяются заведующим на основании годового плана и программы развития дошкольного учреждения. Для этого он должен издать приказ и оформить плановое задание руководителю службы мониторинга.

Для эффективного функционирования службы мониторинга А. Н. Котко рекомендует создание нескольких функциональных групп [9, c. 45]:

  1. Группа наблюдения и сбора информации. Целью группы наблюдения и сбора информации является – выявление возможных отклонений в разнообразной деятельности детей: во взаимодействии педагогов с детьми, в организации режимных моментов, двигательной деятельности детей, питания, лечебно-профилактической работы и образовательного процесса.

По результатам работы группы наблюдения и сбора информации можно выявить, как чувствуют себя дети, жизнерадостны ли они, не наблюдается ли признаков переутомления, созданы ли им необходимые условия для свободного общения и деятельности, быстро ли они засыпают, как долго спят, с каким настроением приходят в дошкольное учреждение, с каким уходят, не провоцируют ли педагоги своими действиями стрессовые ситуации. В данную группу, как правило, входят сотрудники дошкольного образовательного учреждения, имеющие административно-методические функции (методист, врач, старшая медицинская сестра, заместитель заведующего по административно-хозяйственной работе), а также родители (председатели родительского комитета). Члены группы осуществляют наблюдение за организацией процессов жизнедеятельности и воспитания детей, отмечая результаты наблюдений на специальных бланках.

  1. Аналитико-диагностическая группа. Целью функционирования данной группы является проведение диагностики развития детей с ОПФР в различных видах деятельности. Полученные данные сравниваются с информацией, полученной от группы наблюдения и сбора информации, и данными о заболеваемости детей. Выбор диагностических методик определяется Советом педагогов учреждения образования на основании реализуемых в нем образовательных программ и согласно их рекомендациям. В результате деятельности аналитико-диагностической группы решается одна из значимых задач по определению эффективности работы учреждения – выявляются показатели динамики развития детей и осуществляется сопоставление этих показателей с уровнем образовательной деятельности педагогов. Благодаря данной информации появляется возможность своевременно корректировать не только воспитательный и образовательный процесс, но и развитие каждого конкретного ребенка, подбирая для этого соответствующий психолого-педагогический инструментарий и соответствующий индивидуальный маршрут развития [9, c. 48].

В состав аналитико-диагностической группы необходимо включать как опытных педагогов, умеющих правильно провести диагностическое обследование, так и менее квалифицированных педагогов, чтобы они могли перенимать опыт и знания своих более подготовленных коллег. Для организованного и эффективного функционирования группы руководителем учреждения разрабатываются плановые задания, в которых регламентируется задачи и сроки выполнения.

  1. 3. Группа планирования. Функциональной деятельностью данной группы является разработка стратегического и базисного планов, программы развития дошкольного учреждения, базовой оздоровительной программы. Так же в обязанности деятельности группы планирования входит внесение корректив в организацию и содержание воспитательного и образовательного процесса при обнаружении его негативных воздействий на здоровье и психоэмоциональное состояние детей [9, c. 50].
  2. Группа контроля. Данная группа осуществляет наблюдение и контроль образовательного процесса и следит за своевременной реализацией внесенных в него поправок и изменений, продиктованных необходимостью сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей, а также контролирует качество выполнения внесенных поправок в образовательный процесс, отраженных в плановых заданиях педагогов [9, c. 51].
  3. Экспертная группа. Данная группа создается по результатам развития службы мониторинга. Основной задачей данной группы является изучение инновационных программ и технологии, внедрение которых в дошкольное учреждение является целесообразным и эффективным. Также членами данной группы осуществляется презентация инновационной программы и технологии, сопровождаемая картой-профессиограммой, позволяющей каждому педагогу определить степень своей субъективной готовности работать по представленной технологии. Экспертную группу представляют сотрудники, побывавшие в центрах разработки инновационных технологий, на конференциях и семинарах при институтах повышения квалификации и получившие соответствующую подготовку [9, c. 53].

Возглавляет службу мониторинга руководитель, назначенный заведующим или избранный Советом педагогов из числа наиболее компетентных и квалифицированных специалистов дошкольного учреждения, обладающих хорошими организаторскими способностями. Руководитель осуществляет анализ, учет, хранение и систематизацию собранной информации.

Таким образом, на основании мониторинга качества основных видов деятельности дошкольного учреждения, осуществляющего обучение и воспитание лицами с ОПФР, можно выявить не только специфические особенности и проблемы функционирования учреждения, но и определить качество развивающегося и инновационного потенциала учреждения, а также установить особенность приоритетного направления деятельности учреждения. Представленная модель реализации педагогического мониторинга в дошкольном учреждении, осуществляющем обучение и воспитание дошкольников с ОПФР позволяет избежать в дальнейшем многих ошибок, связанных как с организацией педагогического процесса, так и с выбором образовательных технологий. Результаты мониторинга также позволяют педагогам получить целостное представление об уровне деятельности дошкольного учреждения на каждом этапе его развития, а также видеть свой собственный вклад в это развитие.

Список литературы

 

  1. Варенова, Т. В. Интеграционные тенденции в образовании детей с особенностями психофизического развития / Т. В. Варенова // Теория и практика коррекционной педагогики / Т. В. Варенова. – Минск : Асар, 2003. – С. 77–89.
  2. Гладкая, В. В. Структура и содержание профессиональных компетенций педагогов учреждений дошкольного и общего среднего образования в условиях интегрированного обучения / В. В. Гладкая // Адукацiя и выхаванне. – 2014. – № 11. – С. 3–9.
  3. Гладкая, В. В. Система специальных профессиональных компетенций по работе с детьми с особенностями психофизического развития как необходимая составляющая профессиональных компетенций современного педагога / В. В.Гладкая // Поддержка одаренности – развитие креативности: материалы международного конгресса, Витебск, 22–27 сентября 2014 г.: в 2 т. / Вит. гос. ун-–т ; редкол.: И. М. Прищепа (гл. ред.), О. Грауманн, М. Н. Певзнер. – Витебск : ВГУ имени П. М. Машерова, 2014. – Том 1. – С. 308–314.
  4. Гладкая, В. В. Современные тенденции развития системы переподготовки и повышения квалификации специалистов в области специального образования в Республике Беларусь / В. В. Гладкая // Взаимодействие национальных образовательных систем стран СНГ как фактор повышения качества образования : сборник материалов III съезда учителей и работников образования государств-участников СНГ. – Минск : НИО, 2014. – С. 103–107.
  5. Гладкая, В. В. Специальная профессиональная компетентность педагогов как условие успешности процесса обучения детей с особенностями психофизического развития / В. В. Гладкая // Кіраванне ў адукацыі. – 2011. – № 6. – С. 11–16.
  6. Гладкая, В. В. Формирование профессиональной компетенции педагогов по работе с учащимися с особенностями психофизического развития в условиях интегрированного обучения и воспитания: возможности системы дополнительного образования взрослых / В. В. Гладкая // Специальное образование : материалы X международ. науч. конф., 23–24 апр. 2014 г. / под общ. ред. проф. В.Н. Скворцова. – СПб. : ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2014. – Т.1. – С. 80–83.
  7. Коноплева, А. Н. Интегрированное обучение детей с особенностями психофизического развития / А. Н. Коноплева, Т. Л. Лещинская. – Минск : НИО, 2003. – 232 с.
  8. Малофеев, Н. Н. Основы управления специальным образованием : учеб. пособие / Н. Н. Малофеев, Э. Н. Макшанцева, Н. М. Назарова; под ред. Д. С. Шилова. – М. : Академия, 2001. – 336 с.
  9. Котко, А. Н. Современный руководитель дошкольного учреждения: монография / А. Н. Котко. – Минск : Медисонт, 2008. – 324 с.

 

 

Запись опубликована в рубрике Секция 3. Вопросы организации коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими особенности психофизического развития. Добавьте в закладки постоянную ссылку.