Савицкая Е.Н. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГР И ИГРОВЫХ МОМЕНТОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ ДЛЯ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЯМИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (ТРУДНОСТЯМИ В ОБУЧЕНИИ) В I–II КЛАССОВ

УДК  372.851

Савицкая Е.Н.

учащаяся 9 класса ГУО «Коптёвская средняя школа»

 (Научный руководитель — Синкель Г.В., учитель-дефектолог высшей категории ГУО «Коптёвская средняя школа»)

Использование игр и игровых моментов  на уроках математики для активизации познавательной деятельности учАЩИХСЯ с НАРУШЕНИЯМИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (трудностями в обучении) В III классов

 

Аннотация. В данной статье показаны варианты применения игр и игровых моментов для активизации познавательной деятельности учащихся 1-2 классов с трудностями в обучении на различных этапах учебного занятия.

 Математика является одной из сложных дисциплин и вызывает трудности при изучении у многих обучающихся, а особенно у детей с особенностями психофизического развития. Некоторые темы математики кажутся недостаточно интересными, порой скучными и, к тому же, тяжёлыми для восприятия. Возникает необходимость поиска методов и средств, обеспечивающих формирование мотивации у учащихся и предоставление им информации в понятной форме.

Цель данной работы – обоснование использования игр и игровых  моментов на уроках математики для активизации  познавательной деятельности детей с нарушениями психического развития (трудностями в обучении), и анализ достоинства и ограничения использования игр.

В ходе исследования решались следующие задачи:

  • изучить литературу по использованию игр на уроках математики, по активизации познавательной деятельности младших школьников;
  • определить возможности игр и игровых моментов на уроках математики для активизации познавательной деятельности учащихся с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) в I–II классах;
  • проанализировать достоинства и ограничения использования игр на уроках математики с детьми с нарушениями психического развития (трудностями в обучении).

Ведущая идея использования игр и игровых моментов на уроках математики  – заинтересовать и тем самым активизировать познавательную деятельность обучающихся и желание учиться; находить новое, раскрывать себя и сформировать положительную установку к обучению в целом.

К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци и др. высоко оценивали значение игры для всестороннего развития личности. Занимательность математическому материалу придают игры и игровые элементы. Игровая форма занятий создаётся на уроках при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые обязаны выступать как средство побуждения и стимулирования учащихся к учебной деятельности. При подборе игр надо помнить о том, что они должны содействовать полноценному всестороннему развитию психики детей, их познавательных способностей, речи, прививать интерес к математике, формировать умения и навыки учебной деятельности, помочь обучающимся овладеть умением анализировать, сравнивать, абстрагировать, обобщать. В процессе проведения игр интеллектуальная деятельность обучающихся должна быть связана с их действиями по отношению к окружающим предметам, в связи с особенностями детей. Опора на действия с предметами постепенно сокращается. Проговаривание игровых действий переходит во внутренний план (действия в уме).

Дидактические игры особенно необходимы в обучении и воспитании детей в I классе. В них удаётся сконцентрировать внимание даже самых инертных учащихся. Вначале они проявляют интерес только к игре, а затем и к тому учебному материалу, без которого игра невозможна. Постепенно у детей пробуждается интерес и к учебному предмету [3, с. 4].

У детей 6–8 лет с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) слабо развито абстрактное мышление; для них значимо только то, что окружает их в данный момент, то, что происходит с ними сейчас. У них недостаточно развита оперативная память: им требуется многократное предъявление материала. Также младшие школьники не в состоянии поддерживать произвольное внимание дольше 3–5 минут. При этом их непроизвольное внимание гораздо менее ограничено: дети дольше могут заниматься тем, что им интересно, что имеет для них смысл (например, игра). Однако использование дидактических игр оправдано только тогда, когда они тесно связаны с темой урока, органически сочетаются с учебным материалом, соответствуют дидактическим целям урока. Игровые приёмы обычно воспринимаются детьми с радостью в силу того, что отвечают возрастному стремлению к игре. В их основу вкладываются привлекательные задания и действия.  Используются столь свойственные детям элементы тайны, интриги и разгадки, поиска и находки, ожидания и неожиданности, игрового передвижения, соревнования, они стимулируют умственную активность и волевую деятельность детей, способствуют обеспечению осознанного восприятия учебно-познавательного материала, приучают к посильному напряжению мысли и постоянству действий в одном направлении, развивают самостоятельность.

Игровой приём должен не отвлекать детей от учебного содержания, а, наоборот, привлекать к нему ещё больше внимания. Важно с самого начала заинтересовать детей, поэтому урок начинается с игрового момента. На урок приходят сказочные герои, приносят письма, телеграммы, в которых изложена просьба. Например, в класс приходит  письмо с просьбой от любимых детьми персонажей Маши и Медведя, где Медведь просит научить математике Машу. В течение урока ребята обучают Машу, помогают Медведю, при этом усваивают ту или иную тему. В гости к детям приходят Весёлые человечки, например, Карлсон, Незнайка, гномы, Мудрая сова. Они приносит  задания по теме  разной  сложности. На урок также приходят любимые детские игрушки, герои из сказок и мультфильмов. Перед Новым годом дети встречаются с Дедом Морозом. Выполнив все задания, они поднимаются в гору за новогодней ёлкой, преодолев все преграды на пути, или возвращают похищенную Снегурочку.

Уроки-игры проходят очень живо в эмоционально благоприятной психологической обстановке, в атмосфере доброжелательности, свободы, равенства, при отсутствии скованности. На игровом уроке совершаем путешествие по городу, по станциям. Отправляемся в гости к героям книг, мультфильмов, на цирковое представление, в «Волшебный лес», на лесную поляну, на луг. В играх-путешествиях, например, «Путешествие на остров к Робинзону Крузо», «По стране Математика» развивается речь, активизируется внимание детей, расширяется кругозор, прививается интерес к предмету, развивается творческая фантазия, воспитываются нравственные качества. Дети играют, а играя, непроизвольно закрепляют, совершенствуют и доводят до автоматизированного уровня математические знания. А самое главное, благодаря игре, есть возможность учесть индивидуальные особенности и уровень имеющихся знаний обучающихся. Используются сюжеты любимых детских сказок. Например, дети хорошо знают сказку «Теремок». Всем, кто просится пожить в домике, даётся задание, дети помогают героям с ним справиться, потому что хотят, чтобы все жили дружно под одной крышей. Используя сказку «Колобок»,  учащиеся помогают Колобку избежать неожиданных препятствий, преодолеть все трудности.

Сказка вызывает у детей радость, внимание и интерес. На таких уроках царит хорошее настроение, а это залог успешной работы. Преодоление препятствий вместе со сказочными героями придаёт обучению яркую эмоциональную окраску, что способствует повышению внимания и усвоения учебного материала.

При объяснении нового материала используются такие игры, которые содержат существенные признаки изучаемой темы, т.е. в них заложены практические действия детей с группами предметов или рисунков. При изучении раздела «Однозначные числа» используются игры, с помощью которых дети осознают приёмы образования каждого последующего и предыдущего числа. На этом этапе применяется игры «Составим поезд», «Почтальон» и др. При изучении нумерации в пределах десяти доводится до понимания детей, что последнее, названное при счёте число, обозначает общее количество всей группы предметов, также сравниваем каждое предыдущее число с последующим и наоборот, дети устанавливают соответствие между числом и цифрой. С этой целью проводятся игры «Лучший счётчик», «Хлопки», «Число и цифру знаю я» [2]. При изучении состава чисел большую помощь обучающимся оказывает  игра «Числа, бегущие навстречу друг другу» [1]. Для закрепления состава чисел предлагаются игры: «Арифметический лабиринт», «Угадай-ка!», «Эстафета»,  «Контролёры». Смысл этих игр заключается в том, что дети проговаривают все случаи состава числа 10 и выигрывает тот, кто назовёт наибольшее число комбинаций. Детям очень нравятся задачи в стихах [6], игры с мячом.

Доказано, что человек запоминает 20% услышанного, 30% увиденного и более 50% того, что он видит и слышит одновременно. Для того чтобы облегчить процесс восприятия и запоминания информации, используются презентации Power Point. Выполненные к урокам презентации значительно экономят время, позволяют дифференцировать подход к учащимся, способствуют формированию интереса к предмету и, следовательно, положительно влияют на успеваемость школьников. На уроках математики в I классе с помощью слайдов проводятся цепочки для устного счёта, задания на состав чисел от 3 до 10 (игры «Вертолётчики», «Капли и зонтик», «Паровозик из Ромашково», «Микки Маус — хоккеист», «Собери яблоки», «Белочка и орешки» и  др.).

Подобранные упражнения для устного счёта состоят из различных по содержанию и сложности игр и заданий, направленных не только на формирование вычислительных навыков, но и на активное развитие мыслительных операций. Упражнения для устного счёта предъявляются учащимся в форме различных дидактических игр, шифровок, математических диктантов, карточек с примерами, таблиц для заполнения на разных этапах урока математики, презентаций.  Предлагаются они учащимся на основе полисенсорного подхода, т.е. включения в деятельность слуха, зрения, двигательного и тактильного анализаторов.

Все игры, которые используются на уроках, можно разделить на группы: сюжетно-ролевые и  игры-упражнения. В сюжетно-ролевых играх есть элементы ролевой игры: сюжет, роль, игровое действие, игровое правило. («Определи маршрут корабля», «Где произойдёт стыковка космических кораблей?», «Кому подать мяч?», «Телефон», «Телеграф» и др. [7]. Уроки-путешествия, уроки-сказки вызывают больший интерес у детей. Эти игры хороши при закреплении и обобщении материала. Однако большая часть игр – это игры-упражнения, в них включены отдельные элементы игры (элемент загадки, игровое действие или правило). Игры «Поймай бабочку», «Хлопки», «Парашютисты», «Незнайка — математик», «Корабль стартует в космос».

Программой II класса предусмотрено использование приёма сложения и вычитания однозначных чисел в пределах 20 с переходом через разряд. При решении таких примеров дети испытывают большие затруднения. Для этого нужно многократно повторять приёмы сложения и вычитания разными способами. Чтобы было легче запомнить и не утомительно, используются игры «Рассади пассажиров», «Гараж», «Лови» и др. При изучении нумерации чисел в пределах 100 нужно научить детей читать и записывать числа. Для закрепления устной нумерации используются игры «Молчанка», «Продолжай», «Помоги числам занять свои места» [9]. Сложение и вычитание в пределах 100 – наиболее сложный раздел программы по математике во II классе. С целью формирования вычислительных навыков сложения и вычитания двузначных чисел используются  игры «Меткие стрелки», «Кто быстрее долетит до Луны», «Магические квадраты», «С Новым годом», «Математический баскетбол», «Воздушные шары» и др.

Таким образом, дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разнообразном материале, постоянно поддерживая, сохраняя положительное отношение к математическому заданию, которое заложено в содержании игры, занимательных упражнениях. Используются также задания на смекалку и задачи на сообразительность. Такие задания обязательно объясняются и анализируются, главным образом, на этапе закрепления и повторения учебного материала и не более 1–2 заданий на уроке.

Учебный материал в игре усваивается через все органы приёма информации, причём делается это непринуждённо, как бы само собой, при этом деятельность учащихся носит творческий, практический характер. Происходит стопроцентная активизация познавательной деятельности учащихся на уроке.  Однако обращаться с игрой в учебной деятельности нужно аккуратно, взвешивая все «за» и «против» (таблица).

 

Таблица – Достоинства и недостатки использования игр и игровых приемов на уроке

 

Достоинства игр и игровых приемов Недостатки игр и игровых приемов
Способствует повышению интереса, активизации и развитию мышления Подготовка требует больших затрат времени
Несёт здоровьесберегающий фактор Сложность в организации
Способствует использованию знаний в новой ситуации Увлекаясь игрой можно потерять  образовательное содержание
Является естественной формой труда ребёнка Сложность в оценке обучающихся
Способствует формированию  самостоятельности и ответственности Невозможность использования на любом материале

 

Можно с уверенностью сказать, что использование на уроках математики игр, игровых ситуаций и занимательных заданий активизирует познавательную деятельность обучающихся и способствует успешному и осознанному усвоению учебного материала. При посещении уроков в интегрированных классах и наблюдении за работой детей с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) выявилось, что дети данной категории активно работают на уроках математики, задания выполняют с интересом и правильно. Учитель интегрированного класса тоже отмечает постоянный рост успеваемости, наличие познавательного интереса у обучающихся не только к математике, но и к другим предметам.

 

Список литературы

 

1.Барбушина, С. Г. Устный счёт в пределах 10: дидактический материал по математике / С.Г. Барбушина // Мозырь : «Белый Ветер», 2006. – 82 с.: ил.

2.Блехер, Ф. Н. Дидактические игры и занимательные упражнения в 1 классе / Блехер Ф.Н.//  М : 2008. – 220 с.

3.Жикалкина, Т. К. Игровые и занимательные задания по математике для 1 класса: Пособие для учителя / Т. К. Жикалкина //  М. : Просвещение, 1989. – 63 с.

4.Жикалкина, Т.К. Игровые и занимательные задания по математике для 2 класса: Пособие для учителя / Т.К. Жикалкина // М. : Просвещение, 1986. – 47 с.

5.Загурская, Е.Л. Использование активных форм и методов обучения в работе с младшими школьниками: метод. Пособие / Е.Л. Загурская // Мозырь: Белый ветер, – 2006. – 56с.

6.Ковалевская, Н. Л. Математика в стихах и загадках: 1 – 4 классы / Н. Л. Ковалевская // Минск: Аверсев, 2007. – 68 с.

7.Кушнерук, Е. Н. Занимательность на уроках математики в начальных классах / Е.Н. Кушнерук // Минск, 2007. – 395 с.

8.Мавлютова, Н. Р. Устный счёт. 2 класс: пособие для учителей.  – 3-е изд. / Н. Р. Мавлютова // Мозырь: Белый ветер, 2007. – 115 с.

9.Перова,  М. Н. Дидактические игры и упражнения по математике / М. Н. Перова  // М., 2006. – 345 с.

 

Запись опубликована в рубрике Секция 7. Путь в науку. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

1 комментарий на «Савицкая Е.Н. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГР И ИГРОВЫХ МОМЕНТОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ ДЛЯ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЯМИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (ТРУДНОСТЯМИ В ОБУЧЕНИИ) В I–II КЛАССОВ»

  1. Надежда Голонская говорит:

    Данная статья помогла мне разобраться в разнообразии дидактических игр, применяемых на уроках математики в интегрированном классе.

Обсуждение закрыто.