Салимбаев М.С. НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ЖУРНАЛИСТИКА»

УДК 37.013:070

Салимбаев М.С.

студент 1 курса факультета журналистики

Белорусского государственного университета

(Научный руководитель – Кузьминова Алеся Юрьевна, заведующий кафедрой телевидения и радиовещания, кандидат филологических наук)

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ЖУРНАЛИСТИКА»

Аннотация. В статье рассматривается вопрос о роли научно-исследовательской деятельности в профессиональной подготовке студентов специальности «журналистика», рассматриваются перспективы профессионального становления студентов специальности «журналистика» в современном социуме.

«Визитной карточкой» современного общества является непрерывный рост изменений. Изменения происходят с высокой скоростью и в большом количестве. Многие события, актуальные сегодня, утрачивают свою актуальность уже завтра. Вопрос об адаптации к возникающим новшествам представляет собой сложную научную проблему. Особый интерес вызывает проблема подготовки студентов специальности «журналистика», поскольку профессия журналиста предполагает умение не просто приспосабливаться к быстро меняющимся условиям общественной жизни, но и давать им оценку, выделять главное, отсеивая малозначительное, формировать общественное мнение по тем или иным проблемам, которые возникают в обществе. Понимание того факта, что журналист — это человек, чья профессиональная деятельность связана не просто с предоставлением оперативной информации о событиях, происходящих в обществе, но и личность, которая может оказывать большое влияние на формирование общественного мнения по различным вопросам, является важной составляющей подготовки студентов специальности «журналистика». Справедливо писал в книге «О телевидении и журналистике» известный французский социолог П. Бурдье: «Как известно, сказать – значит заставить увидеть, создать, вызвать к жизни. И слова могут натворить много бед…» [1, с. 149].

Чувство ответственности за предоставляемую информацию, размышления о тех последствиях для общества, которые  может иметь та или иная информация, возникает у студентов факультета журналистики не сразу. Глубокое проникновение в смысл своей будущей профессии возможно только при условии заинтересованного отношения к ней. Заинтересованное отношение предполагает не просто желание найти определенный способ зарабатывания денег при помощи своих профессиональных умений, но и стремление раскрыть через профессию свои творческие способности и даже амбициозное желание улучшить отрасль своей профессиональной деятельности в целом. Возможностей для реализации таких амбиций сегодня достаточно. Прежде всего это связано с развитием информационно-коммуникативных технологий, появлением электронной медиа-среды. Чтобы реализовать желание доносить информацию людям, сегодня можно быть не только профессиональным журналистом, но и, например, блогером-любителем. Иногда число просмотров роликов, созданных блогерами-любителями, намного выше, чем число просмотров сюжетов, созданных на профессиональном канале какого-нибудь регионального медиа. Но здесь есть множество проблем. Непрофессиональная работа с информацией нередко отличается не очень высоким качеством предоставляемого информационного продукта. Информация может подаваться субъективно, не корректно и так далее. Неопытный контент-мейкер, не разобравшись детально в проблеме, может преподнести какое-либо событие в таком ракурсе, который полностью исказит смысл происшедшего. Отдельные люди могут принять его информацию за истину, что повлияет на их поведение и может создать не нужную ситуацию в обществе.  Возникает вопрос: имеет ли право человек свободно размещать такую информацию? Какую персональную ответственность он за это несет? Прежде, чем поделиться информацией, нужно быть уверенным в её достоверности. Даже можно сказать, что необходимо провести определенное расследование. Но для того, чтобы это сделать, у человека должны быть сформированы навыки исследователя, сформирована способность критически мыслить. Большинство людей сегодня информацию воспринимает не критично, доверяет тому, что показывают по телевизору или размещают в Интернете. Доверие — это хорошее качество. Без доверия общество не может существовать. Однако многие современные СМИ злоупотребляют доверием людей, которое не является безграничным ресурсом. Как справедливо пишет по данному вопросу Дерябина А.С.: «В условиях бурного развития электронных коммуникаций потребность в достоверной, правдивой информации экспоненциально возрастает, и вопросы, связанные с правом на информацию, становятся все более принципиальными и острыми» [2]. В этой ситуации у профессиональных журналистов есть больше возможности получить истинную информацию. Для этого студентам, которые готовятся по специальности «журналистика», с самых первых курсов необходимо развивать свои исследовательские способности. Участие в научных конференциях, где нужно осуществлять поиск по строгим научным правилам, публично представлять информацию перед профессионалами высокого уровня, требует от студента больших усилий, серьёзной работы с информацией, расширение кругозора. Сам процесс написания научных статей, сбор информации по какой-либо научной теме является важной точкой профессионального роста студента, поскольку он получает опыт написания не только публицистического материала, но и научного. Осуществляя научные исследования, студент повышает культуру своего логического мышления, вырабатывает привычку рассматривать любую информацию с точки зрения соответствия ее определенным критериям: аргументированность, непротиворечивость, отсутствие подмены смыслов, прямой лжи и так далее. Хорошо подготовленные специалисты-журналисты, выстраивающие информацию по принципу серьёзного научного исследования, очень важны для общества. Это особенно верно в кризисной ситуации. Российская профессор В.А. Славина пишет: «Роль журналистики резко возрастает в сложные периоды жизни общества» [3, с. 384]. Сегодня общество находится в достаточно сложной ситуации. Кризисные явления в экономике, политике, культурной сфере заставляют людей искать ответ на вопрос: в чем причина неблагополучия? Многие аналитики полагают, что причина заключается в усилении влияния экономической или, скорее, коммерческой составляющей на все сферы жизни общества. Коммерциализация проникает и в СМИ. Журналисты пишут не достоверные статьи, а информацию, за которую платят. Как отмечают исследователи этой проблемы, «… немаловажным является вопрос о том, способен ли журналист делать самостоятельный выбор, отстаивать право на предоставление аудитории правдивой информации или под давлением готов предъявлять факты в том свете, в каком это выгодно собственникам издания, государственным или коммерческим структурам» [2]. Однако свобода выбора — сложное явление. Есть виды деятельности, которые ориентированы на такую свободу в большей, чем другие, степени. Такой деятельностью является, например, научная деятельность. Наука требует объективности, достоверности. Иначе результат научных исследований не будет действенным. Человек, занимающийся наукой, в силу специфичности своей деятельности постоянно имеет ввиду истинность той информации, с которой работает.

Таким образом, можно предположить, что студенты специальности «журналистика», которые систематически занимаются научно-исследовательской деятельностью, склонны проявлять большую ответственность по вопросу достоверности  предоставляемой ими информации, у них в большей степени, по сравнению со студентами, не занимающимися научными исследованиями, проявляются такие качества как  требовательность к информации, критичность её восприятия, анализ фактов и т. п. Это, в свою очередь, способствует более высокому развитию профессионального самосознания таких студентов, помогает им сделать осознанный выбор относительно своей профессиональной стратегии в будущем.

 

Список литературы

 

  1. Бурдье, П. О телевидении и журналистике / пер. с фр.  Т.В. Анисимовой и Ю.В. Марковой. М. : Прагматика культуры; Институт экспериментальной социологии, 2002. 159 с.
  2. Дерябина, А.С. Стремление к самодетерминации в структуре профессиональной идентичности журналиста / А.С. Дерябина // Медиаскоп. 2017. Вып. 4. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2391. Дата доступа: 07.05.2020.
  3. Славина, В.А. Информационная война: правда и ложь в журналистике (опыт типологического исследования) // Преподаватель XXI век. 2015. № 22. – С. 383–390.
Запись опубликована в рубрике Секция 6. Актуальные вопросы современного социогуманитарного знания. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

6 комментариев на «Салимбаев М.С. НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ЖУРНАЛИСТИКА»»

  1. Щелков А. говорит:

    Интересная позиция. Если бы все журналисты занимались наукой, то, может, информация в СМИ у нас была бы более объективной.

  2. Евгения говорит:

    Как Вы думаете, когда журналист пишет недостоверную информацию, может быть, что он сам заблуждается? Сейчас такие сложные процессы в мире. Трудно разобраться в них даже крупным специалистам. А журналист всё же информирует, исходя из того, что видит на поверхности. Вы согласны?

    • Матвей Салимбаев говорит:

      Евгения, спасибо за вопрос. В нашем современном обществе с каждым днём появляется всё больше контент-мейкеров. И я согласен с Вами, что не все и не всегда бывают объективными. Если журналист информирует, исходя из того, что видит на поверхности, могу отметить, что он или представитель жёлтой прессы или не опытен, так как публикуемая им информация должна иметь факты и подтверждения, материал не должен быть сырым и не обоснованным. Ко всему прочему, есть журналисты, которые публикуют фэйки, за денежные вознаграждения (извне) для своих каких-либо целей. Я считаю, что если Вас интересует какая-либо информация, Вам следует проверить её лично, т.к. опять же, не всегда она бывает объективной и достоверной.

  3. Александра говорит:

    Очень актуальная тема. Автор пишет о том, что роль журналистики возрастает в кризисные периоды. Современная ситуация также показывает, что информационная повестка дня, формируемая журналистами, оказывает значительное влияние на общественное мнение.

    Каким образом потребители информационного продукта могут отличить где объективная информация,а где — фейк?

    • Матвей Салимбаев говорит:

      Спасибо за вопрос, Александра. Потребителю информации прежде всего не рекомендуется принимать информацию из некачественных источников, таких как: блогеры-любители, жёлтая пресса и интернет источники, в которых отсутствует информация об авторе публикации. Я считаю, что человек без должной подготовки не сможет сделать объективный сюжет. Необъективность сюжета, может легко ввести в заблуждение человека с некритическим складом ума, который легко верит в то, что услышал/увидел. Мой совет — проверять важную для Вас информацию лично, используя интернет ресурсы, официальные сайты и мнение профессиональных журналистов.

Обсуждение закрыто.