Шамрило В.С. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ДОШКОЛЬНИКА В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

УДК 373.2

Шамрило В.С.

3 курс, педагогический факультет

Учреждение образования «Гродненский государственный университет имени Я. Купалы»

(Научный руководитель – Ковалева Е.А., старший преподаватель кафедры педагогики и психологии детства ГрГУ им. Янки Купалы, магистр педагогических наук)

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ДОШКОЛЬНИКА В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Аннотация. В данной статье раскрывается значимость применения игр экологического содержания в формировании познавательного интереса детей дошкольного возраста. Представлены результаты исследования познавательного интереса дошкольника в процессе игровой деятельности экологической направленности.

 Наиболее благоприятным периодом эмоционального взаимодействия человека с природой является дошкольный возраст, когда чувства и разум развиваются в соответствии с характером отношений с окружающим миром. Многие из известных педагогов считали природу одним из средств воспитания детей. Например, Я.А. Каменский видел в природе источник знаний, средство для развития разума, чувств и воли, а К. Д. Ушинский считал, что дети должны быть ближе к природе, так как это позволит сообщать им все полезное и доступное для их интеллектуального развития. В.Г. Белинский и А.И. Герцен говорили о том, что детей необходимо приобщать к природе, формировать у них устойчивый и глубокий интерес к ней, так как без этого невозможно накопление разнообразной информации об окружающем мире.

Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста является одной из актуальных проблем современного образовательного процесса. Как известно, знания, полученные без интереса, не становятся полезными, осознанными.

Познавательный интерес – важнейшее образование личности, которое формируется в социальных условиях, в процессе взаимодействия с окружающим миром и не является изначально присущим человеку от рождения.

Влияние игр с экологической направленностью на познавательную деятельность детей дошкольного возраста изучали такие ученые, как Ф. Фребель, К.Д. Ушинский, Н.К. Крупская, Ф.Н. Блехер, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, А.И. Сорокина, А.К. Бондаренко, Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова и др.

По мнению Н.Г. Морозовой,  познавательный интерес – это  «эмоционально-познавательное отношение (возникающее из эмоционально-познавательного переживания) к предмету или к непосредственно мотивированной деятельности, отношение, переходящее при благоприятных условиях в эмоционально-познавательную направленность личности» [5, с. 22].

Изучая данную проблему, Л. А. Венгер указывал, что формирование познавательных интересов у детей-дошкольников опирается на их общую эмоциональную отзывчивость и активность, которые в разнообразной деятельности превращаются в познавательный интерес как направленность личности ребёнка на процесс познания и содержания знаний. Первые познавательные интересы связаны с игрой и практической деятельностью. В игровой деятельности детей объективно сочетаются два очень важных фактора: с одной стороны, дети включаются в практическую деятельность, развиваются физически, привыкают самостоятельно действовать; с другой стороны, получают моральное и эстетическое удовлетворение от этой деятельности, углубляют познания окружающей их среды [2, с. 22].

В процессе ознакомления дошкольников с природой не малое место занимают дидактические игры. В них решаются задачи, в которых ребенок получает возможность научиться различать признаки предметов и явлений. Сравнить их и сгруппировать, провести классификацию по общим признакам. Дошкольники делают выводы, рассуждают и во время этих процессов у них тренируется память и внимание, а также произвольное восприятие. У них активизируются умственные процессы, способствующие умению играть вместе. Игры экологического содержания дают возможность детям оперировать самими предметами природы, сравнивая их, отмечать изменения отдельных внешних признаков.

Дидактические игры с экологической направленностью, несмотря на огромное разнообразие, отражают такие общие характерные черты, присущие этой форме деятельности, как взаимоотношения играющих с окружающей средой и познание реальной действительности.

Игры с экологическим содержанием даёт возможность ребёнку в живой, увлекательной форме познакомиться с широким кругом явлений окружающей действительности, активно воспроизвести их в своих действиях, она является одним из наиболее продуктивных средств формирования познавательного интереса, способствует умственному развитию. Правильное включение игр в процесс развития, помогает скорректировать работу по формированию познавательных интересов старших дошкольников, сделать ее более эффективной.

А.Н. Леонтьев, анализируя значения дидактических игр с экологическим содержанием для развития основных черт личности, указывает на два существенных аспекта, определяющих роль этого вида игровой деятельности. Первый заключается в том, что игры создают условия, в которых впервые появляется «самостоятельная сознательная оценка ребенком своих конкретных возможностей умений». Второй относится к содержащимся в играх с двойной задачей (дидактической и воспитательной) моральным моментам [3, с. 53].

Эффективность дидактических игр экологического содержания целиком зависит от создания условий и правильного их использования. Необходимым условием для успешной реализации дидактической игры экологического содержания является наличие игрового материала: комплекты игрушек, разнообразный раздаточный материал, комплекты настольно — печатных игр. А также эффективность игры зависит от действий и подготовки воспитателя. Он продумывает, организует игру, готовит необходимую атрибутику, насыщает игру действиями, диалогами, через которые и осуществляется дидактическая цель.

С целью изучения познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста, нами была проведена диагностическая методика «Угадай, что в ящике» Э.А. Барановой [1, с. 13].

В ходе проведения диагностической методики испытуемым предлагалось задавать вопросы для того, чтобы по ответам взрослого угадать, что находится внутри. Использовалась темная коробка с вложенным предметом, часто встречающимся в окружающей обстановке.

По результатам исследования, были получены следующие данные: 25% испытуемых продемонстрировали высокий уровень развития познавательного интереса. Вместе с тем, 56,25% дошкольников показали средний уровень развития познавательного интереса. Таким образом,  у 18,75% дошкольников обнаружен низкий уровень развития познавательного интереса.

Повышению уровня будет способствовать включение в образовательный процесс игр с экологическим содержанием. При выборе игры необходимо принимать во внимание возраст детей; важную роль играет также большая или меньшая степень умственного развития детей. Дети, отличающиеся развитым умом, тяготятся простыми играми, не требующими сообразительности и внимания. Наоборот, более сложная игра, не требующая одних только механических движений, основанная на оценке того или другого положения, сообразительности и ловкости участников, доставляет детям много удовольствия, заставляя их с охотой и большим интересом следить за ходом игры и ожидать финала ее.

В ходе руководства играми экологической направленности необходимо учитывать принципы формирования игровой деятельности у дошкольников (предложены Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова):

  1. Чтобы дети овладели игровыми умениями, взрослому следует играть вместе с ними.
  2. Начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства при формировании у ребенка игровые умений необходимо ориентировать его на возможное взаимодействие с партнером- сверстником.
  3. Взрослый, играя с детьми вместе на протяжении всего дошкольного периода, должен на каком его этапе развертывать игру т.д., чтобы ребенок открывал, усваивал специфические, постепенно усложняющиеся способы построении игры [4, с. 49].

Роль взрослых в формировании познавательного интереса у детей дошкольного  возраста очень велика. Педагогам и родителям следует помнить, что для формирования и развития познавательного интереса детей дошкольного возраста необходимо:

  • поддерживать в каждом ребенке веру в себя, в свои силы, поощряя его доверием, положительными оценками;
  • обеспечивать равные, партнерские позиции воспитателя и ребенка, воспитывая у него чувство собственного достоинства.

Таким образом, развитие познавательного интереса является одной из актуальных проблем современного образовательного процесса в УДО. Поэтому необходимо строить педагогический процесс таким образом, чтобы ребёнок был включён в активную познавательную деятельность, связанную с положительным эмоционально окрашенным отношением к изучению предмета, с радостью познания, с преодолением трудностей, с созданием успеха, с самовыражением и утверждением развивающейся личности.

 

Список литературы

 

  1. Баранова, Э.А. Психологическая система изучения и формирования познавательного интереса в структуре общей способности к учению в дошкольном и младшем школьном возрасте : автореф. дис. … д-ра психол. наук : 19.00.07 / Э. А. Баранова. – Н. Новгород, 2006. – 53 с.
  2. Венгер, Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возрасте / Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко. – М.: Академия, 1989. – 188 с.
  3. Леонтьев, А.Н. Потребности, мотивы, эмоции / А.Н. Леонтьев. – М.: Педагогика, 1971. – 186 с.
  4. Михайленко, Н.Я. Как играть с ребенком / Н.Я. Михайленко, Н. А. Короткова. – М.: Линка-Пресс, 2015. – 162 с.
  5. Морозова, Н.Г. Учителю о познавательном интересе / Н.Г. Морозова. – М.: Просвещение, 1997. – 95 с.

 

 

 

 

 

Запись опубликована в рубрике Секция 1. Детство в аспекте педагогических и психологических исследований. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

3 комментария на «Шамрило В.С. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ДОШКОЛЬНИКА В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ»

  1. Елизавета Занемонская говорит:

    Виктория Сергеевна, какие рекомендации педагогам и родителям дали бы вы по организации дидактических игр с экологической направленностью?

    • ВИКТОРИЯ ШАМРИЛО говорит:

      Спасибо за вопрос.
      Прежде всего, родителям и педагогам УДО необходимо поддерживать в каждом ребёнке веру в себя, в свои силы, поощряя его положительными оценками. Также необходимо обеспечивать партнёрские позиции воспитателя и ребёнка, воспитывая у него чувство собственного достоинства.

      • Елизавета Занемонская говорит:

        Спасибо, действительно очень интересная тема, как для педагогов, так и для родителей дошкольников.

Обсуждение закрыто.