Салей Д.М. ТЕХНОЛОГИЯ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ КАК СПОСОБ ЭФФЕКТИВНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ

УДК 373.31

Салей Д.М.

студентка 4 курса педагогического факультета

Учреждения образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»

(Научный руководитель – Гринько С.Д., старший преподаватель кафедры естественнонаучных и лингвистических дисциплин и методик их преподавания УО ГрГУ им. Янки Купалы)

ТЕХНОЛОГИЯ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ КАК СПОСОБ ЭФФЕКТИВНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ

 Аннотация. В данной статье обосновывается необходимость технологизации образовательного процесса на первой ступени общего среднего образования, средством реализации которой может стать технология интегрированного обучения.

 Младший школьный возраст – это период активного развития учащихся в возрасте от 6 до 10 лет. Новая социальная роль оказывает значительное влияние на формирование личности младшего школьника: основной становится учебная деятельность; осуществляется окончательный переход к абстрактно-логическому мышлению; активно развиваются творческие способности; школьники овладевают основами самопознания, самоопределения и самооценки. Это значит, что на первой ступени общего среднего образования формируются базовые составляющие личности младшего школьника: сфера умственных действий; знаний, умений и навыков; нравственно-эстетическая, действенно-практическая и другие важные сферы личности [1, с. 18]. Поэтому современный педагог должен организовывать образовательный процесс, учитывая необходимость разностороннего развития своих воспитанников.

Традиционный подход к обучению, основанный на воспроизведении готового «образца» знаний, не может полностью удовлетворить потребности общества в формировании интеллектуальной, конкурентоспособной, активной и дееспособной личности, обладающей информационными и коммуникативными компетенциями. Решить эти задачи можно только при условии изменения позиций учителя и ученика в процессе обучения и воспитания, что зачастую решается путём технологизации педагогического процесса [2, c. 7-8].

Таблица 1. Сравнительная характеристика традиционного обучения и обучения с применением различных педагогических технологий

Позиции для сравнения Традиционное обучение Обучение с применением различных педагогических технологий
Уровень здоровья учащихся Частые стрессы, нервное напряжение, раздражительность вследствие желания получить более высокую отметку; сколиоз как результат постоянной рабочей позы; близорукость как результат «зубрёжки» Состояние здоровья удовлетворительное или хорошее (в особенности, при использовании здоровьесберегающих технологий)
Степень удовлетворённости педагогов результатами учебной деятельности учащихся Часто не удовлетворены или удовлетворены частично Часто полностью или частично удовлетворены
Степень осознанности учащихся в процессе обучения «Отчуждение содержания образования от учащихся» [2, с. 7]. Школьники не осознают актуальности для себя изучаемого материала. Учащиеся чётко осознают где и каким образом можно применить полученные знания, умения и навыки
Позиция учащегося Пассивный слушатель, ведомый учителем Активный участник, партнёр в процессе обучения
Позиция педагога Носитель знаний, транслятор, организатор учебного процесса, контролёр, «судья» Организатор учебного процесса, товарищ, советчик, партнёр
Уровень социализации учащихся Необходимый уровень социализации не достигается, так как школьники привыкают опираться на готовый образец знаний Умелое применение приобретённых знаний, умений и навыков в различных жизненных ситуациях
Степень коммуникабельности учащихся Учащиеся часто коммуникабельны, но не умеют работать сообща, распределять роли в группе Учащиеся умеют контактировать с различными социальными группами, работать сообща

Налицо различия в подходах к обучению. Традиционное обучение консервативно и не может удовлетворить потребности информационного общества. Поэтому, на наш взгляд, педагог должен использовать педагогические технологии, что позволит эффективно сочетать различные деятельности (учебную, творческую, практическую, мыслительную, трудовую), направленные на разностороннее развитие школьников на первой ступени общего среднего образования. По нашему мнению, наиболее эффективно с этой целью можно использовать технологию интегрированного обучения.

Интеграция (от лат. integratio – «включение») – объединение в целое, в единство каких-либо элементов [3, с. 60]. Понятие «интеграция» трактовалось многими исследователями в области педагогики (О. С. Гребенюком, А. Я. Данилюком, Б. М. Кедровым, И. Д. Зверевой, В. Н. Максимовой), однако единственного верного определения нет. В работе С. В. Кульневича и Т. Т. Лакоценина «Анализ современного урока» встречается такое определение: «Интеграция – это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области» [4]. С позиции деятельностного подхода, интеграция – это «средство, обеспечивающее целостное познание мира и способность человека системно мыслить при решении практических задач; создание условий для становления у учащихся личностно-многомерной картины мира и постижения себя в этом мире» [5, с. 293].

Уже в XVIII веке стали зарождаться идеи интеграции учебных предметов. Так, швейцарский педагог Иоганн Генрих Песталоцци утверждал, что процесс обучения должен быть построен таким образом, чтобы, с одной стороны, разграничить между собой отдельные предметы, а с другой – объединить в сознании схожие и родственные. Он считал, что только таким образом можно внести ясность в сознание детей. Русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский на основе интеграции письма и чтения, разработал аналитико-синтетический метод обучения грамоте, который в усовершенствованном виде используется в современной начальной школе. Советский педагог-новатор Василий Александрович Сухомлинский проводил «уроки мышления в природе», что являлось интеграцией нескольких видов познавательной деятельности (наблюдения, мышления, речи) [6].

Технологии интегрированного обучения как средство совершенствования педагогического процесса рассматривали многие педагоги:

  • В. В. Сериков разработал концепцию интеграции содержания образования за счёт уменьшения многопредметности и укрупнения образовательных областей;
  • В. И. Загвязинский описывал возможность внутрипредметной интеграции;
  • А. И. Гуревич использовал в своей практике интеграцию учебных предметов (химия и физика);
  • Л. А. Артемьева, В. В. Гаврилюк, М. И. Махмутов считают эффективным синтез сразу нескольких образовательных технологий;
  • В. В. Семёнов разработал концепцию интеграции воспитательных сил общества, согласно которой в единое целое сливаются обучение и воспитание, обучение и труд, усилия школы и общества [5, с. 294].

В данной статье мы рассмотрим технологию интегрированного обучения, опираясь на концепцию А. И. Гуревича, то есть на интеграцию различных учебных дисциплин. Данная концепция, на наш взгляд, наиболее применима на первой ступени общего среднего образования, так как позволяет добиться от образовательного процесса наибольшей результативности за счёт учёта возрастных и психологических особенностей развития учащихся.

Критерии технологичности интегрированного обучения:

  • Концептуальность. Рассматриваемая нами технология базируется на идее межпредметных связей в образовательном процессе. Проблемой поиска сходств между различными дисциплинами занимались такие педагоги и исследователи, как К. Д. Ушинский, И. Г. Песталоцци, Н. Ф. Бунаков, И. Д. Зверева, В. Н. Максимова, М. Н. Скаткина, Е. Е. Минченкова и другие.
  • Системность. Технологией можно назвать не всякое применение интеграции. Так, в 1 классе преподаётся интегрированный курс письма и чтения, однако этого недостаточно для достижения высоких результатов в обучении и для развития творческих способностей воспитанников. Необходимо комплексно выстраивать учебный материал, объединяя в нём факты из различных научных сфер. Также системность проявляется в использовании интеграции не только в учебной деятельности, но и в воспитательной (воспитательные часы, внеклассные и внешкольные мероприятия).
  • Управляемость. Использование технологии интегрированного обучения позволяет педагогам диагностировать ход и результаты учебного процесса, а также варьировать средствами и методами с целью коррекции результатов. Например, при необходимости развития творческих способностей младших школьников прибегаем к интеграции с дисциплинами эстетического цикла; с целью расширения кругозора учащихся объединяем учебный материал гуманитарных и точных наук и так далее.
  • Эффективность. При оптимальных временных и ресурсных затратах данная технология является достаточно эффективной, так как позволяет ускорить процесс усвоения отдельных учебных тем за счёт слияния научных фактов и включения ассоциативных рядов, что экономит время на рассмотрение более сложных и объёмных тем; способствует развитию творческих способностей учащихся, формированию навыков работы в команде; снимает напряжение с учителя и обучаемых.
  • Воспроизводимость. Данную технологию можно внедрять в любых образовательных учреждениях. Однако эффективность образовательного процесса в этом случае напрямую зависит от систематичности применения и использования разнообразных видов интеграции.

Преимущества технологии интегрированного обучения:

  • полноценное развитие личности учащегося в рамках школьного урока;
  • раскрытие объективных связей между различными сферами научных знаний;
  • формирование устойчивого интереса младших школьников к изучаемым дисциплинам;
  • раскрытие многогранности, разнообразия и единства всех объектов окружающего мира;
  • взаимообогащение учебных дисциплин [7, с. 175];
  • возможность одновременного изучения близких понятий [7, с. 174];
  • использование ранее полученных знаний как фундамент для изучения нового [7, с. 175];
  • предотвращение напряжения школьников и учителя;
  • повышение учебной мотивации учащихся и расширение их кругозора.

Таким образом, технология интегрированного обучения позволяет совершенствовать систему современного образования на первой ступени общего среднего образования, так как идея интеграции является естественной для развития личности младшего школьника и отвечает требованиям общества. Основная форма реализации данной технологии – интегрированный урок – позволяет рассматривать предлагаемые учащимся понятия комплексно, постигая целостную картину мира. Также интеграция в обучении не исключает, а, напротив, культивирует возможность творческого развития обучающихся, что способствует их гармоничному и всестороннему развитию.

 

Список литературы

 

  1. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии: учебное пособие / Г. К. Селевко. – М. : Народное образование, 1998. – 255 с.
  2. Сивашинская, Е. Ф. Педагогические системы и технологии : курс лекций для студентов педагогических специальностей вузов / Е. Ф. Сивашинская, В. Н. Пунчик; под общ. редакцией Е. Ф. Сивашинской. – Минск : Экоперспектива, 2010. – 196 с.
  3. Корожнева, Л. А., Мельник, Э. Л. Интегрированные уроки при изучении предмета «окружающий мир» / Л. А. Корожнева, Э. Л. Мельник // Нач. школа. – 2009. – № 4. – С. 60-64.
  4. Интегрированный урок в начальной школе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ped-kopilka.ru/blogs/natalja-nikolaevna-aleksenko/doklad-integrirovanyi-urok-kak-sredstvo-pozitivnoi-motivaci-v-obucheni-mladshih-shkolnikov.html. – Дата доступа: 07.02.2018.
  5. Селевко, Г. К. Энциклопедия образовательных технологий / Г. К. Селевко. – Т. 1. – М. : Народное образование, 2005. – 556 с.
  6. Исторический обзор реализации интеграции в практике отечественной и зарубежной школы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://studbooks.net/2046186/pedagogika/istoricheskiy_obzor_realizatsii_integratsii_praktike_otechestvennoy_zarubezhnoy_shkoly. – Дата доступа: 11.03.2018.
  7. Пешкова, В. Е. Педагогика. Часть 5. Педагогические технологии в начальном образовании : Курс лекций : учебное пособие / В.Е. Пешкова. – М.-Берлин : Директ-медиа, 2015. – с. 273.

 

Запись опубликована в рубрике Секция 2. Актуальные проблемы педагогики и социальной работы. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

2 комментария на «Салей Д.М. ТЕХНОЛОГИЯ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ КАК СПОСОБ ЭФФЕКТИВНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ»

  1. Александра Довжик говорит:

    Здравствуйте, Дарья! «Считаете ли вы, что технология традиционного обучения на сегодняшний день полностью утратила свою эффективность?»

    • Дарья Салей говорит:

      Добрый вечер, Александра! Традиционная система обучения эффективна для взращивания интеллектуально развитых учащихся, способных мыслить, скорее, шаблонно. Однако современное общество диктует свои требования: личность должна быть разносторонне развитой, нестандартно мыслящей, активной и конкурентоспособной. Здесь важно творчески интерпретировать поставленные задачи и действовать, не опираясь на навязанные извне модели поведения.
      Поэтому мы считаем, что знаниевая модель обучения, основанная на воспроизведении готового «образца», не может удовлетворить «заказ» современного общества.

Обсуждение закрыто.